В самом центре Рима, недалеко от седого Пантеона есть одно совсем не римское место. Это церковь Санта Мария сопра Минерва. Перешагнув ее порог, вы окажитесь в совсем другой эпохе и городе. Мне это очень напомнило Флоренцию, что оказалось недалеко от истины - строили собор флорентийцы и для флорентийцев. А сколько их имен Вы вспомните, разглядывая росписи, скульптуры и надгробия...
Возводить церковь начали с 13 века, и относится она к доминиканскому ордену. На сегодняшний день это единственный готический собор Вечного города с яркими Ренессансными росписями и памятниками. Прихожане были флорентийцами, именно поэтому облик их храма так напоминает нарядные церкви столицы Тосканы.
Однако, была у Санта Мария сопра Минерва и своя особенность - здесь происходили комиссии и отречения еретиков. Самые известные из них - граф Калиостро и Галилей. Возможно, что именно тут Галилео произнес свою знаменитую фразу: «И все-таки она вертится!».
Во флорентийской церкви нашли свое последнее пристанище четыре папы римских: Климент VII, Павел IV, Урбан VII и Лев Х. А в центре стоит саргофаг с мощами Святой Екатерины Сиенской - девушки из Тосканы, которая сделала невероятное - убедила пап вернуться в Рим из Авиньона.
Папа Павел IV тоже личность интересная. Помимо гонения протестантов и создания гетто, он вошел в историю, отдав приказ «прикрыть» набедренными повязками обнаженных персонажей «Страшного Суда» в Сикстинской капелле. Кстати, творение Микеланджело Буонаротти здесь тоже присутствует - это статуя Воскресшего Христа рядом с алтарем.
Микеланджело, как никто, умел и любил изображать мощь, силу и красоту человеческого тела. Первоначально его Христос был абсолютно нагим, но, как нетрудно догадаться, служителей церкви это смущало. Так появилась закрывающая драпировка на Спасителе.
Великие сыны Флоренции трудились и над украшением капелл: Филиппино Липпи ( капелла Карафа), Беато Анжелико (капелла Франджипане), Перуджино («Воскресение»), Антониаццо Романо («Благовещение»). Есть творение знаменитого Лоренцо Бернини (надгробие Марии Раджи и кардинала Виджевано) и Мино да Фьезоле (памятник Франческо Торнабуони).
Фамилия Торнабуони тоже весьма популярна во Флоренции, сейчас это имя носит одна из самых известных и дорогих улиц города. Кстати, Беато Анжелико тоже навечно остался в Риме и похоронен в Санта Мария сопра Минерва в капелле Франджипане. Он был монахом и прекрасным художником, с легкой, нежной и немного наивной манерой письма. Мне нравится его творчество и доброта, которая пронизывает все работы этого «ангельского» живописца.
Но самое поражающее в храме это своды и потолочные росписи. Яркий синий, золотые орнаменты, контрастные сочетания, Ангелы и Святые моментально делают собор очень нарядным и запоминающимся. Росписи пришлось восстанавливать, поэтому то, что мы наблюдаем сейчас, своеобразный "новодел" 19 века. Но радостного восприятия данный факт нисколько не омрачает:) Санта Мария сопра Минерва - это не просто флорентийский храм, это мини-музей и громкие имена, забавная статуя слона перед входом, кобальтовые потолки с золотыми звездами и простой фасад, глядя на который, и не догадаешься, какие сокровища скрываются внутри.
Источник: basilicaminerva.it