В каждом жанре есть свои глыбищи, дальше которых не-фанату ходить, может быть, и не стоит. Мое знакомство с прог-металом когда-то началось (и, очень может быть закончится) с небезызвестной группы Dream Theater. Мне нравится их слушать, но пока совершенно нет ощущения, что надо лезть глубже.
Композиции Dream Theater чем-то напоминают калейдоскоп - в них достаточно большое, но все же ограниченное количество разноцветных штучек, побрякушек, стекляшек, выдающих себя за драгоценные камни, которые каждый раз ложатся каким-то новым образом - очень похожим на что-то предыдущее и все равно отличающимся какой-то деталью. Эта иллюзия новизны, а также непредсказуемость и головокружительность смены образов удерживает внимание от трека к треку, от альбома к альбому.
Другая особенность - это, безусловно, динамика. Может, поэтому, здорово слушать DT в пути, в поезде. Скорострельные соло, пулеметные сбивки, неожиданные переходы из света в тень и обратно напоминают сумасшедшее мельтешение отсветов солнца через лесные ветви, проносящиеся за окном скорого поезда. Сама музыка - несокрушимо-поступательное движение безупречно отлаженного хитроумного механизма. Да и вообще прослушивание альбомов DT очень напоминает путешествие по каким-то причудливым ландшафтам.
Делать какие-то развернутые рецензии на отдельные альбомы, может, и не имеет смысла - DT очень мало меняются со временем, тем не менее, какие-то мысли зафиксировать хочется.
When Dream And Day Unite (1989)
Этот первый альбом - еще со старым вокалистом Чарли Доминичи. Он поет приторно-высоким голосом и иногда напоминает хайрастый метал 80-х, а иногда, как ни странно, Rush (вообще-то мне иногда кажется, что из Rush не просто Dream Theater, а весь прог-метал вышел). Обложка, изобрающая пытку Юноши с Волосатыми Подмышки группой DT, выдает музыку, которая местами находится на грани неадеквата. Тем не менее, время от времени проскакивают интересные музыкальные мысли. Собственно, ловля этих мыслей, может быть, - один из редких способов получать честное удовольствие от диска.
Images And Words (1992)
Собственно, первый альбом "полноценного" DT, уже с вокалом ЛаБри. Это, по идее, и есть дебют, и для дебюта здесь очень здоровский уровень. Вообще, кажется, что тут уже заложены все будущие альбомы Dream Theater, может и дальше-то ходить не нужно. Идея сформулирована: американистый мелодичный AOR, сыгранный по-металлически тяжело, и по-проговому непредсказуемо. DT совершенно не боятся быть доступными - уже на второй песне, уверенно себя чувствуя, на сцене появляется (видимо, первый и последний раз в истории группы) саксофон. Интересно заметить заезды в другие стили - тут есть и фанк и даже, кое-где, запообразный джаз-рок. Ценно, что группа здесь еще не раздавлена собственными амбициями и ожиданиями общественности или лейбла - это чувствуется. Доступность и забой на удивление хорошо сбалансированы. Красивые и рассветлые композиции с хорошим концом.
Awake (1994)
С первой же песни, когда начинается угрожающий рык ЛаБри, становится ясно, что ребята пробуют что-то еще. Альбом жестче, мрачнее и сложнее. "Сложность", зачастую, правда, заключается в том, что группа просто меняет всякие хитроумные размеры с угрожающей скоростью еще до того, как слушатель успел понять, в какой терновый куст его забросили на этот раз. Группа как будто мельчит, и зачастую возникает ощущение, что за этим мелким частоколом виртуозности музыкальных идей совсем не так много. Для контраста - почти фолк-номер Silent Man, как будто сыгранный на гитаре, на кухне. В противоположность предыдущему диску - этот, по ощущениям, ночной, лунный альбом без хэппи-энда.