Вчера был пост о детском синдроме дефицита внимания \ гиперактивности, который вызвал много вопросов. В основном комментарии сводились к тому, что «все дети такие», «зачем лечить активных детей» и так далее. Поэтому сегодня приведу четкие критерии, которые отделят зерна от плевел.
Прежде всего, нужно четко понимать, что у всех детей внимание БЫВАЕТ рассеянно, и они БЫВАЮТ гиперактивны. Это нормально. Здесь ничего лечить не нужно. Но иногда это внимание рассеянно практически всегда, а гиперактивность проявляется постоянно, что является ненормальным и это нужно лечить.
Диагноз синдрома дефицита внимания \ гиперактивности не устанавливается сразу. Нет такого теста или анализа, но есть критерии, по которым за ребенком наблюдают продолжительное время и только потом выносят вердикт. Весь мир работает по диагностическому и статистическому руководству Американской психиатрической ассоциации пятого пересмотра DSM-5. В русскоязычной Википедии приведен 4-й пересмотр, но я исправлю.
Сразу скажу, что более подробную инфу «из первых рук» можно найти в
Американском Национальном ресурсном центре по Синдрому дефицита внимания \ гиперактивности.
И так. Согласно DSM-5 диагноз Синдром дефицита внимания \ гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6-ти лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет - 5 симптомов. Они считаются раздельно для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны были проявляться и до 12 лет и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.
Критерии синдрома дефицита внимания \ гиперактивности по DSM-5
Невнимательность
- Часто не обращает внимание на детали, делает ошибки по невнимательности в школе или на работе.
- Часто не может сосредоточить внимание на общих задачах в работе или игре.
- При прямом общении создается впечатление, что собеседник не слушает, о чем идет речь.
- Часто не выполняет взятых на себя обязательств и не в состоянии завершить школьные или хозяйственные работы, обязанности по работе. Например, позвонили и он все бросил и уже занимается другим делом или ушел.
- Часто не может составить последовательный план мероприятий, чтобы решить какую-то проблему.
- Часто избегает, не любит или не хочет выполнять задачи, которые требуют умственных усилий в течение длительного периода времени (например, школьных или домашних заданий).
- Часто теряет вещи, необходимые для выполнения задач и мероприятий (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, документы, очки, мобильные телефоны).
- Часто и легко отвлекается
- Часто забывчив в повседневной деятельности.
Гиперактивность и импульсивность
- Часто ерзает или корчится, когда сидит.
- Часто встает в ситуациях, когда остальные сидят и ожидают.
- Часто не в состоянии принимать участие в спокойных играх.
- Часто, как бы танцует на ходу. О таких говорят, что шило в попе или электоромотор.
- Часто говорит чрезмерно.
- Часто выпаливает ответ перед тем, как успели проговорить вопрос.
- Часто не может дождаться на месте встречи, своей очереди, окончания мероприятия.
- Часто прерывает игры, работу или переключается на другие виды деятельности.