Профессор Осипов А.И.: о состоянии РПЦ в XIX и начале ХХ века

Jul 10, 2017 10:24



Осипов дает свою оценку тому самому симфонизму власти и церкви, которая, по мнению антисоветчиков, была разрушена революцией 1917 года. Это говорю не я, человек которого упрекают за мои коммунистические убеждения. Это говорит профессор МДУ, человек знающий вопрос, называющий революцию катастрофой и т.д.

В продолжение начатого разговора об идиллическом симфонизме Церкви и государства, который часто нам рисуют воздыхатели о «России, которую мы потеряли», обвиняя во всех смертных большевиков, я хочу предложить небольшое видео. Тем более что накануне, в субботу прослушал выступление патриарха Кирилла о «разрушительной роли революции 1917 года» и революционерах, как наймитах иностранных злых сил.

Не хочу особо много комментировать слова Светлейшего. Свое отношение я уже выразил в посте. И это выступление только укрепляет меня в моих ощущениях. Хотя Патриарх и окончил свою беседу тем, что допуская наличие в дискурсе отличных от его точек зрения на революцию, призвал не использовать подобные расхождения и данную тему для разрушения страны. Это правильно, только не понятно, как можно антисоветизм считать дистанцированием от этого самого разрушения страны. Ну, вернемся к видео.

Это беседа уважаемого мной профессора МДУ Алексея Ильича Осипова по случаю 150-летия со дня кончины свт. Игнатия Брянчанинова. Я не смог пройти мимо этой беседы по многим причинам.

Во-первых, это рассказ о святителе Игнатии, чьи труды сыграли важную роль в становления меня как христианина.
Во-вторых, это Осипов, с которым я бывает, не соглашаюсь, знаю и о критике в его адрес, но который обладает потрясающими знаниями и главное их цельностью. А что касается критики в его адрес, то моего уровня «богословия» не хватает для того, чтобы занять чью бы то ни было позицию в этих спорах. Лекции же Осипова по сравнительному богословию дали мне очень многое.
Не меньше мне подарили те открытия, к которым Алексей Ильич подтолкнул, упоминая в своих лекциях и беседах имена и труды тех или иных подвижников благочестия. Я зачитывался письмами игумена Никона (Воробьева), чьим духовным чадом, как я понял, был сам Осипов. Был потрясен глубиной и масштабом личности игуменьи Арсении Серебряковой, которая вела переписку с братом святителя Игнатия. А ее фразу о том, что в любом труде главным приобретением становится навык к терпению, знают наизусть мои дети. Всех подобных «открытий» и не перечесть.
В-третьих и самое важное в ходе начатого разговора об истории РПЦ в ХХ веке, в этой беседе Осипов дает свою оценку тому самому симфонизму власти и церкви, которая, по мнению определенной группы антисоветчиков, была разрушена революцией 1917 года. Это говорю не я, человек которого, случается, упрекают за мои коммунистические убеждения. Это говорит профессор МДУ, человек знающий вопрос, называющий революцию катастрофой и т.д.

Для тех, кому о святителе Игнатии слушать недосуг, оценка состояния РПЦ начинается с 13.15. Много узнаете интересного. В том числе и о том, что Вселенскими Соборами под страхом анафемы мирскому человеку запрещено управлять делами Церкви. А император, как ни крути, человек мирской.

image Click to view


Справедливости ради надо сказать, что позиция Осипова по поводу оценки революции 1917 года категорически отрицательная. Оставим на совести Осипова повторения солженицынской лжи о десятках миллионов жертв революции. В отличие от Патриарха Осипов все же разделяет Февраль от Октября и началом катастрофы, как именуют революцию и тот и другой, считает приход к власти либералов. Правда Осипов подчеркивает масонскую принадлежность Временного правительства. К сожалению, из песни слов не выкинешь. Ну а далее по привычной схеме антисоветских мифов. К сожалению… Кстати, мы последовательно разбираемся с содержанием и истоках исторического антисоветского мифотворчества. Дойдет очередь и до тех, которые пересказывают Святейший и Осипов.

Но тем более, тем авторитетней звучит оценка Осипова состояния церкви и власти накануне революции. Даже в этой антиреволюционной беседе Осипов подчеркивает, что главной причиной революции стало состояние общества накануне революции. То есть революция случилась не от того, что в Россию пришли «злые революционеры», а революционеры появились из-за оскудения духовной и смысловой жизни российского общества. В частности он приводит много высказыванию современников революции. Например, слова прп. Варсонофий Оптинский:  «Революция произошла из семинарий»

Осипов, человек, который на все взирает через призму духовного искания и богословия. И с этой точки зрения он совершенно прав в причинах революции. Дерзну сказать, что именно из-за специфической «узости» ракурса этого очень важного взгляда на историю и возникают исторические «ляпы» многих верующих, в том числе и уважаемого мной профессора А.И.Осипова.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

История России, война с историей, История РПЦ, Осипов А.И.

Previous post Next post
Up