Сказки добрые и злые…(1).

Oct 20, 2015 11:00


Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.

Я очень люблю сказки. Моя жена порой недоумевает, в мои-то года так радоваться хорошим мультфильмам и сказкам. Но ничего не могу с собой поделать, люблю и все! Эта любовь с детства. Помню, как отыскав в огромной семейной библиотеке собрание сказок Афанасьева, я без всякого промедления отложил в сторону любимых мной Жуль Верна и Фенимора Купера. Прошли несколько десятков лет, а мое отношение к этому способу оформления Человеческого опыта не изменилось.

Главным образом, именно потому, что я всегда в них видел этот Опыт. Конечно, в детстве я мыслил иными категориями. Но всегда я чувствовал, что за сказкой стоит Тайна. Не в смысле чудесного и сказочного, нет. Я видел, что Сказка вырастает из чего-то большего, чем автор стоящей за ней, или эпоха ею описанная.

Уже тогда я увидел для себя, грубо говоря, общую схему сказок. В ней есть обязательно Добро и зло. Не как герои добрые и злые с их поступками. А два противостоящие друг другу начала. И герои служат этим началам. Герой всегда выбирает одну из этих сторон и тогда начинается…

Соединившись с Добром, герой совершает свои подвиги и поступки, на которые раньше не был способен. Герой может и примкнуть к злу, и тогда становится понятным, что автор сказки как-то сам связан с этим началом. По крайней мере, когда писал сказку. Именно поэтому я не мог читать сказки братьев Гримм и того же Андерсена. Слишком уже в них часто герои питались именно отравленными соками зла. У Афанасьева в собранных им сказках тоже были «злые», но как я запомнил, не так много.

Еще в сказках я всегда обращал большое внимание, как бы я сказал сейчас, на исторический контекст, детали, описание быта и условий жизни героев. Это позволяло увидеть не сюжет, а именно создаваемый в сказке Мир. А нелепости в деталях всегда мне мешали читать эти произведения, вплоть до того, что рождалось знаменитое «Не верю!».

Итак, я обозначил мою «схему» восприятие сказок: Добро и зло, служение этим началам со стороны героев и «историческая точность». Все это вместе создавало Мир, в который я погружался и что-то оттуда выносил. Так я сужу и сейчас. Мне кажется, что и мои дети воспринимают сказки примерно так же. Они разновозрастные, читать им приходится одновременно и иногда кажется, что младшая дочь скорее присутствует на чтении из желания делать что-то вместе, чем увлекаясь погружением в этот мир. Но это не так.

Как-то примерно через месяц после чтения одной из наших самых любимых сказок Пола Гэллико «Джени» и «Томасина», младшая, которой был чуть больше четырех лет и, как мне казалась, что она «проспала» чтение вдруг, описывая какую-то ситуацию, сослалась на них. Сделала она это очень кстати и точно. Я понял, что мир, созданный Гэллико, ей открылся.

Дети они вообще такие - способны всегда на большее, чем нам кажется. И читая им что-то, показывая им что-то наивно думать, что они ничего не поймут. Или что ты потом волен поменять какие-то полученные ими, на твой взгляд, неверные представления. Когда-то сможешь, если увиденный ими Мир недооформлен или им неинтересен. Но если сказка - была «гениальной», то потребуется очень сильно потрудиться, чтобы сдвинуть их восприятие от ненужного, к нужному.

К чему я пишу такое большое вступление? Полтора месяца назад я «дерзнул» начать критику типа «православного чудо-мультфильма «Необыкновенное путешествие Серафимы». Тут же я попал под перекрестный обстрел аргументами со стороны как верующих, так и нет. Возвращаясь к этой теме, я сразу скажу, что по-прежнему его не смотрел и не хочу смотреть. И не стал бы снова стремиться налететь на шквал обвинений и критики моей позиции, если не некое стечение обстоятельств.

Во-первых, я, не спеша, медленней, чем мне хотелось бы, но пишу об истории взаимоотношений РПЦ и государства. А мультфильм, в том числе, и об этом.
Во-вторых, за последние недели у меня накопились интересные мне высказывания со стороны РПЦ на эту же тему.
В-третьих, я прочитал отзыв о мультфильме, где мне приоткрылся его сюжет и смыслы, которые я смог соотнести с предлагаемой мной схемой восприятия сказки.
Одним словом, получилось так, что в одном посте я смогу поговорить обо всем этом.

Пост вышел длинным, поэтому я разобью его на части. Продолжение завтра.

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

война с историей, РПЦ, культурная война, метафизика

Previous post Next post
Up