Вызвано спорами о программе Фурсенко.
У меня уже некоторое время копится достаточно печальный опыт человека, который оказался в положении преподающего высокую словесность людям, которые читают с трудом и по слогам. Опыт влечет за собой достаточно злые мысли и злые же рецепты.
Реальность такова, что 99% человеков сидящих в нашей стране за компьютерами этими компьютерами не владеют. Большевики, придя к власти, одним из самых больших приоритетов поставили искоренение неграмотности, нам же рано или поздно, так или иначе придется устранять безграмотность компьютерную.
Нужно не только оставить в покое программу старшей школы, но еще и ввести дополнительный курс компьютерной грамотности - умение печатать вслепую, работать в
bash и
mc, элементы программирования в
python и
TeX. Все это можно изучать на маломощном аппаратном обеспечении, а значит - можно изучать массово и по одной для всех учебной программе.
Тезисно:
1. Устранение безграмотности должно быть массовым. Не только в столице и больших городах, но и в маленьких городах, ПГТ и в селах - на базе сельских школ. Гений может родится везде. Наша задача (а) подготовить армию хороших специалистов (б) создать гению условия для развития - буде он где-нибудь появится.
2. Учебная программа должна строится на единой для всех базе. И не только потому, что будет несправедливо если выросший в селе ребенок будет отставать от столичного сынка богатых родителей, но и потому, что преподавать по разным программам - это недопустимая с точки зрения траты ресурсов роскошь. Программа должна быть государственной, единой, унифицированной и стандартизированной. Тогда появится возможность дорабатывать ее по ходу дела - проводя любые рацпредложения через государственную комиссию и сразу внедряя ее везде. Учебные пособия, программа подготовки и так далее - все это будет единообразным, системным и дешевым за счет массовости.
3. Школьная программа должна подразумевать, что сегодняшний выпускник завтра станет инженером, либо специалистом, либо продолжит образование уже в научной области. Наша цель - наука. Готовить в школах секретарш, менеджеров и прочий офисный планктон - недопустимое расточительство. Плюс - с задачей подготовки "планктона" вполне успешно справятся сколько-то-там месячные курсы. Тем более, если такие курсы готовить на базе специалистов предлагаемой программы.
4. Школьная операционная система в рамках такой программы - это linux. Помимо прочих преимуществ - он "в нулевом варианте" (без графических надстроек) может комфортно работать на маломощных машинах, что облегчает компьютеризацию сельских школ. Вообще, в идеале - можно устроить постепенную ротацию компьютерной техники - из более обеспеченных учебных заведений в менее обеспеченные. По мере модернизации и замены компьютеров на новые, старые не списываются, а переходят "по наследству" в сельские школы. Да, "обноски", но это (а) бесплатно (б) лучше чем ничего вообще. Кроме того, можно использовать такие системы и "в терминальном варианте" - один большой компьютер с подключенными к нему дешевыми терминалами, что еще больше упростит и удешевит систему.
5. У linux'а будущее есть, у windows его нет. В случае с linux проблема модернизации железа не стоит так остро. Тем более, что жить на пиратских копиях m$ долго не получится, а большие суммы денех которые будут уходить заокеанским дядям в виде лицензий, лучше потратить на закупки дополнительного железа и формирование учебного корпуса. Кроме того, государство может спокойно разрабатывать учебные программы - завтра эта операционка никуда не денется. Даже, если (не дай Бог) мы объявим войну заокеанскому государству. Или оно нам.
6. Гвоздь учебной программы - обучение слепой печати. И киррилице, и латинице. Это такой же навык, как владение авторучкой и сейчас он настолько же важен. Человек не умеющий печатать вслепую (я-и-так-печатаю-быстро) похож на человека, который умеет писать только печатными буквами.
Обучение взрослого и весьма ленивого человека слепой печати занимает от двух недель (ваш покорный слуга справился чуть раньше) до четырех часов (у
некоторых уникалов, к которым, я увы не принадлежу).
http://improvement.ru/zametki/mashinopis.shtmhttp://improvement.ru/zametki/sleppech.shtm Вот
тут описан чудный инструмент для -
gtypist. Если кто-то проникся вышенаписаным, но все еще сидит под windows - рекомендую в качестве обучалки
stamina.
7. Математика требует расширения в области систем счисления. На изучение двоичной и шестнадцатиричной систем требуется ровно одна пара (два урока), при этом никто, подчеркиваю, никто из тех, кто прошел через мои пары (а это достаточно солидная выборка) не умеел быстро переводить в уме четырехбитовые числа из двоичной и шестнадцатиричной систем в десятичную и обратно, не знал как выглядит отрицательное и дробное двоичное число, не знал правил по которым выполняются действия в двоичной и шестнадцаритичной системам. Этот навык ставится быстро, в течении ровно одной пары - это не такое уж мудрое дело, зато облегчает работу с компьютером. В школе это наверняка отнимет чуть больше времени, но не так уж и много. Школьные математики должны включить в программу системы счисления - двоичную, шестнадцатиричную (с непременным разъяснением - зачем она понадобилась) и арифметические и логические действия в них. Кроме них - понятие о бите и байте.
8. Школьную информатику желательно начинать с общих понятий о железе компьютера. По моему опыту - чем примитивнее модель компьютера, тем легче изучить ее железо.
9. Начальная программа изучения linux должна базироваться на изучении работы в bash и mc.
Они не требуют для себя больших вычислительных мощностей - то есть их можно изучать и в селе и в столице.
Они универсальны - они работали и будут работать в любой системе linux - для CLI кажется не существует такого понятия, как моральное старение.
Они легко документируются (сравните "наберите в командной строке dir" с "кликните кнопку Пуск, войдите в меню Программы, из него перейдите в меню Стандартные, в нем - дважды кликните по иконке Проводник, в проводнике нажмите... и так далее"). Наглядность представления файловой системы обеспечивается использованием mc. GUI не изучается вообще - такая система легко изучается самостоятельно в течении 24-х часов интуитивным путем.
Bash очень легко изучается... при условии что человек владеет клавиатурой - см. пункт 6.
Обучение "сначала CLI" способствует повышению общей компьютерной грамотности и интуиции. Человек, знающий CLI легко разберется в GUI. Человек, знающий CLI будет комфортно себя чувствовать на любой машине, в любой обстановке.
Подробности про изучение CLI тут:
http://uvsw.narod.ru/cvsg.html 10. От изучения команд bash легко сделать переход к программированию на материале программирования скриптов оболочки - это будут все те же команды, просто объединенные в файлы.
11. Вместо всевозможных офисов изучаются TeX-системы (я специально не называю конкретной реализации, но скорее всего это будет
TeX Live). Опять-таки. Они бесплатны, не стареют морально, работают на машинах любой мощности (мммм... с оговорками, разумеется), заставляют человека разбираться в том, что он делает. Человек владеющий TeX-системой завтра сможет интегрироваться в научный мир. Биологу-физику-химику-экономисту, не придется отрываться от изучения основного предмета, чтобы изобрести способ, которым ему можно будет написать статью с химическими, физическими, статистическими формулами. Такой человек уже умеет делать хорошую документацию. И самое главное - он приучен к тому, что сначала нужно писать текст, а потом уже заниматься его внешним видом.
см. очень хорошую заметку на этот счет
http://mydebianblog.blogspot.com/2006/10/blog-post_30.html 12. Язык программирования. Раньше это был Бейсик, Паскаль, или Си. Мы предлагаем в качестве такового - Питон. С теми же аргументами, что и выше. Язык бесплатен, прост в изучении, заставляет человека писать красивый код (это просто-таки вбивается в него), работает на маломощных машинах.
Одно из явных преимуществ - наглядность - любую команду Питона можно набрать в комстроке и сразу посмотреть на ее результат.
Преимущество номер два - расширяемость. В Питоне легко перейти от комстроки к GUI-интерфейсам, от простых вещей типа черепашьей графики (то есть использования учебных программ для языков типа ЛОГО) к геоинформационным системам, от простых команд к функциональному программированию и к ООП. С помощью Питона можно автоматизировать большинство систем - от вышеупомянутого TeX, до OpenOffice. Сегодняшний школьник - завтра вместо затрат времени в вузе на изучение уже мертвого Дельфи (или монстра а-ля C#) сможет сразу включиться в научную работу - Питон имеет просто немерянное количество нужных инструментов.
Если кому-то недостаточно моих аргументов - сошлюсь на MIT
http://en.wikipedia.org/wiki/Structure_and_Interpretation_of_Computer_Programshttp://mit.edu/6.01/mercurial/spring09/www/index.htmlгде Питон используют в качестве языка обучения программированию
Черепашья графика:
http://xturtle.rg16.at/ Картинка стоит тысячи слов, а видео - тысячи картинок, ага:
http://showmedo.com/videos/series?name=pythonJensFromKidsSeries Питон в науке (рассмотрен в основном физмат-аспект, но общее понятие он дает):
http://www.developers.org.ua/archives/dmitrey/2009/02/11/python-for-science/ А вот Питон в океанологии:
http://koldunov.net/?tag=python 13. Конечной целью такой программы было бы получение на выходе специалиста, для которого компьютер - это повседневный инструмент, причем компьютер любой мощности. У этого человека уже есть понимание того, как работает этот инструмент и что его можно заставить делать. Этот человек способен быстро и эффективно обрабатывать информацию. Причем обрабатывать информацию гибко - не завися от сторонних инструментов обработки. Такой человек не будет вести анализ сложных закономерностей в Excel - он напишет для этого маленький и быстрый скрипт. И конечно такой человек очень быстро самостоятельно освоит все остальное.
14. Реализация такой программы должна производиться постепенно и ступенчато, а не в стиле "завтра мы придем к вам проверять что у вас стоит". Нет. Первые несколько лет поставить linux и учить только слепой печати. Дети, вынужденные работать в столь суровой обстановке сами разберутся в том, в чем они работают. В этом плане детская любознательность и умение докопаться до деталей - это что-то. Через год можно подключать подробное изучение bash и mc. Дальше - программирование скриптов. Еще дальше - Питон. И наконец - TeX. Когда все это будет внедрено - добавить предмет "владение компьютером" во вступительные экзамены в вузы. Аналогично - постепенно и последовательно: слепой набор, bash, mc, bash-скриптинг, python, TeX. Результат - школьника пришедшего в вуз можно будет учить чему-то полезному, а не переучивать с бейсика и ворда на новую систему.
Я не противник GUI, я не противник офисных WYSIWYG-ов, я не фанат абсолютного использования Питона, но я считаю, что базовое образование должно строиться именно так. Русские уже внедряют linux в школах. (можете заглянуть в ЖЖ
http://alex-ponosov.livejournal.com) или вот здесь:
http://alex-ponosov.livejournal.com/75886.html или вот тут:
http://freeschool.altlinux.ru/?page_id=2 Освоение у них идет полным ходом, хотя и в основном на энтузиазме, и с привязкой к парадигме работы в windows - все тот же ворд, все тот же эксель (writer и calc, разумеется).