И еще один культпоход, совершенный нами в последний день зимы и который порадовал меня до восторга: спектакль Другого театра из Франции "Гафф Афф", прошедший в рамках фестиваля в Театре Наций.
Спектакль чрезвычайно легкий и приятный. Как и следовало ожидать, когда в России выступает иностранный театр, спектакль был сыгран без единого слова - слова заменили музыка и танец. Сцена построена в виде вращающегося помоста, представляющего виниловую пластинку. Сбоку от сцены за пультом сидит Ди-джей: для мира на сцене он и Демиург, и Кукловод. Ди-джей играет вживую и, что меня удивило - безусловно, приятно - мне очень понравилась эта музыка. Необычная, со рваным ритмом и странными, непривычными сочетаниями звуков, но она была настолько уместной, что в этой немелодичности слышалась своя, и красивая, мелодия.
Музыке, ее ритму подчиняется танцор, изображающий усредненного офисного работника, который вертится и кружится в своем маленьком, замкнутом мирке-пластинке. То, как он танцует - просто невозможно передать словами. Он обладает какой-то удивительной пластикой, человек на шарнирах, который так перемещается между декорациями, что даже не успеваешь проследить, как это он оказывается в том положении, в какой оказался. Поражают воображение декорации: сделанные из картона в виде простых ширм, они удивительным образом преображаются с помощью ловких рук актера то в целую толпу безликих "белых воротничков", таких же как главный герой, то в пиццу, то в его девушку, то снова в рабочее место.
И вот наш представитель планктона, непреодолимо обаятельный, бежит по кругу, ежедневно оказываясь в одном и том же месте в одно и то же время, не в силах противостоять захватившей его рутине. Он бы и рад вырваться из этой круговерти, но только он готов сделать волевое движение, как ди-джей отматывает пластинку назад, звук "заедает" - и движение тоже "заедает", и танцор не может преодолеть это. Удивительно, что музыка и танец так органично сочетались, что сливались в восприятии, и возникало действительное ощущение того, что от течения мелодии полностью зависит воля танцора, что музыка реально управляет его движениями - "музыкальная марионетка".
Этот спектакль-танец предлагает нам некую аллегорию и несет в себе "глубокомысленный" подтекст - но он совершенно ненавязчивый и ни к чему не обязывает. На самом деле, этот "смысл" в данном случае является лишь формой, лишь канвой, по которой строится действие. А вот само действие - музыка и танец - занимают в постановке центральное место. Можно просто откинуться на кресле, погрузиться в легкие приятные размышления обо всем и ни о чем - и получать мощнейшее эстетическое удовольствие. Я была в восторге.
А еще примечательно то, что это уже третья иностранная постановка, на которой мы побывали - и мы ни разу не разочаровались. Я писала у себя о спектакле
"Икар" - и тогда я тоже изливала поток восхищенных слов. Еще был спектакль "Прощай, зонтик" - тоже танцевальная постановка, с каким-то замысловатым и не совсем понятным сюжетом - но в том и была прелесть, что интерпретация предоставлялась зрителю в его распоряжение, на его вкус. После каждого из этих спектаклей мы выходили из театра радостными и обновленными. Так приятно, когда знаешь, куда пойти за такими впечатлениями. Мы теперь знаем:)