Общение с дельфинами убедило Лилли в существовании глобального единого разума, который он назвал Сущностью.
Одни называли его гением, другие - садистом, третьи - сумасшедшим. А он, по собственным его словам, всего лишь "хотел попытаться проникнуть в другие миры, отличающиеся от нашего...". И еще - узнать, откуда берутся мысли. Ответ на этот вопрос он искал, изучая физиологию, нейробиологию, психиатрию, парапсихологию, философию, математику, гипнотические и экстрасенсорные способности человека. Немудрено, что его "пасли" ФБР, ЦРУ, НАСА, Пентагон. [Spoiler (click to open)] [more]
Принц на горошине 6 января 1915 года в столице штата Миннесота городе Сент-Пол в семье фанатичных католиков появился на свет "принц на горошине". В прямом смысле слова.
Первые недели жизни малыш был так чувствителен к любым прикосновениям, что его носили на подушках.
Недотрогу назвали Джоном. Когда он подрос и окреп, его отдали в католическую школу святого Луки. Успехи Джона в постижении теологии поражали даже суровых наставников.
...Это случилось, когда Джону было всего семь лет. Он готовился к исповеди, стоя в темной церкви на коленях лицом к алтарю, на котором горела всего одна свеча. Внезапно стены и колонны храма сделались прозрачными и Джон увидел ангелов, Бога и святых, шествующих через храм. Но все они пребывали в каком-то ином измерении. Потрясенный, мальчик рассказал о случившемся монахине. Но та отругала Джона: по ее мнению, видения могут иметь только святые. Понятно, почему, приняв Бога всем сердцем, Джон, повзрослев, наотрез отказался следовать церковным догматам. И родителям в конце концов пришлось перевести отпрыска из католической в академическую школу. Окончив ее, он с блеском сдал вступительные экзамены в Калифорнийский технологический институт, считавшийся "кузницей кадров" науки, причем по самым в то время передовым направлениям.
Собеседник дельфинов Эмбриология и генетика - именно те области знания, которые отслеживают зарождение жизни с нуля. Их-то изучением и занялся Джон, дабы через видимое и осязаемое постичь божественную суть возникновения жизни.
В высшей медицинской школе от познания истоков жизни Липли перешел к изучению "источника мыслей" - человеческого мозга.
Полученные знания пригодились в годы Второй мировой войны. Тогда же Липли занялся изучением физиологического состояния военных летчиков в условиях полетов на большой высоте.
Именно в годы войны Джоном Лилли были разработаны техника и приборы непрерывного контроля артериального давления и химического состава выдыхаемого пилотом воздуха. Эти его разработки стали основой для создания дыхательных аппаратов при полетах в стратосфере.
Но все же больше всего на свете Лилли интересовал сам процесс работы мозга. Сразу после окончания войны он продолжил исследования, разработав уникальные методики вживления тончайших электродов в мозг животных, при этом нисколько сам мозг не травмируя. Воздействуя током на различные его участки, Лилли выявил центры, ответственные за страх, боль, голод, удовольствие.
О его исследованиях стало известно ЦРУ. Настал день, когда в научный центр "мозговеда" Лилли наведались "люди в черном" и предложили сделку: они всячески будут содействовать его работе, а он - снабжать их результатами своих исследований. Лилли согласился, поставив условие: вся информация, которую от него будут получать разведслужбы, должна стать достоянием научной общественности. Разумеется, ему это обещали. Но в одном из частных разговоров с куратором от военно-морской разведки он узнал: истинная цель военных - управлять поведением не животных, а человека. И тогда он стал утаивать ключевые результаты своей работы.
В конце 50-х годов в числе подопытных Лилли появились дельфины. Общаясь с ними, ученый сделал поразительное открытие: оказывается, рядом с человечеством существует иной мир, иная цивилизация, более древняя и не менее развитая по уровню интеллекта. По мнению Лилли, дельфины давно постигли законы мироздания. А потому именно они, а не человек первыми идут на контакт. Человек же в своем эгоцентризме не замечает братьев по разуму. Больше того, нещадно, нелепо и жестоко эксплуатирует "планету" их обитания - океан. А ведь он занимает две трети земного шара. Стоит задуматься, кто настоящий хозяин в доме...
На многие десятилетия дельфины стали для ученого "морскими братьями" и коллегами. Настанет момент, когда он поймет, что не имеет права держать их в неволе, что они должны приходить и уходить только по своему желанию. Общение с дельфинами убедило Лилли в существовании глобального единого разума, который он назвал Сущностью.
В наше время по методике Лилли ведется подготовка дельфинов для обнаружения поврежденных подводных коммуникаций.
Лилли переключился на изучение интеллектуальных возможностей человека. Больше всего его интересовало, насколько наше сознание зависит от окружающего мира. Чтобы ответить на этот вопрос, предстояло придумать, как изолировать испытуемого от малейшего воздействия этого самого мира. Лилли придумал! Нужно поместить человека в ванну с водой, температура которой плюс 34 градуса: именно эти градусы не ощущаются телом, Ванна должна находиться в абсолютно темном и звуконепроницаемом помещении. Воздух - подаваться через мягкую маску из каучука.
В наши дни это устройство получило название изоляционная ванна, широко применяется во всем мире при подготовке пилотов, космонавтов и всех, кому приходится часто и подолгу бывать в темных, замкнутых помещениях.
10 лет Лилли ставил опыты в изоляционной ванне, причем проводил их только на себе. Потому что кто же сможет объективнее и вернее описать все ощущения длительного нахождения в невесомости, темноте, почти в реальной пустоте?
Освобождая свое сознание от давления внешнего мира, Лилли сформулировал теорию живого мозга как природного биокомпьютера, обладающего совокупностью программ, сформировавшихся в процессе эволюции и в процессе жизни каждого конкретного человека. В своем жизненном цикле человек может утрачивать, развивать и совершенствовать свои метапрограммы, обмениваться ими с другими людьми и живыми существами.
Все метапрограммы Лилли условно подразделил на те, что управляют внешней реальностью, памятью, и автономные программы нервной системы, поддержания тела и воспроизводства потомства.
Свою задачу Лилли сформулировал так: "Моей целью было увеличить гибкость, силу, объективность нашего теперешнего ограниченного ума и его знаний о самом себе, добраться до основных грамм и метапрограмм, управляющих каждым конкретным умом, чтобы затем изменить обычное слабое функционирование, превратив его в сильное и полноценное...".
Раскрепощенный мозг легко формулирует казавшиеся невозможными решения, открывает глубины памяти, фонтанирует образами, дарит ощущение полета в некоем интеллектуальном пространстве.
Находясь в изоляционной ванне, Лилли совершал удивительные путешествия "в сферу странных, чуждых форм жизни... Некоторые были в виде жидкостей, иные - в виде светящихся газов... Я был наблюдающей точкой в их мире, не вовлеченный в него". С каждым новым сеансом Лилли не уставал поражаться многообразию форм жизни и интеллектов, существующих в безграничной Вселенной.
Однажды он совершил путешествие внутрь себя, странствовал среди клеток мозга и сердца, проходил через кровь, рассматривая работу белых кровяных телец. "Проникнув до квантового уровня, наблюдал игру атомов в их собственных огромных мирах, их обширные пустые пространства, фантастическими силами удерживаемые у каждого отдаленного ядра с их орбитальными облаками электронных силовых полей и элементарными частицами, прорывающимися в эту систему из внешних пространств".
Идея биокомпьютера Джона Лилли натолкнула инженеров на мысль об использовании биологических материалов в качестве составляющих процессоров современных компьютеров. В настоящее время такие работы ведутся всеми крупнейшими разработчиками и производителями вычислительной техники. По расчетам специалистов, емкость памяти и быстродействие био-ПК должны намного превосходить существующие ныне.
По мнению Лилли, опыты достижения высоких состояний сознания, дающие возможность реально ощутить безбрежность нашего "я" и Вселенной, необходимы для выживания человеческого вида. Тот, кто прошел через восприятие этой безбрежности, по мнению Лилли, уже не сможет относиться как варвар ни к себе подобным, ни к миру, в котором живет.
В потоке На определенном этапе своих путешествий в "иные миры" Лилли решает, что усилить изоляцию мозга от тела можно применением ЛСД, который как раз проходил испытания в Национальном институте психиатрии. В те годы медики рассматривали его как возможное средство лечения алкоголизма и ряда психических заболеваний.
С дозой ЛСД исследователь "стал исчезать, перемещаясь в "точку сознания", не имеющую измерений и координат в пространстве, ничтожно малую, в которой собственное "я" становится таким же внешним объектом, как и все остальное". Из этой точки, по утверждению ученого, "можно безмятежно созерцать клокочущий вокруг океан нездешней жизни". Он сравнивал это с нахождением в центре циклона - пространством внутри бушующей стихии, "где можно научиться жить вечно...".
После каждого путешествия Лилли описывает и анализирует свои впечатления, стараясь выразить словами "невыразимое", с каждым новым экспериментом дополняя свою карту Вселенной.
Во время работы с применением ЛСД Лилли делает важное открытие, которое едва не стоило ему жизни. После обычной "экспериментаторской" дозы он впадает в кому, которая длится 24 часа, и на двое суток теряет зрение. Лилли сделает вывод, что, оказывается, кроме самоосознания, существуют другие скрытые системы организма, которые могут программировать процессы, направленные на разрушение этого же самого организма. ЛСД может запустить эти программы в действие и привести к трагедии самоуничтожения.