Мать Мария: "Я люблю Россию…"

Oct 04, 2014 19:14

(к вопросу о патриотизме русского зарубежья и единстве русской нации)



Мы все в долгу перед памятью этой великой женщины, нашей замечательной землячки - Елизаветы Юрьевны Пиленко, Кузьминой-Караваевой, Скобцовой, матерью Марией.
Воздавая ей должное, говоря о ее заслугах перед страной и русским народом, мы тем самым должны раз и навсегда покончить с тяжким наследием гражданской  войны - разделением русского народа на тех, кто остался в родной стране и тех, кто в силу разных причин вынужден был уехать. Этот отъезд не был актом измены, а являлся следствием трагического раскола в русском обществе.

Поэтому возвращение имен замечательных россиян в современное историческое сознание - это и воздаяние их заслугам перед Отечеством, и возвращение к нашему великому прошлому, и шаг на пути укрепления единства русской нации, могущества нашей великой родины - России.

Раскол, носивший субъективный характер, привел к временному разделению народа на "граждан" и на "эмигрантов". Но эти т.н. "эмигранты" являли собой важнейшую часть русского этноса, русской государственности и русского национального духа. Особенно ценным в этом смысле является то, что они сохранили и бережно передавали почти сто лет из поколения в поколение историческую память нашего народа, его культурное наследие, в. т.ч. и генетический код нации.



Все эти качества  сфокусировались в личности Е.Ю. Пиленко - матери Марии. Елизавета Юрьевна - потомственная дворянка и по отцу, и по матери. По отцу ее род восходит к дворянам Таврической губернии, по матери она происходит из французских дворян, потомки которых получили российское подданство и были причислены к дворянскому сословию. В числе ее предков есть потомки рюриковичей, лица царской фамилии, представители многих славных родов России.  Она как бы впитала в себя все лучшие качества двух народов, которые передавались из поколения в поколение.

Вместе с тем наша землячка - древнего казачьего рода: по отцовской линии она происходит из запорожского казачества. Ее дед Д.В. Пиленко был начальником штаба ККВ, а затем начальником Черноморского округа. Феномен казачьего дворянства - это уникальное явление в социальной, общественной и культурной жизни России. Дважды посвященные на путь служения Отечеству, казаки-дворяне представляли собой элиту русской нации. Но эта элитарность вела не  к отрыву от народа, а, наоборот, вдвойне крепче связывала судьбу казаков-дворян с народной судьбой.

Так, Д.В. Пиленко был награжден редкой по тем временам медалью "За труды по освобождению помещичьих крестьян". Брат Елизаветы Юрьевны - Дмитрий Юрьевич - сражался на фронтах мировой и гражданской войны, умер от тифа в 1920г. Сама Е.Ю. Кузьмина-Караваева, будучи членом партии эсеров, подарила свое имение под Анапой крестьянам с тем, чтобы в нем была устроена школа - случай небывалый для Кубани того времени, а, может, и для всей России.

Основы личности матери Марии как истинного патриота Отчизны закладывались уже  в детстве. Родители, и, прежде всего отец - Юрий Дмитриевич, судья, городской голова Анапы, - воспитывали детей в "спартанском духе". Видя перед собой примеры своих предков, Лиза с детства проявляла гражданскую активность: помогала опальным студентам, восставшим морякам, преподавала  на курсах для рабочих в Санкт-Петербурге.

Духовному росту ребенка способствовала природная любознательность, общение с историческими древностями "скифской прародины", которые открывали Лизе археологические изыскания профессора Веселовского. Вместе с тем в душе у девочки росло и крепло православное начало.

Глубокие детские впечатления, родовые предания, прекрасное образование - все это дало толчок к поэтическому  восприятию окружающего ее мира. Уже первая книга стихов Елизаветы Юрьевны - "Скифские черепки" - это своеобразное признание в любви к родному краю. С тех пор образ родины, России, Руси - непременный участник поэтического осмысления ею прошлого, настоящего и будущего Отечества.



Однако патриотизм Е.Ю. Пиленко находил свое выражение не только в поэтических исканиях, но и в практической деятельности по преобразованию российской действительности. Несмотря на некоторый период принадлежности к партии эсеров, она не пошла по пути террора, который исповедовали партийные вожди, и в этом  сказалась ее созидающая натура.

В дни Февральских событий она избирается сначала кандидатом в Анапский гражданский комитет, а затем становится его полноправным членом. В начале 1918г. она занимает пост товарища (заместителя) городского головы, а с его уходом - исполняет обязанности главы города - случай в истории России уникальный!

В период беззакония и насилия она выполняла поставленную перед собой задачу: защитить от разорения культурные ценности в городе, обезопасить горожан от разгула преступности. Признанием силы этой женщины явилось автоматическое включение ее в состав новой большевистской управы и назначение комиссаром по здравоохранению и народному образованию. Фактически она была первым действительно народным лидером в истории этого южного города. Наверное, анапчане когда-нибудь воздадут должное ее вкладу в развитие родного города.

Ведь еще современники Е.Ю. Кузьминой-Караваевой признавали ее значимость в жизни новой России. Поэтому факт ее ареста в 1918 г. деникинской контрразведкой и привлечения к суду в 1919 г. стал катализатором общественной активности россиян, русской интеллигенции, которая выступила в защиту оклеветанной поэтессы и гражданина.

Как и все в эмиграции, она тяжело переживала свой трагический исход в зарубежье. Однако, боевой характер, сильный нравственный стержень, чувства любви и сострадания стали для Е.Ю. Кузьминой-Караваевой - по второму браку - Скобцовой той опорой, которая позволила ей стать в один ряд с самыми выдающимися деятелями зарубежья.

В теоретических исканиях той поры ею движет мысль об общинном, соборном характере русского народа, о необходимости совместной работы на благо соотечественников, а, значит, на благо родины-России. Она отстаивает свои взгляды в диспутах и на собраниях русской общественности, на занятиях в Парижском православном Богословском институте.

Но, главное, она активно участвует в работе по сплочению здоровых сил русского народа, волею судьбы оказавшихся за пределами Отчизны -  тем самым она способствовала мобилизации национального сознания, духа и характера. Среди эмигрантских организаций, в работе которых принимала активное участие Скобцова  -  Русское  студенческое христианское движение, где она была разъездным секретарем, "Общеказачий Дом " в Париже, Союз русских рабочих Парижа, Кружок по изучению России (руководитель - ее духовный наставник Н. Бердяев), Лига православной культуры и др.

В идейных исканиях Елизаветы Юрьевны этого периода ясно видны христианские мотивы: православная вера для нее - это основа культуры и истории Руси, России. Смыслом ее существа становится стремление действенно преобразовывать наш мир на основах евангельских заповедей, на началах любви, милосердия, соборности. Поэтому закономерным видится ее пострижение в "невесты Христовы". Есть глубинный смысл в том, что она приняла при постриге имя великомученицы Марии Египетской. Однако ее монашество было особым: новым словом в православии и в теософии вообще стала активная деятельность матери Марии в миру, где она на деле отстаивала идеалы христианства.

Она тяжело переживала разделение между Московской Патриархией РПЦ и Русской православной Церковью за рубежом и надеялась когда-нибудь вернуться в лоно единой православной церкви. Для нее православие было гарантом сохранения и возрождения русской нации. И  это верно, поскольку именно церковь сберегала единство русского народа, его культуру и духовность - все то, что называется наследием.

Особенно ярко деятельность матери Марии в православном служении  проявилась в факте создания ею 27 сентября  1935г. христианско-социального общества "Православное дело". Это была благотворительная, культурно-просветительская организация, в рамках которой мать Мария проводила беседы и  семинары, оказывала практическую помощь нуждающимся соотечественникам. Так, еще в 1932г. ею было создано общежитие для одиноких женщин в Париже на Вилла де Сакс, 9. В сентябре 1934г. пансионат переезжает  в просторный дом по ул. Лурмель,77. Осенью 1935г. она организовала "Дом отдыха" для туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран. Осенью 1936г. мать Мария открыла дешевое общежитие на ул. Франсуа Жерар, 43.

Этими трудами она продолжала гуманную миссию своей фамилии. Как и один из ее предков - отец русской психиатрии И. М. Балинский, она стремилась спасти обездоленных соотечественников. Член "Комитета помощи русским душевнобольным", мать Мария возвращала их к нормальной жизни. Наконец, благодаря в том числе и ее деятельности, французское правительство приняло решение о бесплатном медицинском обслуживании русских эмигрантов. Разве одно это достижение, спасшее здоровье, да и жизни людские, не достойно признательности потомков?



Не меньшее значение мать Мария придавала духовному здоровью соотечественников. Ею были открыты церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в женском пансионате на Вилла Сакс, 9, и на ул. Лурмель, 77.

Однако, мать Мария не замыкается за церковными дверями, она всегда в миру, постоянно в работе, а  мыслями в далекой России. Любовь к родной земле питает ее в трудный час, и она делится этой любовью с соотечественниками, проводит беседы по истории, культуре Руси, создает в общежитии Кружок по изучению России. Не имея возможности вернуться на родину, она отпускает туда свою дочь Гаяну, убежденную коммунистку. Смерь дочери, которая поехала строить социализм  в родной стране, становится еще одним испытанием для матери Марии...

Но, как оказалось, еще большие испытания ждали ее впереди. Угрозу фашизма мать Мария восприняла как угрозу человеку, угрозу здравому смыслу. "Фашизм - это болезнь", - делает она вывод в одной из своих работ. Тем самым она объявила фашизму войну. Поэтому, когда гитлеровцы захватили Францию, перед ней не стоял вопрос - уехать или остаться в оккупированной стране. Разумеется, теперь она осталась вместе со своими подопечными, вместе с русскими соотечественниками - это тоже поступок, исполненный высокого патриотизма. Вместе с тем, она мечтала вернуться  на родину, чтобы быть полезной ей в трудный час: "…мне лучше погибнуть в России, чем остаться в покоренном Париже. Я люблю Россию…", - говорила она.

Мать Мария вместе с другими русскими эмигрантами Б. Вильде и А. Левицким стоит у истоков французского Сопротивления. Тем самым еще до начала Великой Отечественной она открыла 2-й фронт в защиту своей Отчизны. Словом и  делом она приближала будущую Победу над фашизмом. Мать Мария распространяла сводки Совинформбюро среди населения оккупированного Парижа, проводила беседы о борьбе русского народа за свободу, оказывала большую помощь находившимся в тюрьмах и концлагерях. Благодаря ей советские военнопленные выбирались из фашистских застенков и становились в строй бойцов Сопротивления - значит, это  и мать Мария давала им  в руки оружие возмездия!

Особая страница подвига матери Марии - спасенные ею дети. Она укрывала  малышей, потерявших родителей во время облав, спасла из концлагеря четырех ребятишек, обреченных на смерть. Для матери Марии в ее гуманной миссии "не было ни эллина, ни иудея": вместе со священником о. Димитрием Клепининым она спасала еврейских граждан Франции, давала справки об их крещении в православие. Ее сын Юрий вслед за матерью  также стал активным борцом Сопротивления - ему суждено было погибнуть в феврале 1944года…

Мать Мария свято верила в победу русского народа: "Я не боюсь за Россию. Я знаю, что она победит. Будет русский период истории. Придет день и мы услышим, что советская авиация разбомбила Берлин. России предстоит великое будущее… Но какой океан крови!"

Она признавалась своим подругам: "Я живу только Россией. Только она мне нужна и интересна." Вся ее деятельность во время войны была пронизана этим стремлением - помочь великой Отчизне в ее битве за свободу и независимость.

Кульминацией подвига матери Марии, подвига во имя людей, во имя   мира и свободы народов стала ее героическая борьба в фашистских застенках и не менее героическая смерть. Именно здесь в концлагере особенно ярко проявились ее качества гуманиста, гражданина, патриота своей Родины. Ее поведение в заключении  - это Гимн Человеку, величию его духа.

Своим примером она вселяла в души заключенных веру в победу добра и справедливости. Как отмечают ее соузницы, она проводила с ними беседы на различные темы и, прежде всего, об истории, философии, культуре, о православии, о своей Родине-России. Известного мужества требовало в условиях фашистских застенков следование православным традициям - но мать Мария исполняла каноны православия, отмечала вместе с узницами православные праздники. Она не только делилась последним куском хлеба, она спасала людей от упадка сил нравственных и духовных. Этим она продолжала Сопротивление за колючей проволокой.

С особой нежностью и любовью мать Мария относилась к узницам с родины, из Советского Союза. Она постоянно общалась с ними, помогала во всем, как бы наверстывала возможность узнать новую Россию и сблизится с нею. Как вспоминала одна из узниц, "…она много расспрашивала о нашей стране, очень любила русских людей, русскую природу, русский дух." Мать Мария играла в заключении роль связующего звена между русскими, советскими людьми и узниками из других стран, переводила их беседы, стихи, песни, например, знаменитую "Катюшу". Тем самым она укрепляла солидарность и дружбу между женщинами - представительницами своих народов, своих культур.



Этому же служило и ее творчество - поэзия, художественная вышивка. Как свидетельствуют узницы, одно только создание ею вышивки на лагерной косынке, посвященной высадке союзников в Нормандии, объединило десятки людей! Потрясающим откровением, новым словом в христианской иконографии стала  другая ее работа - Богоматерь с распятым на кресте младенцем-Христом в руках. Своими произведениями мать Мария восславляла идеалы православия, будила светлые мысли и чувства людей, поднимала их до высот духа, вела на путь истины и красоты.

Как пишет одна из узниц, «Мать Мария своей бодростью духа заслужила не только всеобщее уважение, но и настоящую любовь". Кубанская казачка, потомственная дворянка, истинная патриотка России закономерно стала центром объединения заключенных, центром духовного сопротивления фашизму.

К сожалению, мы не знаем доподлинно, как закончилась земная жизнь матери Марии. Но есть свидетельства о том, что  она приняла мученическую смерть вместо молодой узницы, тем самым спася ее от газовой камеры. Такой шаг настолько отвечает всему строю жизни и убеждениям матери Марии, что это вполне похоже на правду. 31 марта 1945 г., доведенная до изнурения, подвергнутая "селекции", газации и кремации, но не сдавшаяся, узница под № 19263 легким облаком растаяла в небесной вышине. Два дня она не дожила на этом свете до освобождения телесного. А свободною духом она оставалась всегда…

Удивительный феномен матери Марии состоит в том, что время  не властно над ее судьбой - с каждым годом она все  больше приближается  к нам. И после своего ухода в иные миры она объединяет людей разных стран и народов, религиозной, политической и социальной принадлежности. Во Франции действует "Общество матери  Марии", в Санкт-Петербурге - "Союз друзей матери Марии", в Риге - Общество друзей матери Марии». 15 лет назад подобное объединение появилось и на Кубани - как продолжение ее завета создано общество "Православное дело" им. матери Марии, которое организует акции милосердия и благотворительности, пропагандирует наследие нашей замечательной землячки.

Именно такой - действенной должна быть наша память о ней. К сожалению,  мать Марию пока больше знают на Западе, чем у нас дома. Конечно, есть экспозиция о ней в народном музее с. Юровка, где было поместье семьи Пиленко. В  Анапском археологическом музее создан мемориальный зал, посвященный ей. Здесь же, на набережной  Анапы установлен памятный знак. Имя матери Марии увековечено на памятных досках в Париже и Риге, в Санкт-Петербурге и Равенсбрюке. В Иерусалиме, в музее Яд Вашем на Аллее Праведников мира в её честь посажена олива, а в Александровском подворье установлена памятная доска. В 1985г. мать Мария наряду с другими нашими соотечественниками, участниками Сопротивления, была награждена орденом Отечественной войны 2 степени.

Однако следует признать, что мы еще в большом долгу перед ее светлой памятью. Нам и нашим детям необходимы издания с ее биографией и замечательными произведениями. Подвиг матери Марии ждет своего воплощения в бронзе и граните, на холсте и на телеэкране. Ее имя должно быть запечатлено в названиях улиц и площадей, нам остро нужен духовный Центр ее имени.

Наконец, настала пора подумать о великом значении подвига матери Марии для православия и во имя православия, во имя Христа и его заповедей. Как известно, что в 2004г. Вселенский Патриархат причислил мать Марию к лику святых новомучеников. Формально говоря, поскольку РПЦ входит во Вселенский Патриархат, она уже сейчас является для нас православной святой. Но для окончательного решения этого вопроса нужно решение Московского Патриархата. Сегодня, когда идет процесс обретения наших корней, когда состоялось воссоединение РПЦ Московского Патриархата и РПЦЗ, не настала ли пора поднять вопрос о прославлении матери Марии на родине, в Русской православной Церкви? Думается, что миряне, клирики, все русские люди с молитвенной радостью восприняли бы весть о таком истинном возвращении матери Марии в лоно православной церкви, на родную землю! Это причисление к лику святых новомучеников нашей выдающейся землячки стало бы актом настоящего возвращения к историческим истокам, символом единения русских, проживающих по обе стороны границы.

Пример матери Марии - русской дворянки и потомственной казачки - показывает, что истинно русский человек всегда был и будет патриотом своей Родины, где бы он ни находился. Президент РФ В.В. Путин отметил  подвиг матери Марии в интервью газете «Фигаро» (Франция), 7.05.2005г.: «Бок о бок с французами на французской земле сражались с общим врагом и… выходцы из русской эмиграции. Среди них такие замечательные люди - граждане Франции, как… Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария)».

Тепло отзывался о матери Марии светлой памяти Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В предисловии к книге «Красота спасающая» (СПБ, 2004), посвященной творчеству матери Марии, тогда ещё Митрополит Московский и Калиниградский, а ныне - Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл писал: «Ныне подвиг любви матери Марии, ее творческое наследие все более становятся известны нашим соотечественникам. Верим, что ее вдохновеный пример укрепит наши силы в служении Воскресшему из мертвых Христу Спасителю.

Мать Мария приняла мученическую кончину в день, когда Православная церковь совершает поминовение усопших, в субботу второй седмицы Великого поста. Закрыв страницы временной жизни, она перешла в вечные обители. Действующая земная любовь соединилась с торжествующей небесной.

Вечная твоя память, достоблаженная сестра наша, приснопоминаемая...».

В свете современной политической, демографической и миграционной ситуации в России нам надо вновь и вновь задуматься о ликвидации идеологических, психологических завалов, лежащих на пути объединения с русским зарубежьем. Нам необходима научно обоснованная концепция единства русской нации, разделенной временем, концепция ее воссоединения и возрождения. Только так, под святыми знаменами предков, с верой в великое предназначение Руси, России, мы сможем добиться ее могущества, ее величия и славы!

И на этом пути нас всегда незримо будет сопровождать великий образ матери Марии:
Но будет час… Когда? - еще не знаю;

И я приду, чтоб дать живым ответ,

Чтоб вновь вам указать дорогу к раю,

Сказать, что боли нет.

Председатель Общества "Православное дело" им. матери Марии  А.А. Соловьев
Previous post Next post
Up