Верните Фурсенко

May 23, 2012 03:49


Моей нетерпимости по отношению к товарищу Фурсенко посвящается.

Мнение автора  может не совпадать с его позицией и совершенно не связано
с позицией организации, с которой автора связывают официальные отношения.

Новый министр образования (а это, если кто-то не знает, Дмитрий Ливанов) обнародовал планы по разрушению высшего образования. В момент прочтения статьи, которая очень аккуратно и осторожно раскрывает оные планы, мне остро захотелось вернуть Фурсенко, несмотря на всё мое неприятие данного персонажа.

В общем и целом, Дмитрий Ливанов подтвердил свою готовность продолжать линию Фурсенко, но, судя по первому его интервью, меры будут еще жестче, а их необходимость еще сомнительней.

Давайте разберемся, что предлагал Андрей Александрович, что собирается делать Дмитрий Викторович, и что из этого грозит получиться.

"Я глубоко убежден: не нужна высшая математика в школе. Более того, высшая математика убивает креативность", - заявил Фурсенко на заседании коллегии по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников.
Министр отметил, что он лично и ректор МГУ Виктор Садовничий не изучали в школе высшую математику, и при этом - "не дурее других". (вот отсюда, 11/02/2009)
Видимо, русский язык теперь уже бывший министр изучал так же хорошо, как математику. А я просто напомню слова великого русского ученого, основателя МГУ, М. Ломоносова: "Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит".
Сегодня МОН предлагает следовать введенным Фурсенко образовательным стандартам (2009 год), в которых основное внимание уделяется "развитию креативности и формированию целостной реалистичной картины современного мира". Как педагог, могу сказать, что у детей реалистичная картина мира слабо коррелирует с креативностью (тьфу, вот слово-то поганое, я предпочитаю говорить "воображение" или "творческие навыки"). Либо мы придумываем, либо реально смотрим на мир, а так, чтобы оба и сразу - так только у взрослых получается, когда они подобные речи пишут. Вроде и о реальном мире, а вроде такой креатив...
По этому поводу в свое время высказалась Анна Мехед, Учитель Года-2007: "Я не разделяю точку зрения министра и считаю, что азы высшей математики позволяют структурировать мышление, находить наиболее рациональные способы мышления, позволяют ученику просчитывать риски от принятия решений"
Чью сторону принимать - министров или математиков-практиков - решайте сами. Мы же переходим к следующему вопросу: заочное и вечернее образование, а точнее, то, что его собираются отменить. "Минобрнауки подготовило проект приказа, где перечислены специальности, по которым запрещается предлагать вечернюю, заочную форму обучения и экстернат. Например, планируется, что в бакалавриате специальность "философия" нельзя будет получить в форме экстерната, а "психологию" и "политологию" - заочно. Не допускается экстернат для педагогов, реставраторов, дизайнеров. А также для экономистов и менеджеров. (источник)
В принципе, инициатива, предложенная Ливановым, интересная. С одной стороны, мы получаем более высокое качество образования (в идеале), потому что на очном, в отличие от заочного, дерут три шкуры в плане сессий и домашних заданий. С другой, для многих работающих людей исчезает малейшая надежда на второе высшее образование. Следовательно, у них нет ни шансов на изменение своего жизненного пути (если вдруг человек понимает, что имеющаяся специальность "не его"), ни на повышение квалификации без отрыва от производства (а это критично, как вы понимаете). Кроме того, ВУЗы теряют платников (второе высшее у нас в стране платное), а значит, теряют значительную часть внебюджетного финансирования. К чему это может привести, я думаю, вы понимаете, ведь сегодня и так урезали госфинансирование учебных заведений всех уровней и ступеней.
Еще одной идеей нового министра образования стала альтернатива проекту Фурсенко по сокращению количества ВУЗов в нашей стране. Ливанов предложил сократить количество бюджетных мест. В своем интервью Российской Газете он говорит: "Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест."
И там же: "Сегодня, к примеру, инженеров нам надо не так уж и много. При этом мест в вузах у нас в три раза больше, чем было тогда. Очевидно, что мест должно быть меньше, но стоимость одного студента при этом должна быть значительно выше. Не 60 тысяч, как сейчас, а 200-250 тысяч рублей. Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его."
Вот скажите, вы много знаете работодателей, которые выделят собственные немаленькие деньги на то, чтобы оплатить обучение сомнительного качества будущему специалисту, которого то ли отчислят, то ли не отчислят. И что это будет за специалист, непонятно. Никаких гарантий, зато, оплачивая кредит за студента, работодатель принимает на себя еще и обязательство взять его потом на работу, чтобы он отработал вложения работодателя в свое образование. И при этом нигде не сказано, что нужно будет брать выпускника именно на работу по профилю. У работодателя есть только обязательство принять человека на работу. На ту работу, в выполнении которой он испытывает потребность. И если какая-то компания оплатит ваше образование, а на момент вашего выпуска ей будут нужны уборщицы, то с дипломом экономиста вы пойдете мыть полы.
И еще по поводу образовательного кредита: чтобы заручиться поддержкой Садовничего (ректора МГУ) новый министр окажет поддержку проекту МГУ по введению единой стоимости высшего образования в российских ВУЗах. Естественно, на уровне МГУ, а это, к примеру, 152 500 рублей за год обучения на журналистике и 272 000 руб./год на юридическом факультете. А на факультете иностранных языков и регионоведения цена зависит от специальности и варьируется от 275 000 рублей в год на отделении лингвистики и межкультурной коммуникации и до 290 000 рублей - столько стоит год учебы на отделении перевода и переводоведения. 
Другая сторона этой же проблемы сокращения количества бюджетных мест выглядит даже менее привлекательно, чем то, о чем сказано выше. По состоянию на прошлый год на некоторые специальности медицинского института ОГУ выделяли по 2 бюджетных места, которые поделены на годы вперед за которые борются сотни выпускников как из Орловской области, так и из соседних. Сократят в два раза - останется по одному бюджетнику, а на плате учатся не всегда сознательные студенты. А ведь как учатся, так потом и лечить будут. Вас лечить и меня. Не знаю, как вам, а мне вот хочется, чтобы меня лечили, а не калечили. На учительских специальностях картина чуть менее печальная, но все равно оставляет желать лучшего. И поневоле задаюсь вопросом: а кто будет учить наших детей и чему? Если уж новые образовательные стандарты просто отвратительны, то, может быть, стоило бы надеяться на сознательность и профессионализм учителей - а их у большинства сегодняшних выпускников просто нет. То ли в ВУЗе не привили, то ли не заложено это в новой университетской учебной программе для педагогических специальностей.
Вот такие перспективы открывает нашему образованию новый министр. Что ж, ждем изменений - как в образовании, так и внутри подконтрольного ему министерства.
"Ландау классифицировал все организации на 5 видов (по уменьшению значимости и порядка): учреждение, заведение, лавочка, кабак, бардак." - Пишет у себя в твиттере Ливанов. Сейчас МОН очень сильно напоминает переходную стадию между бардаком и кабаком. И, по сути, только от Ливанова зависит, в какую сторону будут происходить изменения. Но если все-таки закрепится озвученный курс, то мне будет нечего на это ответить, кроме как: "Верните Фурсенко".

Москва, это интересно, социальное, мысли вслух, учеба, История России, притащила отовсюду, моя проза

Previous post Next post
Up