Вместо эпиграфа:
Вы, наверное, слыхали про Тараска, про сказочное чудовище,
от которого произошло название города - Тараскон.
Напомню вам его историю вкратце:
в давно минувшие времена это был страшный дракон, опустошавший устье Роны.
Святая Марфа, после смерти Иисуса пришедшая в Прованс, отправилась в белой одежде
к обитавшему среди болот зверю и на самой обыкновенной голубой ленте привела его в город -
так непорочность и благочестие святой Марфы укротили и покорили зверя.
С тех пор тарасконцы через каждые десять лет устраивают праздник и водят по улицам сделанное из дерева и раскрашенного картона чудовище, помесь черепахи, змеи и крокодила, грубое, карикатурное изображение прежнего Тараска, ныне чтимого, как некий идол, живущего на счет города и известного во всей той стране под названием "отца-батюшки".
Альфонс Доде "Тартарен из Тараскона. Порт-Тараскон" Часть 1, Глава 4
...Вот это удивительное создание средневекового сознания...
...В далеком городе Тарасконе, что на юге Франции, и не только в нем, а вообще в округе и, говорят во всей Испании, существует легенда о злом Тараске, терроризировавшем этот город в далёком-далёком прошлом.
Это мерзкое творение описывают по-разному, то как водоплавающего дракона с человеческим лицом, то как водоплавающего, но с крыльями. В современной мифологии он известен по описанию в книге "La légende dorée", епископа Генуи Жака де Воражина, написаной им в 1260 году, вскоре после неудачного завершения седьмого крестового похода в Египте и победы папы Александра IV над гвельфами. И незадолго до рождения Великого Данте и восьмого крестового похода.
(Интересно, что во Франции эта книга известна по переводу на французский, сделаным поляком “российского происхождения” Теодором Выжевой в 1910 г.)
Каким бы оно ни было это животное,но наводило оно страх и ужас на этот славный город, до тех пор пока в I веке Святая Марта (Марфа) со своей сестрой Марией Магдаленой и Святым Лазарем не покинули берега Палестины на утлом судне, принесшем их прямо сюда. Марта по реке Роне достигла эти места.
В те времена недружелюбные местные жители отвергли слово Божье и саму Марту попросили куда нибудь съехать, но Марта не отчаялась. Желая продемонстрировать заблудшим силу Бога, Марта усмирила злобного Тараску, покропив его живой водой и осенив крестом животворящим, после чего привела его в город.
Потрясенные жители изрубили Тараску на куски и все как один перешли в христианство.
На картине видим Св.Марту с солнцем вокруг головы
(типа булонского кокошника) на фоне катарского замка XII века)
Святая Марта прожила в Тарасконе до самой смерти.
Была тут похоронена и благодарные местные жители долгое время героически оберегали её мощи от набегов злых сарацин, постепенно разрушивших и первые церкви, и могилу святой.
Также сарацины уничтожили все документы.
Эта история известна из рукописи 5-го века, найденой в Германии и хранящейся в Англии.
Однако, археологические ракопки таки подтверждат наличие в этих местах в 1-веке христианского города.
Нынешняя Церковь Святой Марты построена в 1199 году.
В Франц.Нац.Библиотеке в Париже хранится рисунок,
изображающий Святую Марту с укрощенным крылатым Тараской...
‘St. Martha Taming the Tarasque’ by Jean Poyer (c. 1500)
The Hours of Henry VIII, f. 191v
По указанию короля Рене в 1474 году был учрежден Рыцарский Орден Тараски, одной из обязаностей которого был сохранившийся до наших дней обычай, ежегодно в июле протаскивать чучело злобного Тараски на цепи по городу.
Празднество в честь св.Марфы с вождением чучела по городу Тараскон
Считается, что от этого Тараски и город получил свое название Таруско, которое римляне произносили как Вилла Тарасконис, чтои стало с течением времени Тарасконом.
Легендарный Тараска включен и в городской герб...
Интересно, что это не единственное крокодоловое существо в гербах, в гербе города Ним так же присутствует крокодил, но как гласит тамошняя легенда по другому поводу, а именно - император Август подарил этот город капитану корабля, обеспечившему ему морскую победу над Антонием и Клеопатрой.
Текст из
ресурса по драконам:
«...На реке Рона, в лесной чаще, расположенной между городами Арлем и Авиньоном, обитал некий дракон - наполовину зверь, наполовину рыба, толщиной превосходивший быка, длиной - лошадь.
Его зубы походили на лезвие меча, заточенного с двух сторон, и были острыми, словно рога. С каждого бока он был вооружен двойными круглыми щитами.
Он прятался в реке и убивал всех, следующих мимо, а корабли топил. Прибыл он из моря Галатского в Азии и был порождением Левиафана, свирепого водяного змея, и животного под названием онагр, что водится в галатской земле и преследователей поражает на расстоянии югера своим жалом или пометом, а всё, до чего оное дотрагивается, выжигается, словно от огня.
Марфа по просьбам людей отправилась к нему и обнаружила дракона, который поедал человека, в лесной чаще Она окропила его святой водой, осенила крестным знамением и показала ему распятие. Побежденный, он сделался кротким, словно овца, а святая Марфа связала его своим поясом, после чего люди забили его копьями и камнями.
Жители называли дракона Тараскон, отсюда и место это стало прозываться Тараскона, а прежде оно называлось Нерлук, то есть Чёрное Озеро, потому что чаща там была темная и тенистая».
..Яков Ворагинский «Золотая легенда», глава «О святой Марфе»..
Сам город впервые упомянут в древней рукописи, повествующей о жизни святой Марфы.
Она пришла на берега Роны из города Сан-Мари-де-ла-Мер проповедовать слово Божие.
А в те времена на этих берегах обитало чудовище - полурыба-полузверь, которое скрывалось то в густых зарослях деревьев, то в зеленоватой воде - и пожирало всякого, кто неосторожно приближался к нему, будь то человек или зверь.
Бедные местные жители выяснили, что если Тараск сожрет за один присест восьмерых человек, то в течение последующих полугода он совершенно безопасен. И установили очередность на выплату этого кошмарного оброка.
Много смельчаков, в том числе первейших в округе силачей, пытались истребить зловредного Тараска, но все они сложили свои головы в неравной борьбе. Совсем угасшая было надежда избавиться от этой напасти возродилась, однако же, когда к пристани Нерлука причалила свою лодку хрупкая, одетая в белое полотняное платье девушка. Звали ее Святая Марта. Задолго до ее прибытия прослышали жители многострадального Нерлука о свершенных ею в соседнем Арле добрых делах и простых, от сердца идущих проповедях, и, едва святая вступила в город, к ней тут же кинулось множество просителей, умолявших ее избавить округу от ужасного Тараска.
Марта бесстрашно отправилась одна в давно покинутые людьми поля за городской стеной, откуда поднимался столб дыма, и слышалось блеянье перепуганных овец. Достигнув некогда зелёной, а теперь выжженной луговины, разглядела она сквозь все еще курящийся дым чудовище, которое как раз заканчивало заглатывать, урча от удовольствия, убитую им овцу.
Покончив с этим делом, Тараск повернулся к девушке, она же подняла с земли две обгорелые соломинки и, сложив из них крест, двинулась прямо на свирепого зверя, держа перед собой этот хрупкий символ своей веры. Когда она приблизилась, дракон вдруг издал тяжкий вздох и повалился наземь.
Горящие глаза его потухли. Марта же отвязала от пояса фиал со святой водой и окропила ею зверя, чтобы закрепить свою победу.
Дракон оцепенел, и юная победительница, наклонившись, отрезала свои длинные косы одним из клыков чудовища, а потом, связав их, сделала поводок, который накинула на шею зверю. Затем она направилась в Нерлук, ведя за собой дракона, который, совершенно присмирев, волочил по земле свой длинный хвост.
Увидев святую деву и покоренное ею чудовище, собравшиеся на главной площади города люди вначале просто глазам своим не поверили, потом их охватил ужас, сменившийся вскоре радостью и торжеством. Заметив, что многие принялись уже подбирать камни, Марта попросила людей пощадить дракона. Но что она могла поделать одна против впавшей в неистовство толпы?
Вначале в покорно всё сносящего Тараска полетели плевки, потом камни, потом, осмелев, иные из толпы стали бить его кулаками. Дракон втянул голову, подобно черепахе, и опустился на землю.
Вскоре он испустил дух, извергнув напоследок небольшое облачко желтоватого дыма.
Вскоре после гибели Тараска город Нерлук был торжественно переименован в Тараскон (под этим названием он известен и по сей день).
Постановлено было также, что на городской печати впредь будет помещено изображение дракона, чтобы люди помнили, какие тяготы выпали некогда на долю их города. Легенду о святой Марфе и Тараске в Тарасконе рассказывает все - скульптуры, выполненные в камне и бронзе, барельефы на церковных дверях, витражи и мозаики, детские рисунки на витринах… Тараск живет и в древнем народном празднике.
А вот другая статья об этих реалиях...
Тараск из Нерлука
Тараск (фр. Tarasque) - «морской дракон с пламенным дыханием, подобными мечу, зубами и твердой, как железо, шкурой» жил в реке Роне, во Франции.
На протяжении долгих лет занимался тем, что разорял окрестности селения Нерлук, пожирая людей и животных, разрушая дома и строения. Люди считали, что отцом его был Левиафан, помянутый в Библии, а матерью - гигантская змея Онакус (Onachus иногда описывают как быкоподобное чешуйчатое чудовище, сжигающее все, к чему прикоснется), и прибыл он из Галатии (сейчас - местность на территории Турции).
У дракона была голова льва, шесть коротких, мощных медвежьих лап, тело как у быка, покрытое черепашьим панцирем, и чешуйчатый хвост, заканчивавшийся жалом.
Много воинов погибло, сражаясь с ним.
Король отказывался верить в дракона, считал его вымыслом и поводом для местных жителей - не платить налоги, тем более что не было свидетельств об охраняемых монстром сокровищах, ради которых можно было превратить дело в важное для государства. Но так как разорение местности не прекращалось, и доход от налогов действительно сильно снизился, правитель был вынужден признать, что "опасность зверя велика", и выдвинуться с рыцарями и катапультами на битву.
Но безуспешно - дракон опять всё и всех пожег, а сам остался неуязвим.
На четырнадцатый год Тараск разрушил большинство зданий и мостов в округе и сжирал всякого, кто пытался пересечь реку.
И местные жители решились сами взяться за дело и устроили ловушку:
в качестве приманки привязали к деревьям животных в глубоком болоте около Авиньона, а сами сели в засаду, вооруженные до зубов.
Но уловка не удалась: прошло несколько дней, а зверь не явился, вероятно, учуяв реальную опасность.
Только на двадцать первый год бесчинств зверя пришло спасение.
Прибыла Св.Марта - высадилась с корабля в гавани неподалеку от Нерлука.
По просьбам отчаявшихся крестьян, она, вооруженная одним пузырьком святой воды, поймала дракона и привела в селение, где местные жители тут же его убили.
По другой версии, Св. Марта по прибытии в Нерлук, села на берегу реки на камень и запела.
Очарованный гимнами и молитвами, дракон вышел из воды, смиренно лег у её ног и уснул.
Дева одела на шею укрощенного зверя ошейник и привела его в селение, которому он столько лет досаждал.
Крестьяне не стали разбираться с какой целью был приведён дракон, в ярости напали на него и убили.
Св. Марта тогда в своих проповедях стала упоминать, что «даже кровожадного дракона можно привести к смирению», и обратила многих в христианство. В память об укрощённом чудовище, и в качестве извинения за его немилосердное убийство, город переименовали в Тараскон.
С тех пор ежегодно на Троицу (Pentecost, религиозный праздник) местное население устраивает праздничное шествие и карнавал в честь легендарного дракона.
Есть и
такое пояснение обряда:
«Добрый король Рене» учредил 14 апреля 1474 года Орден рыцарей Тараска.
Это событие было отпраздновано турниром, играми, театральным представлением и церковной процессией в честь святой Марфы.
В дальнейшем этот праздник отмечался не в какой-то определенный день года, а когда придется, чаще всего на Вознесение или Благовещение.
Наконец, этот праздник приурочили ко дню святой Марфы - 29 июля,
когда первый урожай винограда уже вызревает, и погода неизменно благоприятствует шествиям.
Тараск идет по городу - смирный, уверовавший в силу креста Господня, он добродушно мотает своей огромной головой и виляет не менее внушительным хвостиком.
А приводят в движение эту изготовленную из папье-маше на металлическом каркасе махину восемь молодых людей, находящихся внутри чучела.
Именно восемь - в память об аппетитах Тараска.
И называются эти люди Тараскирами.
Следует отметить, что легенда получила наибольшее распространение в 1187 г.- с момента появления в Провансе священных реликвий, связанных со Св.Мартой.
А в 1197 г. в Тарасконе была построена и освящена церковь в её честь.
Тогда же в старинные источники легенды проникли подробности о короле и рыцарях, хотя во времена Св.Марты (начало н.э.) ещё не было ни рыцарства, как такового, ни королей.
Та же Галатия, упоминаемая как родина Тараска, географически являлась территорией, не соприкасающейся с морем, и становится непонятным - откуда там было взяться морскому чудовищу.
Так что остается еще много вопросов, которые ждут своего разрешения.
Ясно одно, безусловно, легенда красивая и достоверная, и подтверждена прекрасным городом Тараскон.
Чтили это создание не только в средние века... Причём, даже в Испании.
см.:
http://fr.wikipedia.org/wiki/Tarasquehttp://de.drachen.wikia.com/wiki/Tarasquehttp://www.folklore-society.com/miscellany/tarasquehttp://pages.videotron.com/chimere/contes/tarasque.htmlhttp://tejiendoelmundo.wordpress.com/2010/11/07/criaturas-legendarias-la-leyenda-de-santa-marta-y-la-tarasque/По-русски:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тараскhttp://repin.info/udivitelnye-zhivotnye/tarask-uzhasnoe-chudovishche-provansahttp://maxpark.com/community/3977/content/1266598http://severr.livejournal.com/11887.htmlhttp://dragons-nest.ru/def/tarasque.php