Наверное, мы слишком ко всему привыкли: друг к другу, к городу, в стране, к Солнцу и Луне, к звездам и музыке, к тому, что у нас есть Пушкин и Гоголь, ко всему, - что редко благодарим за это Бога, мир, страну и друг друга. А так нельзя. Так неправильно. Ведь оптимизм это и есть способность к благодарению, а пессимизм - это простая неблагодарность.
Прошу прощение у тех, кто ждет от меня продолжения исторической или иной полемики. Сегодня ее не будет.
Я к ней вернусь позже, а пока я хочу продолжить или завершить одну тему, которая сама собой образовала некий небольшой цикл.
Когда я
заговорил о простоте восприятия мира, себя в нем, ближнего и Бога, то понимал, что захожу на очень тонкий лед. Есть простота, о которой говорится в Великом каноне, а есть и та, что «хуже воровства». Это тот самый случай, который лучше всего иллюстрируется еще одной поговоркой о «божьем даре и яичнице».
Конечно же, в каноне речь идет о Боге, как простом Существе в смыслах непротиворечивости Его в сложности и необъяснимости. Как о предельной (хотя и этого не может быть, так как Он беспределен) Гармонии. И т.д.
Кстати, о «каноне». Вернее, о музыке и гармонии. Об этом я тоже сегодня хочу написать. Предлагаю прослушать мое любимейшее произведение немецкого композитора Иоганна Пахельбеля. Слушайте и идем дальше.
Click to view
Правда мне нравится другое исполнение. В нем альт чуть-чуть активнее звучит. Или мне кажется?! Но вернемся к случайно (ха-ха) возникшему мини циклу.
В своем тексте к Празднику опустив все описанное выше, я сразу перешел к простоте душевной и духовной. К простоте восприятия и выражения того что возникает в душе от этой простоты общения с миром и Богом.
Вчера, когда я писал свой текст
о юбилее, я даже не думал о том, что это некое развитие начатой несколькими днями темы. Речь уже не шла о простоте, хотя искренность в тексте была. Что же их объединяет, - спросите вы? Благодарность. Вернее, наоборот - неблагодарность.
Сегодня я вспомнил разговор с батюшкой, когда он на какие-то мои сетования и вопросы указал мне на стихотворение Пивоваровой «Овечки на крылечке», сказав, что это глубоко религиозное произведение. Теперь минутка поэзии (
давно что-то я к ней не обращался).
Сидели на крылечке
Три грустные овечки.
Сидели и вздыхали
Овечки на крылечке.
А небо было синее,
И пели в роще птицы...
И вот одна овечка
Сказала:
-Ах, сестрицы!
Ведь скоро будет вечер
И солнышко зайдет!
И скоро будет осень
И роща опадет...
- И небо будет серое, -
Добавила другая.
- Да-да, - сказала третья,
Тихонечко вздыхая, -
Завоет зимний ветер,
И вьюга засвистит!
И тут все три овечки
Заплакали навзрыд:
- Ах, как всё это грустно,
Любезные сестрицы!
А небо было синее
И пели в роще птицы,
Светило в небе солнце,
И дождь грибной прошел...
И было очень-очень
На свете хорошо!
Ну, был разговор, стихотворение, правда, изумительное в своей простоте и доходчивости объяснения что такое пессимизм и оптимизм. Кстати, когда я искал сегодня иллюстрацию к тексту, то обнаружил, что на запрос об «оптимизме» все время выдаются картинки, говорящие больше о безрассудстве или, простите, глупости. Но разве это оптимизм? Таким его хочет представить сегодняшний век - век постмодернизма и эгоизма. А на запрос о «благодарности» выдается либо бесконечная галерея грамот или (на «благодарение») - гламурные картинки с приторным содержанием. То есть это величайшее состояние души - благодарность - опошляется.
Я заговорил о благодарности не просто так. Но еще прошу потерпеть минутку. После того разговора с батюшкой, который кроме стихотворения напомнил мне еще, что Евхаристия, которая составляет основу Божественной Литургии означает буквально «благодарение», прошло время и мы с детьми перешли к чтению следующей книги. Я им читаю перед сном.
Трудность чтения в том, что главных слушателей разделяет по возрасту 5 лет. А когда присоединяется старшая дочь, то он увеличивается до 12. Найти такие книги, чтобы младшие дети слушали вместе - трудно. И вот, мы нашли - роман Элинор Портер «Поллианна». Начав его читать, я вчера уже после отбоя детей не смог остановиться, пока не прочел его (пусть и по диагонали) до конца.
Да, он типично протестантский. Да, он излишне чувственный, то есть душевный. А может детям это и надо? Да, благодаря переводчику местами надо два раза прочитать фразу, чтобы ее понять. Но… Эта черта героини - благодарность, как основа восприятия мира, людей и Бога - меня ошеломила. И все сложилось!
Мы слишком привыкли к чуду жизни и своего существования и не замечаем что это дар и ответственность за него. Но главное - это благодарность Творцу за дар. И потому нет этой простоты. Я уже писал - давно, год или два назад - о восприятии Евангелия как Благой Вести, то есть Новости, то есть Откровения. Сегодня по дороге на работу, я вспомнил, как помогал дочке войти в мир классической музыки.
Она училась в музыкальной школе, много слушала классики и даже сдавала экзамены, где по фрагменту надо определить все произведение. Она все это делала, но ей было скучно. Я это видел и возмущался в душе. А потом предложил ей поиграть в игру - «Представь, что в первый раз…». Мы договорились, что каждое великое, или просто понравившееся нам произведение мы будем слушать, пред этим погрузив себя в атмосферу, будто бы оно прозвучит в первый раз вообще, и мы первые слушатели.
Вот входит глуховатый Бетховен, не замечая, как мы пытаемся с ним поздороваться. Он становится не спиной к залу, где мы сидим, а лицом, чтобы слушать музыку, глядя на наши лица. Он дает знак и звучит впервые в истории Человечества «Ода к радости» или Симфония №5. Бетховен смотрит прямо на нас, и слушает музыку, вглядываясь в лица. Что он услышит?
Или входит уставший от вечно преследовавших его неурядиц и проблем сам Моцарт. Устало снимает верхнюю одежду и вдруг преображается вместе с его «Маленьким ночным концертом».
Или тот самый канон Пахельбеля, в котором свет рождается во мраке вместе с гармонией, ищущих друг друга струнных. И т.д.
Меня самого так захватила тогда эта игра, что, видите, я и сейчас не могу остановиться. Но главное - это рождающееся в душе ощущения радости и благодарности, что мне довелось это услышать. Услышать «впервые»!
Наверное, мы слишком ко всему привыкли: друг к другу, к городу, к стране, к Солнцу и Луне, к звездам и музыке, к тому, что у нас есть Пушкин и Гоголь, ко всему, - что редко благодарим за это Бога, мир, страну и друг друга. А так нельзя. Так - неправильно.
Да, забыл сказать, что оптимизм - это и есть способность к благодарению, а пессимизм - это простая неблагодарность.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники