Об истории Российской приватизации написано много. Газпром и РАО ЭС, алюминий и нефть, да много еще чего. Мы стали свидетелями становления олигархов и состояний из ничего, но в этом приватизационном беззаконии всегда в стороне стояло одно из самых могущественных ведомств страны - министерство путей сообщения (МПС). Это ведомство всегда выделялось своей особой самостоятельностью и статусом, огромными активами, и то, что в настоящее время это - ОАО РЖД, 100% акций которого принадлежит государству, вызывает некоторое удивление. Как такой лакомый кусочек прошел мимо “приватизаторов”, ведь не устояли перед ними даже такие два колосса экономики как Газпром и РАО ЭС. Кусочек мимо не прошел, просто для него была выбрана совсем другая и, на мой взгляд, гениальная по изуверству схема…..
В 1994 году МПС возглавил Николай Аксененко, человек настолько деятельный, что сейчас трудно найти отрасль, которой бы не занимался г-н Аксененко. Довелось ему поработать и вице-премьером. Прочили его и в премьеры и даже поговаривали о Президентстве. Тем не менее, в 2000 году и.о. президента В.В.Путин освобождает его от должности Первого заместителя Председателя Правительства РФ и назначает вновь министром путей сообщения. Однако не буду утомлять подробностями его славных дел, а их было столько, что как его не прикрывали, все же, через некоторое время, проверка счетной палаты вскроет факты чудовищных финансовых махинаций: - создание всевозможных фондов, банков, квартиры, зарубежные счета, зарплаты и т.д. и т.п. В общем, в итоге 2 статьи УК, обе - особо тяжкие, обе - в особо крупных…..
А дальше читатель, как говорится чудеса. Прокуратура передает дело в суд (2003 г.), а суд в это время …, учитывая тяжелую болезнь г-на Аксененко, не только отменяет ему меру пресечения, но и разрешает ему выехать из страны на лечение.
( Вот уж, не припомню подобных примеров гуманизма нашей судебной системы. Так и хочется сказать ну уж очень особо тяжкие и, очевидно очень особо крупные…. статьи были). К сожалению, лечение не помогло, и через некоторое время, в прессе появляется сообщение о кончине г-на Аксененко. Аксененко вроде нет, а дело его реализовано и живет до сих пор.
Аксененко неоднократно предлагал свои варианты реформирования МПС, но почувствовав к 2000 году, что тучи сгущаются, очевидно, решил, зачем реформировать МПС с его проблемами. Все равно чиновники оставят за собой контроль за ведомством. Лучше собрать в одном месте всю инфраструктуру для МПС, все, что необходимо для МПС от колес, до вагонов, ремонтных депо, электровозов, тепловозов, одним словом В С Е Г О.
Так в 2002 году было основано ЗАО Трансмашхолдинг (ТМХ), которое уже к 2004 году не только обанкротило все эти предприятия, но, по сути, стало их владельцем.
Представляете, прямо с момента создания ТМХ , у предприятий стала появляться работа, заказы от МПС ( естественно благодаря и через ТМХ). Ну, а как местные власти заговорили, пресса. " Наконец то появился новый эффективный собственник, инвестор...... и т.д. и т.п". Надеюсь читателю и так все понятно.
Так на ровном месте, из ничего, родилась империя с огромными активами, которая сегодня является ведущей компанией в отрасли транспортного машиностроения, входит в число десяти крупнейших мировых производителей железнодорожной продукции.
Как это “происходило” можно рассмотреть на примере Новочеркасского электровозостроительного завода (ОАО НПО НЭВЗ), бриллианта в составе ТМХ, как выражаются сами представители холдинга. Схема везде была приблизительно одна, предприятия остаются без заказов МПС, и кормятся одними обещаниями и протоколами о намерениях - закупить, заказать и т.д.
Кстати это нужно для того, что бы предприятия все же надеялись на заказы от МПС. В лучшие годы ОАО НПО НЭВЗ выпускал до 400 шт. электровозов, потом 90% спад. И, тем не менее, предприятие, несмотря на тяжелейшее положение, выживало, осваивалась новая продукция, выпускались товары народного потребления. И что самое интересное, предприятие к 2000 году находилось под внешним управлением в стадии финансового оздоровления, предприятие имело предусмотренную законом гарантию от банкротства вплоть до 2006 года.
Несмотря на это в 2003 году создается новое предприятие ОАО НЭВЗ (название как видите почти прежнее), а теперь внимание, в это новое предприятие передаются все активы старого предприятия (без долгов естественно).
ТМХ становится владельцем 51% акций нового предприятия, а старое остается с печатью, долгами и 49% акций нового предприятия. Поскольку старое предприятие рассчитаться с долгами не может, оно срочно банкротится и 49 % акций также оказываются у ТМХ. Так заканчивается операция по приобретению практически за бесплатно, крупнейшего производителя электровозов ОАО НПО НЭВЗ. И естественно, никого не интересует законность этих операций, ну, а о гос. гарантиях вообще забыли, забыли, что гарантия безотзывный документ, что под эту гарантию инвестировались средства, в том числе и пенсионного фонда, обращались акции на бирже и т.д.
А ведь есть статьи УК. Передача имущества предприятия естественно привела к его банкротству, а это уже совершенно конкретное преступление - ст.195 п.1. Передача имущества в иное владение в преддверии банкротства и причинившее крупный ущерб;
ст. 196 Преднамеренное банкротство, умышленное создание неплатежеспособности;
ст. 201 п.2. Злоупотребление полномочиями вопреки законным интересам организации в целях извлечения выгод для других лиц, повлекшее тяжкие последствия - банкротство предприятия. Одним словом прокуратура дала полное добро…..
Практически одновременно по аналогичным схемам банкротятся многие предприятия следующих отраслей - по производству магистральных и промышленных электровозов, магистральных и маневровых тепловозов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, мотор вагонного подвижного состава, вагонов метро, грузовых вагонов, вагонного литья, тепловозных и судовых дизелей и т.д. и т.п.
Ну, что читатель вот и родилась монополия, да еще какая, теперь тебе понятно, как “рыночно” будет формироваться цена твоих жд билетов, но и это еще не все.
Дальше начинается процесс, который я называю процессом монетизации активов. Конечно, хорошо владеть заводами и пароходами, особенно когда они тобой заработаны, а когда нет? В этом случае всегда очень хочется иметь прежде всего деньги на своем расчетном счете.
Первым монетизировал свои активы, как известно, наш эффективный лесоруб - Роман Абрамович. Поработав на лесосеке Российской приватизации, взял да и продал все свое добро государству за дорого ($13,1 млрд.), теперь яхты строит и в футбол играет.
Процесс этот, к стати незаслуженно, мало исследован, а ведь именно он является одной из причин, по которой, кризис у нас оказался значительно тяжелее, чем у других.
Вот и стал ТМХ искать покупателей на свои акции, да оказалось это не так просто, интерес к активам есть, а результата все нет и нет. Думаю я, что уж очень смущала потенциальных покупателей процедура “становления империи”.
Это видимо лиш одна из причин, по которой была начата процедура вывода активов под юрисдикцию иностранного государства.
19 ноября 2007 года ФАС России быстренько выносит Решение и предписание на ходатайство Закрытой компании Брейкерс Инвестментс Б.В. о приобретении 100% голосующих акций ЗАО «Трансмашхолдинг», заметим -ходатайство о приобретении. А позднее везде пишется, что акции просто переведены на баланс дочерней компании, странности, да и только.
Так начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов сообщил Интерфаксу - Федеральная антимонопольная служба одобрила перевод 100 проц. акций ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ) на баланс его голландской "дочки" The Breakers Investments B.V.
"Трансмашхолдинг" создал "дочку" в своей группе лиц ( это щедевр юридического понимания родственных связей между предприятиями), и на нее все перевел. То есть, это никакого значения для конкуренции не имеет", - сказал он.
Интересно, ведь в составе учредителей The Breakers Investments B.V….. нет ТМХ и, следовательно, дочкой она не является, а, следовательно, вопросы должны быть у налоговой службы, прокуратуры.
Но как видно, там все законно, ведь сразу появляется покупатель на 25 +1 % акций, и кто бы вы думали, правильно - ОАО РЖД,, и разрешение ФАС на покупку, тут как тут от 28 ноября 2007 г.
Как все быстро, оперативно, ведь могут, могут работать, когда хотят.
(К этому времени Ernst & Young уже оценила ТМХ в 2,9 млрд. долл.)
Итак, активы выведены, и очевидно за границу ушли и деньги ОАО РЖД, не зря оно, ОАО РЖД время тянуло, не хотело покупать акции у Российской компании ТМХ, денежки перевести голландской компании ведь лучше, правда. Это и есть операция, названная мною монетизацией активов.
Особое место мне кажется, здесь играет ФАС, ну прямо слезы текут, как ведомство быстро работает (подано 08.11.2007 , исходящий уже от 19.11.2007) , а заботится как о нас.
Приведу цитату - “ ..........Кроме того, компания в течение пяти лет не должна повышать цены более чем на 20% в год на каждый вид продукции без предварительного уведомления ФАС".
Представляете цены может повышать только предварительно уведомив. Этож надо - целых пять лет маяться ребятам....... ..
Полностью с
документом следует, ознакомится, это беспрецедентный случай монополизации значительной части Российского рынка. Я не могу представить, что бы в какой либо развитой стране была допущена подобная степень монополизации. Здесь рынком и не пахнет…. Вот предприятия перечисленные ФАС -
Breakers Investments B.V. получит контроль над основными активами по производству и сбыту локомотивов, вагонов локомотивной тяги, моторвагонного подвижного состава, вагонов метрополитена, дизельных двигателей для железнодорожного транспорта на территории РФ и стран СНГ. Так, по данным ФАС, в одну группу лиц с ЗАО "Трансмашхолдинг" на момент подачи ходатайства входили ООО "Трансконвертер", ЗАО "Торговый дом ТМХ", ООО "Интелпро ТМХ", ОАО "Октябрьский электроремонтный завод", ЗАО "Рослокомотив", ООО "Трансмашхолдинг - Украина", ОАО "Метровагонмаш", ОАО "Предприятие социального обслуживания "Метровагонмаш", ОАО "Коломенский завод", ЗАО "Коломенский завод Транс-Балтия", ООО "Энкол", ООО "Коломенский завод - Инвест", ИП "КоломнаБелТранс", ООО "Комбинат общественного питания", ООО "Инвест-Дизель", ООО "Дизельпром", ООО "Стройдизель", ОАО "Дизельные микропроцессорные системы", ОАО "ПО "БМЗ", ОАО "ПО БС", ОАО "Пензадизельмаш", ОАО "Центросвармаш", ООО "ПК БСЗ", ОАО "Демиховский машиностроительный завод", ООО "Око КМТ", ЗАО "ОВК ТМХ", ООО "Алькор", ООО "Бинар", ООО "Дельта", ООО "Контек", ООО "Элитбизнес", ООО "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод", ООО "ПК НЭВЗ", ЗАО "ТЭК НЭВЗ". ФАС установила, что ОАО "Коломенский завод" и ООО "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод" занимают долю на рынке электровозов в РФ и странах СНГ в размере более 90%, ОАО "Коломенский завод" занимает долю на рынке тепловозов около 80%, ОАО "Демиховский машиностроительный завод" и ОАО "Метровагонмаш" занимают долю на рынке электропоездов и дизель-поездов около 80%. ОАО "Метровагонмаш" занимает на рынке вагонов для метрополитена в РФ долю в размере около 90%. ОАО "Коломенский завод" и ОАО "Пензадизельмаш" также занимают долю на рынке дизельных двигателей для железнодорожного транспорта в РФ и странах СНГ в размере около 80%........
Одним словом .....С рынком Вас, дорогие пассажиры ОАО РЖД …