Вера. Надежда. Любовь.

Sep 30, 2015 11:07



В нашей семье  три дочери. Каковы будут их жизненные пути, знает только Бог. Ни одна из них не носит имени святых мучениц, чьих молитв к Богу мы сегодня просим. Но мы очень надеемся что «сии три: вера, надежда, любовь» пребудут с ними всегда. Потому как человеку без них невозможно.

Сегодня православные чтят память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Каждое имя символизирует важнейшее понятие человеческого существа. Если кто не в курсе, то София - это премудрость Божия.

Все мы помним слова апостола Павла, которые иногда называются гимном любви (1Кор. 13:1-8) За ними следует продолжение:

« Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1Кор. 13:9-13)

Апостол после воспевания любви - вершины совершенства и богоподобия в Человеке - предлагает нам устремиться мысленным взором в будущее Небесное Отечество. Но чтобы быть способным увидеть Его, человек должен взойти на определенную высоту. Эта высота есть норма, апостол сравнивает достижение этого состояния с вырастанием из младенчества.
Но, даже достигнув этой высоты, подобно самому апостолу, человек не в силах еще вместить в себе картину совершенства Божьего. Потому что там наступает иное существование, иная Жизнь, иное ее восприятие. Описывая свой мистический опыт, Павел говорит:

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». (2Кор. 12:2-4)

Нельзя пересказать, потому что в опыте падшего человека нет тех образов, которыми можно описать увиденное святым мужем. Этот опыт даже не позволяет понять, что с ним произошло и как он был восхищен. Это мог бы рассказать Адам, для которого до его отпадения от Бога все описываемое Павлом было нормой. О разнице между той нормой и изнью мы можем судить по тому плачу нашего праотца перед закрытыми вратами Рая. Я не так давно писал о дивном святом прп. Силуане. В его записях есть такое место:

«Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

Конечно же, преподобный старец описывал минуты своей богооставленности, которые наступали у него самого после вкушения Божьей благодати.

Потому святые мужи и шли на невероятные подвиги. Они могут показаться кому-то странными или страшными. Но для них потеря этого состояния, когда Тот Небесный мир, о котором говорит ап. Павел, о котором рыдает прп. Силуан, приносила совершенно иного уровня страдания и мучение, нежели земные и физические. На них можно идти только опытно зная о Небе, пусть даже гадательно и как сквозь тусклое стекло, увидев Его и испытав на себе даже отчасти состояние Совершенства в Богообщении.

Только это знание и могло питать силами мучеников, когда их истязали всевозможными способами «цивилизованные» язычники Рима. Об этом же пишет апостол:

«Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Фил. 1:21-23)

И только этим можно объяснить выбор смерти мученицами, память которым мы чтим сегодня. И выбор тяжелейшей ноши видения мучений своих детей, который сделала мать их София.

Для нашей семьи этот день памятен и тем, что пять лет назад мы крестили свою третью дочь. Крестили вместе с друзьями, чья дочка София родилась на неделю раньше нашей. Для совершения обряда мы поехали к духовнику семьи друзей почти под самую Дубну. Ранее утро, похожее на сегодняшнее, когда сквозь тяжелые облака пробивается солнце. Старый храм на поросшем соснами высоком обрыве. Кроме нас и совершающих обряд никого. Старец архимандрит, читающий положенные молитвы и ему сослужащий отец дьякон. Дети посапывают на руках у крестных восприемниц, Софу держит моя жена, нашу дочь - мать Софы. При окунании в купель обе девочки не заплакали, а Софа даже рассмеялась.

У друзей с именем небесного покровителя все было ясно. Когда речь зашла о нашей Леночке, произошел казус. Мы, давая имя дочери, ориентировались на благоверную царицу сербскую Елену. Но отец диакон, отрезал - в честь равноапостольной Елены, матери императора Константина. Мы сперва смутились и обратились к старцу. Но, увидев с каким смирением он отнесся к этому «самоуправству» своего диакона (тоже седого старика), приняли это, стараясь подражать послушанию батюшки.

Это день еще близок нам и тем, что в нашей семье тоже три дочери. Каковы будут их жизненные пути, знает только Бог. Ни одна из них не носит имени святых мучениц, чьих молитв к Богу мы сегодня просим. Но мы очень надеемся что «сии три: вера, надежда, любовь» пребудут с ними всегда. Потому как человеку без них невозможно.

Торжествует Церковь первородных,
и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся,
яже яко мудрости тезоименитая
тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи.
Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову,
с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще:
Троицы поборницы,
Веро, Любве и Надеждо
в вере, любви и надежде утверждайте нас.
С Праздником!

Добавить в друзья в: ЖЖ | ВК | твиттер | фейсбук | одноклассники

РПЦ, мученицы, метафизика

Previous post Next post
Up