Как умирают империи-6

Jan 17, 2018 13:45

Архивных бумаг о гибели Российской империи "на местах" в архивах не сохранилось. Старой бюрократии было не до того, а новая еще сформироваться не успела. Поэтому доверимся газетчикам, спешно созданному изданию "Известия Тульского губернского исполнительного комитета".

Первые известия о событиях в Петрограде получены в Туле 2 марта. В этот день стала известна телеграмма члена Государственной думы Бубликова по линиям железных дорог с извещением о занятии им Министерства путей сообщения, а затем по почте были получены краткие бюллетени из Москвы с отрывочными сведениями о событиях 26 и 27 февраля. Известия эти взволновали все слои населения, и в тот же день началась спешная организация. На Патронном заводе рабочие горячо обсуждали новые известия, затем было устроено затем было устроено общее собрание, на котором было решено, соединившись с рабочими Оружейного завода, устроить манифестацию по улицам города.
В 4 час. дня огромная масса рабочих прошла по Киевской ул. с красными флагами, и у дома губернатора состоялся митинг; все улицы, прилегающие к дому губернатора, были заняты народом, перед крыльцом были водружены два красных знамени, и между ними на руках товарищей поднимались ораторы и произносили революционные речи.
Около 8 час. вся депутация от митинга отправилась к губернатору требовать осовбождения политических заключенных. Губернатор заявил, что подчиняется силе и немедленно послал в тюрьму полицмейстера с приказанием освободить заключенных, которые и были приведены на митинг.
В это же время в помещении Союза кредитных и ссудо-сберегательных товариществ собрались члены правления союза, члены правления продовольственного комитета при Тульском обществе сельского хозяйства и некоторые другие кооперативные работники.
Обсуждался вопрос о немедленном образовании временного комитета совместно с рабочими, но войти с ними в связь не удалось, пришлось ограничиться тем, что условились с некоторыми из них собраться на другой день в 10 час. утра в помещении союза.
Около 12 час. ночи вся толпа, бывшая на митинге, двинулась к Петровским казармам, где к ней присоединились солдаты 77-го полка. Затем все отправились к баракам, где размещались 30-й и 31-й пехотные запасные полки. Везде солдаты присоединялись к толпе, которая таким образом все росла и росла. Около 6 час. утра она вновь подошла к губернаторскому дому и, арестовав губернатора А.Н.Тройницкого, повела его в кремль, на главную гауптвахту; одновременно были арестованы вице-губернатор В.Н.Шеншин и полицмейстер Давыдов. К этому времени весь кремль и прилегающие улицы были заняты толпой солдат разных полков, а на улицах начали собираться толпы жителей. Ораторы, главным образом из рабочих, старались организовывать толпы солдат с целью произвести выборы воинских депутатов, и с большим трудом выборы были произведены.
С 7 час. утра на оружейном и патронном заводах рабочие собрались в мастерские, но к работе не приступали. Были произведены выборы депутатов, и организовался, таким образом, Совет рабочих депутатов.
К 10 час. в думу явились воинские депутаты и представители кооперативов. Городская дума к этому времени была плотно окружена народом, который быстро заполнил и всё здание думы, и в большом зале открылось заседание депутатов. Председателями собрания были избраны: заведующий земской кассой мелкого кредита С. Р. Дзюбин и рабочий П. Г. Рожков. Было постановлено немедленно избрать Временный исполнительный комитет и передать ему в руки всю власть над городом. После продолжительных прений определён следующий состав комитета: по три депутата - от рабочих каждого крупного завода, по три депутата - от каждой войсковой части, по три депутата - от кооперативных организаций губернского значения и по одному депутату - от всех прочих организаций, которые пожелают избрать своих представителей.
Во время перерыва собрание разбилось на группы, по которым и были произведены выборы депутатов, утверждённые тотчас же общим собранием.

"Известия Тульского губернского исполнительного комитета", 9 марта 1917 года., №2, стр.1. Цитируется по сборнику "Октябрь в Туле", Тула, 1957, сс 76-78.

Подробности ареста губернатора мы читаем в воспоминаниях Т.Н.Селиванова:

Это было в 6 часов утра 3 марта. Демонстрация двигалась в город, по пути присоединив к себе солдат конвойной команды. В полицейском участке (в этом здании сейчас находится 2-е отделение милиции) мы забрали много оружия, брошенного разбежавшимися городовыми. Обыскав помещение, мы обгнаружили в большом сундуке спрятавшегося пристава Заварзина.
Мы решили арестовать губернатора. Но это было не так-то просто сделать. Дом был кругом закрыт. Однако нам помогли солдаты. Они сделали живую пирамиду у парадной двери, разбили верхнее стекло, открыли двер, и мы вошли в квартиру Тройницкого. Тот лежал в постели. Мы предложили ему одеться и вывели на улицу.
Солдаты из конвойной команды взяли губернатора под стражу. А затем вместе со всеми другими лицами из полицейского управления отправили на гауптвахту, которая находилась в тульском кремле...

Цитируется по сборнику воспоминаний "Это было в 1917...", Тула, 1957, с 82.

Из этих текстов складывается поразительная картина. Никакой революционной ситуации в Туле не было - "продовольственные отряды", разосланные начальником ИТОЗ генералом Третьяковым после событий начала февраля, остроту ситуации со снабжением хлебом рабочих сняли. Но весть о петроградских событиях мгновенно обрушивает всю пирамиду власти - народ с удивлением осознает, что "И так можно было?". Первыми начинают митинговать рабочие Патронного завода, ниже оплачиваемые, чем ИТОЗ. Оружейники тоже присоединяются к ним - память о недавно сосланных на фронт товарищах, всего лишь хотевших хлеба, этому способствовала. Власть демонстрирует полное бездействие, достойное своего императора. "Политические заключенные" - скорее всего, те, кто пребывал в узилище после забастовки начала февраля, те самые рабочие просившие хлеба, никакие не карбонарии... Полиция мгновенно разбегается. Пристав прячется в сундуке - забытом ныне атрибуте канцелярского быта.
Губернатор, когда в Туле резвится постепенно вооружающаяся толпа, мирно почивает в постели. Единственная преграда его аресту - закрытый дом (ныне - ул. Свободы, 52). Но - помогает практиковавшаяся в Российской императорской армии сокольская гимнастика с живыми пирамидами (достигшими апогея у физкультурников 1930-х). Сюжет, достойный разве что комедии-буфф...

Все посты из цикла здесь.

история, Тула

Previous post Next post
Up