Книги.

Mar 20, 2010 11:55

Первый раз я прочитала "Час Быка" И.Ефремова лет в 14... не поняла ничего, убрала обратно на полку. Второй раз прочитала лет в 16 и поняла многое, книга проняла настолько, что выпускное сочинение в школе я писала именно по ней. "С листа", без черновиков и переписываний, сразу, начисто, полет четкой мысли.
Роман "Час Быка" был написан в 1968 году, первые издания были в сильно "отцензуренном" варианте. В книге рассказывается о том, как высокоразвитые люди Будущего, уроженцы коммунистической Земли, прилетают на планету Торманс, где, некогда бежавшие с Земли, люди создали несправедливое олигархическое общество. Перечитала лет в 20... потом еще раз лет в 25... Читаю сегодня и с неким ужасом понимаю, насколько мысли, облеченные в слова на бумаге, актуальны сегодня....

".... Очень мало места отводилось показу и обсуждению новых проблемных постановок театра, пытавшихся уловить возникающие повороты и перемены в общественном сознании и личных достоинствах. Множество кинофильмов о кровавом прошлом, покорении (а вернее, истреблении) природы и массовых спортивных играх занимали больше всего времени. Людям Земли казалось странным, как могли спортивные состязания собирать такое огромное количество не участвующих в соревнованиях зрителей, почему-то приходивших в невероятное возбуждение от созерцания борьбы спортсменов.
Только впоследствии земляне поняли существо дела. В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно.
Похожее положение занимали артисты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся "звездами", подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены. Положение, достигнутое "звездой", лишало ееили его всякой другой деятельности. Выступать в качестве артиста любому другому человеку, сумевшему самостоятельно достичь высот искусства, как на Земле, здесь, по-видимому, не удавалось. Вообще отпечаток узкого профессионализма лежал на всей жизни Торманса, обедняя чувства людей и сужая их кругозор. Возможно, это только казалось звездолетчикам в результате отбора событий и материалов информации. Только прямое соприкосновение с народом планеты могло решить этот вопрос.
В телепередачах и радиоинформации очень много внимания уделялось небольшой группе людей, их высказываниям и поездкам, совещаниям и решениям. Чаще всего упоминалось имя Чойо Чагаса, соображения которого на разные темы общественной жизни, прежде всего экономики, вызывали неумеренные восторги ивосхвалялись как высшая государственная мудрость...." (с)

"....В том и другом случае конечным результатом была бесчеловечная олигархия с многоступенчатой иерархической лестницей. Подбор на этой лестнице происходил по признаку бездумной и безответственной преданности, подкрепляемой дешевым подкупом. Монополистический государственный капитализм невозможен без олигархии, ибо при неизбежном падении производительных сил можно хорошо обеспечить лишь привилегированную верхушку. Следовательно, создавалось усиление инфернальности. Бесчисленные преступления против народа оправдывались интересами народа, который на деле рассматривался как грубый материал исторического процесса. Для любой олигархии было важно лишь, чтобы этого материала было побольше, чтобы всегда существовала невежественная масса - опора единовластия и войны...." (с)

"....Жестокость государственного олигархического капитализма неизбежно делает чувства людей, их ощущение мира мелкими, поверхностными, скоропреходящими. Создается почва для направленного зла - Стрелы Аримана, как процесса, присущего именно этой структуре общества. Там, где люди сказали себе: "Ничего нельзя сделать", знайте, что Стрела поразит все лучшее в их жизни..." (с)

Сложная книга, ее нельзя читать бездумно, ее сложно оценить с первого раза, но оценив - нельзя не задуматься....

чтиво

Previous post Next post
Up