Мантунский замок и росписи Camera degli sposi оставили у меня неизгладимое впечатление. Замок (он же Королевский дворец) - это уникальная, огромная, мощная и впечатляющая конструкция, включающая в себя не только замок, но и несколько дворцов, базилику, сады, множество строений и вереницу прекрасных залов. Об одном лишь Замке можно писать очень много, но это тема отдельная и столь серьезная, что одним постом не ограничишься. Несомненной жемчужиной всего этого великолепия является Камера дельи спози или как ее еще называют Камера Пикта. Я много чего о ней читала в институте, вдохновенно рассматривая фрагменты, и думала «А где же эта волшебная Мантуя?» И вот судьба сложилась так, что памятник, столь увлекавший меня когда-то, оказался на пути. Восторгу и восхищению не было предела.
Самое знаменитое творение падуанца Андреа Мантенья навсегда осталось в Мантуе. Именно он является автором этих великолепных росписей. В 1465-1474 годах здесь кипела работа по указанию маркиза Людовико Гонзага и его жены Барбары Бранденбургской.
По случаю модификации бочарного свода помещение было снижено в люнетах и боковых основаниях. Неудобная средневековая комната изменилось до неузнаваемости, а цикл фресок стал самым ярким украшением. Сюда приводили самых важных гостей и посетителей, дабы продемонстрировать роскошный ренессансный интерьер.
Зал стал местом проведения торжеств и приемов - настоящей гордостью семьи Гонзага. Частенько его использовали и для аудиенций, и для скорого решения тайных дел. Кстати, Гонзага увековечены и на фреске: Людовико слушает своего придворного, Барбара восседает рядом. Около нее любимая карлица, а за спинами супругов все представители этой большой и влиятельной семьи.
Росписи занимают лишь две стены, а те, что являются теневыми, украшены обоями из дамасской кожи однородного цвета.
Сюжеты имеют самое прямое отношение к событиям 1462 года (по итальянским источникам). Тогда мантуанский двор получил приглашение от Бьянки Марии Висконти приехать в Милан по случаю ухудшения здоровья герцога Франческо Сфорца. По другой версии, Гонзага нужно было ехать, чтобы присутствовать на посвящении сына Франческо в кардиналы.
Здесь много украшений: и императоры в медальонах, и пилястры, и растительные мотивы, и гирлянды, и орнаменты, в одном из которых Мантенья оставил свой автопортрет.
Опять же по итальянским источникам, предполагается, что автор оставил еще одно свое изображение, значительно менее скромное, нежели автопортрет, спрятанный среди узоров. Некоторые специалисты утверждают, что в стоящем за маркизом Людовико человеке, Мантенья изобразил себя.
Вообще, фреска именуемая «Встреча» полна людьми известными: Людовико, его сын кардинал Франческо, сверху справа король Христиан I Датский, император Фридрих III и принц Федерико - будущий маркиз Мантуи. Слева- представители двора, а также собаки и лошади - животные особенно любимые при дворе Гонзага.
Сразу бросается в глаза масштаб фигур - они больше натуральной величины, возможно, этим автор хотел подчеркнуть величие и богатство семейства, а может это сделано чтобы почувствовалась естественность планов. Интересен и пейзаж. Во всей фреске Мантенья экспериментирует с перспективой, исследуя механизмы различия углов зрения.
И если приглядеться, то статуя на огромном пьедестале на заднем плане в действительности окажется огромным колоссом, если исходить из дальности объектов, расстояний и все той же перспективы. Любопытно.
Но самое интересно находится на потолке - знаменитый «окулос» в виде круглого окна с голубым небом и безмятежными облаками. Из-за балюстрады в комнату заглядывают дамы, служанки, резвятся путти: подглядывают и пытаются перелезть через ажурное заграждение.
Эффект наисильнейший: продуманная перспектива и проработанность дали отличный результат. Потолок не стал скучным, а приобрел звание чуть ли не самого знаменитого объекта комнаты. Это прорыв, такое в искусстве было впервые.
Цветовое решение всей росписи изумительное, никакие фотографии не в состоянии передать это. Как написаны одежды, окружение, лица, руки, архитектурные детали...как все это красиво по композиции, как все четко и слаженно.
Хитрый Мантенья знал свое дело хорошо. Каждый кусочек, деталь, фрагмент уже шедевр, а все вместе это что-то невообразимое. А на потолок я смотрела столько, пока не заболела шея.
Вопреки ожиданиям, полюбоваться фреской не составило труда. Никакой предварительной записи, ограничений по посетителям или по времени. Хотя возможно в феврале желающих мало и доступ свободный. Недавно у кого-то прочитала, что нельзя было находиться более 5-10 минут и запускали партиями. Как это грустно! Как такую красоту можно объять за 10 минут? Это самое настоящее мучение. И я поняла, как мне повезло...Видимо, не только я грезила Мантуей, кажется, она меня тоже ждала:)
Источники: энциклопедия по искусству, итальянский путеводитель. Фото из интернета (частично из жж), в самой комнате производить фотосъемку нельзя.