2006-05-08 14:20
Вот что странно - чем меньше путешествие, тем больше текста получается...
Тема: "Полукольцо"
"Ильинка и Куяльницкий лиман, блеснувший где-то внизу, остались слева. Бричка спускалась в балку, к тому месту, где в нескольких саженях от дороги стоял остов сожженного грузовика. На всем шляху - от Одессы до самой Балты - не было места хуже. Придорожная верба у Ангелова хутора, гребля за Яновкой, погорелая Петроверовская экономия, могила у Ширяева и еще одна могила, поближе к Одессе - все эти опаснейшие места степного фарватера, известные всякому, кто ездил тогда по Балтскому шляху, не могли сравниться с этим зловещим грузовиком в балочке за Ильинкой.
Кругом зияли выходы из каменоломен. Неподалеку вытянулись нехорошие села Кубанка и Малый Буялык"
(с)Козачинский
"Зеленый фургон"
1. Подготовка.
Идея посещения Ильинки уже давно была у меня в планах. Частично в этом были виноваты старые Поисковцы, описавшие мне когда-то систему местных катакомб, частично - приведенная в эпиграфе цитата из "Зеленого Фургона" (в очередной раз хочется восхитится Козачинским - мало того, что ЗФ - вещь идеальная с точки зрения построения боевика, так она еще и базируется на реальном до мелочей материале. Если Козачинский пишет про катакомбы - значит они там есть).
Анализ генштабовской километровки подтвердил наличие системы, но какое-то время тема висела в воздухе главным образом потому, что у меня не доходили руки узнать какой транспорт ходит в те края. Тем не менее интерес оставался. Он подогревался тем, что в "междулиманье" и на восточном берегу Куяльницкого лимана я еще не был ни разу - если не считать того, что я пробегал по их южной оконечности во время "соток". Ну... и случайного путешествия на Заблудившейся Маршрутке (которое заслуживает отдельного отчета, но не здесь). Существовали и иные соображения.
Перед майскими люди начали настойчиво теребить меня на предмет "а не поехать ли нам куда-нибудь?". "Почему нет?" - решил я. Изложив свою безумную идею в текстовом файлике я дополнил ее картой и раскидал по почтовым ящикам. Первым откликнулся Шаман. Прошлым летом, когда я обкатывал собранный Дэном и Сэмом, "Аллигатор" катаясь туда и обратно в Метрополию, мы с Шаманом провели спонтанный рейд по окрестностям Метрополии (сопровождавшийся приключениями вроде сборки практически без инструментов велоцепи отстрелившейся буквально в сотне метров от Аванпоста). Причем не по Е-95, как сделал бы любой нормальный велосипедист, а "по тайным тропам" :) Насколько я помню, оба остались довольны :) Я жалел, что не было фотоаппарата. Следом за Шаманом откликнулись Дэн и Юра Никифоров. Закаленные профи, которые тоже время от времени бывают на Периферии, в частности - выбирались даже в Ильичевск, а Дэн афайк был в Алтестово.
За день до выезда я расконсервировал "Аллигатор" и провел дополнительную рекогносцировку на подходах к селу Усатово. Меня беспокоила прокладка маршрута к Окружной Дороге - Слободка место в этом аспекте коварное. Что доказывает хотя бы то, что моя рекогносцировка (предполагалось - поскольку я первый раз в этом году сел в седло - что она займет не более получаса) затянулась на два с половиной часа.
2. Старт.
Утром меня разбудили звонок мобильника и мне пришлось срочно закидываться по неотложным внеплановым делам в район ЖД-вокзала. Вернулся я точно в 8:57, уже застав всю команду у себя во дворе, спокойно ожидающую моего возвращения.
Мы перепаковались, я спустил вниз свой "Аллигатор" и где-то около 9:20 мы стартовали. Тут нужно сделать отступление и объяснить один нюанс. Я, а с моей легкой руки и все прочие, допустил серьезную стратегическую ошибку. До Ильинки по карте получалось около 30 км. В прошлом году мы с Шаманом проехали 10 км. до Метрополии и еще сделали радиальный выезд примерно на такую же дистанцию по ее окрестностям. Соответсвенно, мне представлялось, что 60 км. - не так уж и много по сравнению с 30-40 км. прошлого лета и я классифицировал этот выезд, как стандартный прогулочный. Отсюда - шероховатости в подготовке перегона :) Например, то, что я не взял хорошую карту (правда я несколько часов штудировал километровку дома и большую часть ориентиров помнил наизусть). Только в последний момент я успел сунуть в карман черно-белую распечатку кусочка километровки по которой я бежал в этом году "сотку". На карте даже остались тактические метки синим маркером. Пожалуй, единственным из нас, кто оказался на высоте положения и правильно оценил ситуацию, был Дэн. Он взял примус, котелок и достаточное количество всяческих припасов.
После рекогносцировки я отказался от идеи забрасываться на Окружную Дорогу по хорошо известной мне Хуторской улице. Это привело бы к тому, что мы большую часть времени преодолевали бы подъем, который не давал нам никаких преимуществ на дальнейшей трассе. Вместо этого, я выбрал не очень знакомый, но интересный маршрут к Хаджибейской дороге, который был к тому же короче и проходил по довольно забавным местам (я и не подозревал насколько забавными они окажутся). Мы скатились вниз по Академика Воробьева, я решил ребус улиц Бадаева, Генерала Гудовича и Никитина и практически точно "по счислению", вопреки своим опасениям, миновав "лужепруд" выехал к Известковой улице. Дальше начиналась Хаджибеевская дорога.
3. Сюрпризы Хаджибейской дороги.
Одесская Периферия, наверное одно из самых романтических и загадочных мест в Поднебесной. Для вашего покорного слуги во всяком случае. Она тщательно маскируется "серым покровом обыденности", но если копнуть поглубже - очень быстро выясняется что тайнам и флеру таинственности, покрывающему эти места может позавидовать даже старый добрый Лондон.
К одному из таких мест я отношу поселок Куяльник и пролегающую вдоль него Хаджибеевскую дорогу. Куяльник забавен уже хотя бы тем, что прилегает к Хаджибеевскому лиману, а до Куяльницкого лимана от него добрых 5 км. Что обычно приводит к путанице (путают лиман, санаторий на его берегу и затерявшийся вдали от них поселок).
Крутой спуск со склонов Слободки и - случайного путника катапультирует из мира "стандартных пригородов" в совершенно иную реальность. Слева внезапно возникают циклопические сооружения "ЛукОйла" чей нефтяной факел мы называем оком Мордора и на который часто ориентируются капитаны входящих в Одесскую гавань яхт, потому, что он становится виден раньше маяков. В этот раз факел не горел ("кажется и на этот Ородруин нашелся свой Хоббит" как заметил кто-то из нас). Но это еще не Куяльник. Дальше начинается дорога, которая проложена у подножья ракушечниковых обрывов. Если ехать по направлению к лиману то слева будут крутые обрывы ракушечника, на которых толпятся частные дома.
После небольшой "зоны хаоса" в предместьях, начинается собствено сам Куяльник. С первого взгляда не заметно, что скрывается за аккуратностью и относительной респектабельностью первого ряда домиков. Но стоит только подняться по склону повыше... Старые дореволюционные дома, брошенные полуразвалившиеся хибарки построенные неизвестно кем и когда, дома наполовину встроенные в катакомбы (я когда-то видел по-хоббитовски встроенную в склон дверь и окно), сооружения бывшие неизвестно чем и когда.
Несколько лет назад, в вольном поиске, я наткнулся в этих местах на остатки чего-то отдаленно напоминавшего военный склад - небольшая площадка сбоку от дороги, окруженная остатками давно сгнившей ржавой "колючки", покосившийся скелет слепой прожекторной вышки, что-то похожее на остатки армейского кунга, большой ход ведущий в ракушечниковый склон, закрытый ангарной ржавеющей дверью, рядом с которой кто-то уже прокопал новую дырку. Увы в тот раз я был один, без спецснаряжения и к тому же спешил. Что там было - непонятно. Человек, который разрабатывал Concept Draw (Олег Бочарников, но тут я могу ошибаться - уж в очень необычной обстановке мы общались... и давно это было), рассказывал, что именно в этом месте... Я увлекся.
Итак - с одной стороны ракушечниковый склон с хаосом из самых разных построек на нем и ложных и настоящих ходов в катакомбы. Что еще интересно - если поднимаешся наверх по лестнице
(ага, каменная лестница, тоже явно очень и очень старого происхождения там есть тоже) - тебе кажется, что ты сейчас выберешся на гребень холма за которым начинается спуск. Но и тут Куяльник играет в свои игры с восприятием - поднявшись наверх оказываешся на огромной, простирающейся до самой Одессы равнине-пустыре заросшем травой и изъязвленном воронками-провалами в катакомбы. Если повезет, то пройдя вдоль склона несколько десятков шагов можно найти торчащую прямо из земли печную трубу.
Это все находится слева. Справа простираются огромные заболоченные пространства, густо поросшие камышом и, словно рисовые плантации, расчерченные на правильные прямоугольники. Поднявшемуся на самый верх открывается панорама - синева лимана на севере, в серой кайме Окружной Дороги, на которой можно различить букашек проносящегося по ней транспорта, а на юге - портовые сооружения и здания Пересыпи. Между ними - необъятные камышовые заросли, скрывающие каналы, болота и как это ни странно - всяческие постройки. Только не спрашивайте - кто там живет. Я не могу не только этого понять, но и объяснить логически. Там же должно быть совершенно невыносимо летом от всякой летучей кровососущей живности. "Тут пахнет малярией," - говорил о таких местах незабвенный доктор Ливси.
Все. Сворачиваю ковер красноречия и укладываю в сундук здравого смысла. В эти места надо выбираться отдельным рейдом и писать по ним отдельную сагу про Одесскую Периферию.
Я опасался, что кое-где нам придется переправляться - у меня ни как не шел из головы трамвай-амфибия, который осенью бороздит в этих местах воду в некоторых местах сантиметров на двадцать-тридцать выше рельсов. Вопреки этому Хаджибеевская дорога оказалась вполне нормальной. Правда первый километр ее покрывал гравий. На Западной Украине его называют "шутр". Примерно такой звук и издавали покрышки наших велосипедов. У лестницы мы с Дэном оставили велосипеды на попечение Юры и Шамана и поднялись наверх - пофотографировать панорамы. Рядом с лестницей проходит трубопровод, что здорово напоминает мемуары Чепмена о том, как они в малайских джунглях использовали подобные трубы в качестве троп. Сходить как-нибудь что ли вдоль этой трубы?
Мы продолжили путь и... к своему удивлению среди всего этого роскошной дикости фронтира в дебрях камышей, болот и всего такого обнаружили... Вот как вы думаете? Лично мне проще привести тут фотку.
В просвете камышей стояла покрытая черепицей будочка, с баром, холодильником, полочками с разнообразной посудой внутри и стойкой по кругу. Явный и дерзкий намек на бар с пляжей какой-нибудь калифорнийщины. И это еще не все. Рядом был расчищен вполне приличный пруд, через который перекинут мостик. У небольшой деревянной пристани, украшенной штурвалом, покачивался гидровелосипед. Причем заметьте - безо всякой охраны, заборов и всего такого прочего.
И дабы подчеркнуть всю сюрреалистичность происходящего мимо проехал трамвай.
В общем, картинка - залюбуешся. И ощущения еще те.
Когда Пляжный-Бар-В-Камышах остался позади, "шутр" сменился выложенной бетонными плитами дорогой. Теперь вместо "шшшррр" покрышки издавали ритмичное "бам-бам-бам". Впереди лежала Окружная Дорога, которая вызывала у меня обоснованные опасения - благодаря плотному и скоростному трафику.
4. Междулиманье.
К счастью все оказалось не так уж и страшно - благодаря широкой обочине мы без особых проблем доехали до подъема перед Котовкой, преодолели его и, повернув у кладбища, вырвались на стратегическую трассу к Ильинке. Дорога большей частью шла вгору, хотя и с не очень крутым уклоном. Мы последовательно проходили ориентиры: водонапорную башню в Набережном, загадочный городок с препятствиями - то ли автодром для военных водителей, то ли полосу препятствий спроектированную инженером с садистскими наклонностями, сурового вида военный городок, обнесенный большими земляными валами по правую сторону дороги (дома выяснилось что это таки склады). К тому времени как мы вышли за пределы моей карты, мы успели сделать привал, чтобы перекусить. Попутно выяснилось, что Дэн не позавтракал.
Миновав братскую могилу и два ЖБ-моста (дома выяснилось, что там где-то есть еще и третий), мы добрались наконец до Ильинки. Само село выглядело довольно безобидно, а на противоположной его окраине мы заметили некое странное сооружение, оказавшееся набором антенн, смонтированным на одну высокую вышку...
(продолжение следует)