Текстильные куклы могут быть…
Очень разными. И это очень любопытно.
ТЕХНОЛОГИИ, МАТЕРИАЛЫ и СТИЛЬ в любом искусстве тесно связаны друг с другом, и в куклах особенно
автор Татьяна Овчинникова
И я попробовала для себя как то собрать, перечислить способы создания, «кубики» текстильной куклы .Конечно думаю что перечислила далеко не все.
Итак -КАК и ИЗ ЧЕГО?
Самые простые, народные куклы это всевозможные скатанки, узелки, рулетики, конвертики и т д. Они были когда то практически у всех народов мира. Сворачивая ребенку такую этнографию можно обойтись и без ножниц и без иголки и качеством тряпочек не заморачиватся. Было бы по цвету более менее симпатично
Кукол чаще всего просто шьют. И на машинке и вручную, как сподручнее
Автор Любовь Юкина
Шьют из любых обычных тканей, очень часто в подчеркнуто лоскутном, декоративном стиле
автор Любовь Лаврентьева
-шьют из различных видов тянущихся текстиля разной плотности и свойств. Этот материал позволяет добится большей пластичности в "лепке"лица
автор Ольга Жердель
- кожу кукол можно сделать и из «колготочной» полупрозрачной синтетики
автор Лиза Лихтенфельс
Можно брать за основу не готовую ткань а делать материал самим например ткать.
Гобеленовое ручное ткачество
Ковровое ткачество с этнографическими корнями
автор Мариам Ханзарян
ткачество -изображение на обобщенной форме
Ольга Люльчева
сочетание тканых кусочков и например вышивки
Мастера пробовали в кукольной поверхности и фактуру вязания,
автор Татьяна Елистратова
плетения макраме -
автор Кекштайте- Размене
возможны использование деталей из крупного плетеного кружева (автора простите в свое время не записала)
Можно использовать свалянный вручную войлок. Это отдельное самостоятельное направление в декоративно прикладном искусстве , мастерство родственное и текстильной кукле тоже -
автор Ворониха
автор Павел Гаврилов
Среди технологий создания поверхности есть и такая экзотика как текстильное ватное, папье маше-
автор Кира Котляр
иногда используют проклеенный синтепон , есть и тканевое папье маше -многослойный линкс, но к сожалению фото кукол в этой технике я не нашла.
Сама по себе ткань может быть дополнительно обработана так что ее поверхность станет жесткой и будет иначе «держать» форму. Это грунтованный текстиль ,способный дать иллюзию и фарфора и паперклея
Автор Анфиса Виноградова
И для грунтованной и для обычной ткани может быть применен самый разный декор и разные виды росписи. Лица кукол можно оформлять вышивкой
автор Вероника Гаранина
использовать технику фотопринта и декупаж как у Ирины Домановой
использовать и сплошной зашив , инструктацию поверхности бисером как
автор Анна Чумакова Шевченко
Детской игрушкой кукла часто выглядит при упрощенной лаконичной форме и применении пуговиц- глаз
Свободная роспись и лица и всей фигуры возможна и красками для батика и акрилом
автор Екатерина Гельперн
кроме акрила который ложится почти на любую ткань, роспись можно выполнять и маслом- это уже лучше делать на холсте
возможна и роспись тампонной набивкой
Ювелирно выполнена сложнейшая тонкая роспись на этой кукле и уже вообще непонятно как и чем это сделано.
автор Татьяна Горбенко
Принципы шитья куклы тоже могут быть разными. Есть лица- профильные со швом
фото со стенда кукольников Твери, автора я к сожалению не знаю
возможен обтяг масок из папье маше или использование сложных каркасов- проволочных сквозных масок, прессованной ваты обтянутой шелком (японская техника )и т д,
Есть кукольные лица сшитые из отдельных накладных деталей , но чаще встречаются тканевые утяжки, «прищипы» носов из самой ткани
автор Елена Елистратова
Довольно модно и применение «живых» готовых пластмассовых глаза
автор Робин Фоли
Кукла может быть сделана так что понять секреты технологии сразу невозможно, с первого взгляда не верится что эта твердая точная лепка лица - текстиль
автор Елена Кагальникова
Иногда встречается и совершенно невообразимая смесь чего угодно когда трудно даже определить из чего собственно сделана кукла (похоже на проволоку, нитки, поролон )
автор Марина Орлова
Общие внешние приметы, принципы форм тоже могут быть разными.- это интерьерная «статуэточность» ,которая тоже бывает очень разной, графически условная , напоминающая иллюстрации в книге
автор Татьяна Овчинникова
или «круглые» объемы статуи из ткани
автор Наталья Вельчинская
явная «подушечность»
автор Наталья Перегудова
это может быть плоская кукла- панно
автор Анна Фадеева
или петрушечная «театральная» мягкая кукла,
автор Наталья Шпигель
Главная возможность текстильной куклы это - свободное комбинирование всех этих материалов и приемов в самых неожиданных сочетаниях.
В рассказе я использовала кукол с выставок "Ребро Евы", сканы со старых фотографий и вырезок и иногда фото своих работ тоже