В предыдущих заметках фиксировались мысли, порождённые наблюдением конкретных примеров. «
Чума нашего времени», поражающая смысловые, ценностные жизненные ориентиры человека. «
Наши герои» - кому стремимся подражать (или по чьим ориентирам идти). Думая об этом не возможно обойти стороной систему образования и воспитания, которой и должно делать из каждого нового члена общества настоящего человека, прививая ему высшие, подлинно человеческие ценности и закаляя в его духе устойчивость к низменным соблазнам.
12 июля этого года прошёл
II съезд общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», посвящённый проблемам образования. Один из ключевых вопросов заключался в том, что наша образовательная система, практически до смерти зареформированная под цель «взрастить квалифицированного потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими», а не пытаться, как это делалось в СССР, «готовить человека-творца», категорически не соответствует ожиданиям общества. Однако, находятся люди, которые согласны с тем, что наше образование находится в глубоком кризисе, но углубляться в обозначенную проблематику целеполагания не желают, апеллируя к ненаучности и лозунговости терминов «человек творец» и «грамотный потребитель».
Ситуацию в этом вопросе с научных позиций проясняет интервью легендарного отечественного психолога Рады Михайловы Грановской «
Люди с клиповым мышлением элитой не станут», проблематику которого она развила в выступлении на II съезде РВС - «
Нам сейчас как никогда нужен творческий прорыв». И объективный здравый смысл, проистекающий из верховенствующего в нашей, увы - далеко не лучшей, действительности cui prodest.
Стремление к вхождению в элитные слои общества присуще человеческой природе. Но его воплощение на практике будет зависеть от того, как каждый конкретный человек понимает элитарность. То есть то, к чему он будет подсознательно стремиться.
И вот здесь обнаруживается ужасающее противоречие нашей действительности. Нынешняя властвующая элита, основной ценностью которой является её собственная власть, опираясь на достижения научно-технического прогресса повернула общественные процессы таким образом, что большинство восприняло систему ценностей, жизненно не совместимую с элитарностью. То есть практически решила задачу своего вечного господства.
В потребительском обществе, которое по большей части оформилось и у нас, элитарность оценивается по уровню потребления. Все смотрят только на него: чем больше материальных благ у члена общества, чем более расточительную жизнь он ведёт, тем выше он в глазах собратьев-потребителей. И младший брат, в стремлении к более высокому элитарному статусу, до конца жизни волочёт незамеченным возложенное на него рабское ярмо постоянной кредитной зависимости в погоне за модными предметами быта и изнуряюще-нелюбимого труда ради нескольких дней жизни в году «как у них» в каком-нибудь трехзвёздочном отеле. Воистину вечная морковка для рядовых потребителей, финансовое состояние которых равно нулю в сравнении с бесконечностью сильных мира сего.
Подлинные культурные ценности, вырабатывавшиеся человечеством тысячелетиями, усиленно выводятся из фокуса устремлений современного рядового члена общества. То же самое касается и серьёзных, фундаментальных научных знаний и представлений о мире. А ведь всё это составляет базис, на котором стоит любая элитность, ведь без понимания протекающих вокруг процессов, весьма сложных в наше время, невозможно даже заметить задачи, которые ставит перед тобой жизнь. Именно поэтому современная элита учит и воспитывает своих детей в особенных, выстроенных по классическим, традиционным принципам образовательных учреждениях, о чём говорит Грановская в интервью.
Для решения сформулированных задач нужно быть готовым брать на себя ответственность за достижение результата. То есть уметь жертвовать от себя всем ради него. А в случае сложных задач, когда один в поле - не воин, иметь возможность опереться на сплочённый общей идеей коллектив единомышленников, каждый из которых готов положить душу свою за друзей своих. Такое самозабвение ради коллектива есть ещё одно ключевое свойство элитария. Которое, опять же, усиленно разрушается сейчас насаждением фанатичной индивидуальности в нашем обществе, а на Западе, по факту, уже целенаправленно формируется в системе образования для рядовых членов общества закреплением в качестве основной ценности тотальной конкуренции индивидов по принципу homo homini lupus est. После такого воспитания люди теряют способность действовать коллективно, то есть практически не могут объединяться для отстаивания общих интересов, когда они противоречат интересам властвующей элиты. Более того, это порождает проблемы нормальной организации работы в крупных коллективах (компаниях, обеспечивающих состояние элитных господ), и тогда покорёженную индивидуализацией психику начинают выправлять при помощи всяческих team-тренингов.
И есть ещё одна черта, которую невозможно не провести для правильного понимания образа элитария. Это общая ценностная установка элитного коллектива - на служение себе или служение другим.
Когда элитный коллектив нацелен на служение себе (на удовлетворение своих потребностей, прежде всего - во власти), то он будет естественным образом ориентирован на замкнутость, потому что все не могут властвовать и быть господами - должны быть и рабы. А в пределе - стремиться к абсолютному закреплению своего господствующего положения с вытекающим из него абсолютным же замыканием. И, сейчас, увы, события в мире вернулись в
прежнее русло и развиваются именно в этом направлении…
Когда же элитный коллектив ориентирован вовне - на служение обществу, государству, наконец - всему человечеству, то он как единое целое (на более высоком структурном уровне) действует по принципу готовности полагать душу за других. И такой коллектив априори будет ориентирован на открытость и расширение, на приобщение к высшей ценности служения ближним всех остальных членов общества, так как это напрямую влияет на реализацию целей коллектива. А в пределе мы получаем раскрепощение и пробуждение высших творческих способностей каждого человека, когда всякий полноценный член общества будет элитарием - субъектом, способным постигать ставящиеся жизнью перед общественным коллективом задачи и брать на себя ответственность по их решению, успех которого будет обеспечен всесторонней фундаментальной подготовкой и закалкой личности.
Вот это и есть тот самый человек-творец, воспитание которого подавляющее большинство наших соотечественников называет главной целью образования. «Задача системы образования - воспитать гармонично развитого человека, способного творчески подходить к любым задачам» (вопрос №16 соцопроса
АКСИО-6).
К сожалению, мы должны констатировать факт, что реализация задачи глобальной элиты по становлению образовательной системы, воспитывающей идеального раба, всё ещё продолжает добивать остатки советского образования в нашей стране. Процесс зашёл настолько далеко, что II съезд РВС был вынужден
принять основной задачей разработку альтернативной к существующей системы образования, а работа по этому направлению затрагивает изучение опыта
восстановления школы.
Сложилась трудная ситуация, серьёзность которой подчёркивает упомянутое в начале статьи интервью «Люди с клиповым мышлением элитой не станут». Однако, несмотря на всю научную основательность выводов Рады Михайловны, с одним я не готов согласиться: никогда не говори никогда. У человека всегда есть возможность вырасти, если он явит подлинное к тому желание, победив самого себя. Да, это чрезвычайно сложно. Но не невозможно.
До встречи в СССР!