В Москве уже 22-ой день голодают старики-балкарцы, требующие от властей, как им кажется, почти невозможного - исполнения в Кабардино-балкарии российских законов.
Один голодающий уже лежит в больнице, ещё один сегодня тоже был там, но, его отпустили обратно и он вновь сидит со своими собратьями по несчастью под испепеляющим московским солнцем.
По словам одного из голодающих, Мурадина Рахаева, власть в республике перешла к олигархам кабардинцам, которые стали отнимать земли у балкарцев. И без того настрадавшийся в прошлом веке сталинскими переселениями горский народ, численность которого в республике около 120 тысяч, вынужден обратиться за помощью к президенту.
Они уже отнесли обращение в администрацию Медведева, но, за 22 дня голодовки к ним так никто и не подошел. Как написали в газете Труд, пресс-секретарь президента, Наталья Тимакова, отвечая на этот вопрос журналистов сказала, что не знает, в курсе ли Дмитрий Анатольевич, что старики-балкарцы четвертую неделю голодают у стен Кремля.
Кстати, очень странно, что весь материал на сайте газеты бесследно ичез.
Старики, находящиеся в почтенном возрасте (а одному из них уже за 70) сидят на хлебе и воде.
Ночуют здесь же, на лавочках, которые можно видеть в правой части кадра.
Сколько ещё продлится эта голодовка - одному Богу известно. Странно, что за столько времени к ним никто не вышел ни из Кремля, ни из Государственной думы, расположенной в двухстах метрах от места голодовки. А между тем, старики говорят о неких начавшихся репрессиях в республике против тех, кто не доволен политикой местных властей. Учитывая, что балкарцы горский народ, ситуация может очень быстро выйти из под контроля и мы можем получить ещё одну горячую точку.
Не смотря на то, что несанкционированные митинги в столице запрещены, формат голодовки позволяет старикам продолжать своё дело. Необычайно трепетно к ним отнеслась и московская милиция, выставив круглосуточную охрану.
Конечно, все настоящие факты происходщего в Кабардино-балкарии нам не известны. Всё что знаю я - это слова самих голодающих и некоторые данные из СМИ (по некоторым из которых, их «Совет старейшин балкарского народа» объявлен экстремистским, что, по словам протестующих делается специально кабардинцами). Кто прав и виноват на самом деле - не известно. Для меня ясно и очевидно одно - бессовестное отношение власти к голодающим старикам. Неужели так сложно поднять свой откондиционированный зад и выйти к ним, для того чтобы поговорить и попробовать разобраться в ситуации?
Нет, видимо, будут ждать, когда они все слягут в больницу, а в Кабардино-балкарии начнутся народные волнения.
Да, на вопрос о том, можно ли им чем-то помочь (той же воды или хлеба), старики ответили, что ничего не надо. Просто помогите привлечь внимание к нашим проблемам, а то мы здесь проведем последние дни своей жизни.
Так что перепост, поездка к месту событий и собственные репортажи - это единственное, чем мы можем им помочь.
upd: версия событий со стороны кабардинцев:
"Голодовка балкарцев: «Верните нам чужое…»
В Москве, Ессентуках и ряде населенных пунктов КБР - в Верхней Балкарии и Хасанье группы представителей балкарского народа объявили голодовку. Можно ли считать голодовкой, если твой рацион это хлеб и вода - это скорее диета. Чего же они добиваются?
Как объясняют сами «голодающие», они требуют исполнения законов Российской Федерации и определений Конституционного суда РФ.
Может создаться впечатление, что балкарские общественники выступают за исполнение решения суда, а кабардинские - против. Но, в определении Конституционного суда от 03.04.07 г. за номером 171-О-П, пункт 3, говорится: «Органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные образования во всяком случае обязаны находить адекватные и легитимные решения исторически сложившихся комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления, на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства и согласия». Это именно то, чего безуспешно добивалась кабардинская сторона, протестуя против поспешной, кулуарной, закрытой передачи общих пастбищ балкарским селам.
Согласительная комиссия была создана только после того, как передача земель уже состоялась! Это было сделано для отвода глаз, для создания видимости согласительного процесса.
Что касается исполнения Федерального закона № 131. Как уже не раз отмечалось, несовершенство закона и способ его реализации в КБР, а именно, передача общих пастбищ только балкарским селениям, обострили общественно-политическую ситуацию в республике. Голодающие выдвигают лозунг «Вернуть балкарские земли». Допускаем, что «голодающие» действительно верят, что у них кто-то отобрал землю. На самом же деле все обстоит с точностью до наоборот. Администрация президента Канокова и Парламент КБР передали общие пастбища, принадлежащие всем, исключительно балкарским селениям.
Никто не урезал территорию ни одного балкарского села. Наоборот, они получили всю межселенную территорию, которая, по справедливости, должна была достаться и более многочисленным кабардинским селениям. Таким образом, территория балкарских сел с 2005 года увеличилась в 4 раза. Как видим, нет повода устраивать голодовки. Скорее, голодовку должны объявлять жители всех тех населенных пунктов, чьи пастбища были переданы балкарским селениям. Но нет - снова с балкарской стороны раздаются требования увеличить их территорию за счет всего остального населения республики. Подобные требования никак не укладываются в понятия добрососедских отношений - «верните мне землю, в противном случае объявим голодовку». А на деле это выглядит иначе - дайте нам всё, и мое, и чужое. Это чистой воды шантаж. Большинство балкарских сел уже получили огромные территории и никаких причин голодать у них нет.
Почему же стало возможным требование вернуть то, что им никогда не принадлежало? Эти требования спровоцированы безграмотными, неумелыми действиями администрации президента КБР, Парламента, и лично самого Арсена Канокова. Изначально, выдвигая свои абсурдные требования по расширению территорий, балкарские общественники вряд ли ожидали, что они будут удовлетворены. И действительно, здравый смысл подсказывал, что в такой ситуации самым оптимальным решением будет справедливое распределение пастбищ между всеми селениями, как это сложилось исторически. Однако, коммерческий опыт господина Канокова, помноженный на юридический «талант» Каширокова и Лигидова, привел их к самому нелепому решению - отдать пастбища только балкарским селам. Они решили отдать им все территории, которые не входили в сферу интересов холдинга «Синдика». В это же время кабардинскую общественность уверяли, что никаких процессов не происходит, а на деле, без огласки, без обсуждения, шла ускоренная передача общих для всех населенных пунктов горных пастбищ исключительно балкарским муниципалитетам.
Кабардинское население республики убеждали в том, что Арсен Каноков, президент-кабардинец, удачливый и сытый бизнесмен, сможет защитить интересы кабардинского народа. Но интересы холдинга «Синдика» для Канокова оказались выше. В результате сложилась ситуация, в которой большая часть общих пастбищ перешла только к балкарской стороне. Остальная часть оставлена в государственной собственности, в распоряжении лично самого президента.
Естественно, после такого неожиданного успеха, аппетиты у балкарцев существенно возросли. В частности, в Парламент поступили законопроекты о закреплении за Кичмалкой и Хабазом всех горных пастбищ уже Зольского района, передачи межселенных территорий между Аушигером и Герпегежем только Герпегежу, и т.п. Почему бы не потребовать, раз дают? А для усиления «аргументов» - голодовочка. С водичкой и хлебушком.
Хазрет-Али Шогенов"