Солдату Российской императорской армии
полагался в день фунт мяса. И было это значительно больше, чем приходилось на обывателя в мирное время. На каждый день армии требовалось более 17 тыс. голов крупного рогатого скота. Всего за войну количество израсходованного русской армией порционного скота достигло 32 млн. голов.
А было в 1914 г. в Европейской России, на которую и пала основная тяжесть мировой войны, 30,443 млн. голов крупного рогатого скота. 6,687 млн. голов в Сибири, 6,447 млн. голов на Кавказе, 5,682 млн. голов в Туркестане. Всего - 49,259 млн. голов. (Сборник статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и иностранных государств. Год десятый. Пг., 1917. СС. 259-260.) Но пропускная способность Транссиба была невелика, а Турксиба еще не было - так что лучше учитывать одну Европейскую Россию.
А холодильников не было - скот гнали гуртами до станций, везли по железной дороге, потом гуртами гнали к переднему краю, где и забивали на мясо. В результате с гражданского рынка исчезло не только мясо, но и кожи. При обычном порядке дел шкуры коров и бычков попадали к кожевникам. На войне же они сгнивали в Галиции и Мазурских болотах, примерно там же, где и солдатики...
А солдатика. прежде чем закопать, требовалось обуть в
сапоги. Кожаные, яловые или юфтевые. Запасная пара, плюс запасные подметки к каждой... А в отсутствии кож армию обувать стало не во что... И тут потребовалось
Обязательное постановление тульского губернатора от 17 октября 1914 года
о повышении ответственности за поставки для армии и их приоритетности
I.
1. Лица и учреждения, принявшие на себя поставки сырья и материалов, необходимых для действия промышленных заведений, мастерских и отдельных лиц, занимающихся производством необходимых для армии и флота предметов и материалов, а равно для потребностей военного и морского ведомств, обязуются производить таковые поставки по требованию названных
ведомств, заведений и проч. преимущественно перед всякими другими поставками, хотя бы обязательства по последним были заключены ранее принятия поставок означенным выше заведениям, мастерским и отдельным лицам или ведомствам.
2. Виновные в нарушении сего будут подвергнуты мною заключению в тюрьме до трех месяцев, или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до трёх тысяч рублей.
3. Настоящее обязательное постановление входит в действие немедленно.
II.
1. Находящиеся в пределах Тульской губернии кожевенные заводы и торговцы кожевенным товаром обязуются производить продажу товара для шитья солдатских сапог, впредь до отмены настоящего обязательного постановления, исключительно организациям, снабженным удостоверениями губернских правлений губерний, входящих в состав Московского военного
округа.
2. За продажу товара для шитья солдатских сапог в посторонние руки, сокрытие и соучастие в сокрытии его виновные будут подвергнуты мною заключению в тюрьме до трёх месяцев, или аресту на тот же срок, или денежному штрафу до трёх тысяч рублей.
3. Настоящее обязательное постановление входит в действие немедленно.
Главноначальствующий в Тульской губернии
Губернатор А. Тройницкий
ГАТО. Ф. 599. Оп. 3. Д. 142. Л. 83.
Так что война разувала население в тылу в прямом смысле... Но народ и армия - едины, и генерал Брусилов позже напишет: «Чуть ли не все население ходило в солдатских сапогах, и большая часть прибывших на фронт людей продавала свои сапоги по дороге обывателям, часто за бесценок и на фронте получала новые. Такую денежную операцию некоторые искусники умудрялись делать два-три раза».
Все посты цикла -
здесь.