Ренессанс тряпичной куклы.

Feb 09, 2014 02:08




В канун начала XXII Зимних Олимпийских игр-2014 в Сочи и ГРАНДИОЗНОГО Открытия Олимпийских игр, рассказавших гостям и телезрителям всего мира о России, я вспомнил о наших РУССКИХ ОБРАЗАХ и НАШИХ РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ, которые из поколения в поколение передавались в былинах, сказках и КУКЛАХ.

И вот на глаза мне попался сайт кукольной мастерской "Красный клубок", которая появилась в 2011 году. Из небольшого хобби, приносящего радость, постепенно вырос в мастерскую, с собственным пространством, мастерами, помощниками и сочувствующими. Сейчас это сообщество единомышленников, профессионалов, которые любят свою немного необычную работу, отдают ей много времени и вдохновения. Самое большое счастье для руководителя любого дела - когда сотрудники не хотят уходить домой, по ночам присылают письма с идеями, и сами вызываются участвовать в шумных мероприятиях.

Команда мастерской растет, развивается и всегда с готовностью принимается за новые интересные заказы. Хозяйка мастерской Вера Ярилина. Психолог, арт-терапевт, мастер и идеолог "Красного клубка".

Хозяйка мастерской, мастера, помощники, создавая куклы производят реконструкцию кукольных образов, сохраняя и продвигая наши традиции, культуру и обычаи.

О народной игрушке.

Русская тряпичная кукла родом из семьи народных игрушек, история которой уходит своими корнями в глубокую древность.

Куклы  сопровождали человека с его первых шагов по земле. Дерево, глина, солома, ткань и другие доступные материалы в руках мастера становились игрушками для детей и обрядовыми фигурами для взрослых.

Н.Д. Бартрам, один из самых трепетных исследователей народной игрушки, отмечал, что куклы были частью обыденной жизни как детей, так и взрослых.

Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

Все виды народной игрушки заслуживают внимания и восхищения: их условность, схематичность не от бедности, а от богатства фантазии. Бесконечно долго можно всматриваться в образы, созданные мастерами - ремесленниками, удивляясь их изобретательности, гадая о смыслах и сожалея о потерянных навсегда экземплярах. Современники не придают особого значения своему быту. Никто в наши дни не озадачивается записать, что означает, например, орнамент на кухонном полотенце из Икеи. И потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них.

Во-первых, традициям свойственно изменяться, так как обстоятельства, которым они адекватны, меняются.
Во-вторых, устная передача искажает информацию, она легко теряется.

Кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о народной игрушке. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких уже к тому времени носителей.

Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

[Читать ДАЛЕЕ]


Тряпичные куклы

Выбор материала для игрушек зачастую был обусловлен бытовыми условиями мастера. В местах распространения гончарных промыслов популярны были глиняные свистульки, мастер - плотник в свободное время мог выстругать лошадку для сына, а особенно удачные варианты привезти на ярмарку. Тряпичные куклы были уделом женщин. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей, это любимое занятие для юных мастериц, а для взрослых куклы были важными участниками ритуалов, которыми была насыщена жизнь в прошлом.

Каждая кукла имела свое предназначение. Она могла быть утешением, поучением, лекарством, развлечением. Кукла не являлась "интерьерным решением", красота была вторичной по сравнению с содержанием. Даже л ица долгое время у кукол не было. С одной стороны так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки. Но с другой стороны, это еще раз подчеркивает, что важным была не внешность, а смысловая нагрузка.   Только позже в дань городской моде стали рисовать углем или вышивать личико.  Но у такой куклы настроение всегда одинаковое, а куколка без лица всегда разнообразна, лицо ей рисует фантазия хозяина.

Мастерица делала куклу так, как ее научила мама и бабушка. Ткань рвала, сворачивала и перевязывала красной нитью особым узлом или крестом.  Сто лет назад мастерице бы не пришло в голову сделать куклу из дорогого и нового материала. На куклы шли старые ношеные тряпочки, самыми доступными материалами были лыко, лен, береста, трава, ветки и т.д.


Тряпичные куклы передавали по наследству, иногда в сундуках с приданым для дочери их собиралось больше сотни.

К сожалению, большинство этих сундуков не дошло до наших дней. Сколько разнообразных образов могли бы мы в них найти, свидетельств бытовой и духовной жизни наших предков! Ведь в каждом регионе были свои особенности, традиции, которые в том числе отражались и в игрушках.

Например, известная куколка «Неразлучники»: в одном регионе она выполнялась обязательно из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

На мой взгляд, в работе с тряпичной куклой необходимо различать реконструкцию и современное осмысление ее роли. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл, или дополнять старый.

Традиции и современность

С появлением новых материалов, промышленного производства, с переменами в образе жизни людей - изменились и куклы, и их значение в нашей жизни. Игрушка стала привилегией детства.  Казалось, что тряпичные самодельные куклы совсем ушли из нашей жизни, оставив о себе память только в музеях. Но в начале 21 века мы неожиданно встречаемся с ними вновь. Все больше современных мастериц обращаются к теме русской тряпичной куклы, педагоги включают ее в развивающие занятия с детьми, на прилавках магазинов появляются авторские экземпляры.

Но у современного человека при виде тряпичной куклы возникает вопрос: а как быть с ее прошлым, которое корнями тянется аж в языческие времена? с ритуалами и обрядами, в ходе которых рождался ее образ? с нечистой силой в конце концов, от которой оберегали куклу?

Ответов может быть много. От полного отрицания до полного принятия образа жизни прошлых столетий.

Мастерская "Красный клубок" предлагает взглянуть на традиционную куклу по-новому.  Веками создаваемые кукольные образы - это бесценное сокровище, пример житейской психологии и мудрости. Куклы - это прекрасные спутники для детей и взрослых - многому можно научиться, узнать и понять с их помощью. Важно только не копировать отношение к ним наших предков, а самостоятельно открывать их смыслы для себя. На основании визуального образа и той истории, что дошла до нас, мы формулируем свой запрос к кукле. Мне кажется важным включить интуицию и задуматься, что актуально именно для нас.


Я абсолютно уверен в том, что традиция может и должна развиваться.

Ренессанс тряпичной куклы.

Сегодня тряпичная кукла, неизменная спутница человека еще в середине 20 века, переживает свое возрождение. Что это - мода на всё этническое или генетическая память бунтует против Барби и Кенов? Вера Ярилина, детский и семейный психолог, хозяйка мастерской Красный клубок (г. Москва), поведала Музею славянской мифологии о своем понимании и работе с народной куклой.

- Расскажите о своей кукольной мастерской. Как давно она существует?

Мастерской три года. В этом году у нас наконец появилось свое помещение - теперь у кукол и тряпочек есть свой дом.

Направления нашей работы:

Первое - это тематические встречи/ мастер-классы.

Каждое занятие подобно исследованию. Мы обращаемся к семейным и личным воспоминаниям, обсуждаем известные нам традиции, и каждый участник создает понятный и близкий ему образ куклы. Одна из последних встреч была посвящена традициям разных народов. На примере кукол «Неразлучников» мы обсуждали семейные ценности, понятия красоты, характерные цвета и образы костюмов. Куклы получились очень интересными, разными и похожими на своих хозяев.



Второе направление - это подарки и сувениры.

Кукольные образы позволяют под каждую ситуацию подобрать точную метафору. Очень удачно встраиваются куклы в свадьбы, и даже становятся корпоративными сувенирами. Хочется крепко обосноваться на арт-рынке.

Традиция может и должна развиваться! Старые тряпочки и небрежность - это для дома и для любителей такого формата. Современные понятия красоты требуют аккуратности и новых материалов. При этом должна остаться простота, условность и внутренние смыслы, которые постепенно меняются.

Третье - это работа с детскими группами.

Мы проводим занятия в школах и детских домах. Это удивительный опыт. Особенно радостно, когда у детей самостоятельно рождаются образы и они начинают придумывать и изобретать куколки для себя. Я убеждена в развивающем потенциале этих кукол. А с детскими домами мы выстраиваем с помощью кукол работу по профориентации. На базе  творческих кружков мы проводим обучение ребят, рассказываем о возможностях для работы в этой сфере, и даже отдаем некоторые заказы для изготовления. Будет здорово, если у нас появятся молодые мастера, которые смогут себя найти в этой работе.

- Сегодня, в 21 веке, тряпичная кукла переживает возрождение. Почему? Что находит современный человек в традиционной кукле?


Отношение к народной кукле - это призма состояния общества. С одной стороны, есть большая потребность в поиске корней, увлечение историей, древностями, желание приписать нашим предкам особую мудрость и попытки воспроизвести их образ жизни и верования. С другой, пренебрежительное отношение к народной эстетике, незнание истории и культуры родных мест, увлечение голливудскими штампами и подражание им.

Любопытно наблюдать за реакцией людей на куклы на выставках и ярмарках. Одни сразу кивают головой, мол, знаю все эти обереги. Другие допытываются, точно ли куклы выполнены по всем заветам, и на полную ли луну мы работали. Третьи, образцы  искрометного юмора, спрашивают, не «вуду» ли это. Суеверие, необразованность и нежелание думать и нести ответственность за свою жизнь - этого, к сожалению, очень много.

Тематика народной куклы сложна. Кукла, как антропоморфный образ, сопровождает человека на протяжении всей его истории. Ей приписывались магические свойства, с их помощью проводили обряды. Но в мире наших предков не было врачей, учителей, психологов, а потребности были теми же самыми.


Страх и желание защититься самому и обезопасить своих близких рождали такой феномен, как куколки обереги. Тревоги и сомнения девушки перед свадьбой решались с помощью ритуальных кукол. Крошечная куколка, с которой глава семейства отправлялся в дальнюю дорогу, создавала ощущение уюта и связи с домом. Интуиция и образное мышление наших предков находили способы справляться с  трудностями и передавать информацию друг другу.

Перед всеми любителями старинных традиций стоит вопрос достоверности знания о них.

Во-первых, традициям свойственно меняться.
Во-вторых, не только в древнейшие, но и в сравнительно недавно далеко не все записывалось и сохранялось. Потомкам остается по крупицам собирать информацию и строить гипотезы.
Тряпичная кукла не самый долговечный предмет. Более того, сама по себе кукла, без сопровождения игры  или обряда - нема. Она не может рассказать о характере манипуляций, которые с ней выполняли. В результате сейчас мы располагаем сравнительно поздним материалом о тряпичной кукле. В основном, конец 19 - 20 вв. Историки, этнографы, мастерицы-кукольницы проделали большую работу по сбору этой информации у редких носителей. Несколько известных и уважаемых мастеров демонстрируют прекрасные примеры реконструкции кукольных образов.

Но на мой взгляд, необходимо различать реконструкцию и современное осмысление роли народной куклы. Многие смыслы недоступны и не актуальны для современного человека. В то же время визуальный образ или дошедшая до наших дней история-притча могут формировать новый смысл или дополнять старый.

Кроме того, существуют разные способы изготовления кукол, и мы можем выбирать, чему уделять особое внимание. Например, “Неразлучники”: в одном регионе она выполнялась из одного кусочка материала и обвязывалась единой нитью. Тем самым подчеркивалась неразрывная связь молодоженов, их цельность и единство. В другом регионе куклы делали из трех одинаковых кусочков ткани, как бы говоря, что супруги равны, объединены общей рукой - совместной деятельностью, и должны теперь дружно идти в одну сторону.

- Вы написали работу «Народная тряпичная кукла как метод  артерапии». Почему именно кукла? Есть же море других направление в арт-терапевтичеком деле.

Идея арт-терапии с использованием образов тряпичной куклы лежит на поверхности. В работе с детьми и семьями мне нравилось использовать доску Геринга - с безликими деревянными фигурками. Когда я впервые увидела куклу Столбушку - сразу поняла, что вот оно свое, родное. Та же условность и возможность вложить свои смыслы. Кроме того, сам процесс создания имеет успокаивающий и развивающий эффект для ребенка. А если работают родители вместе с детьми - появляются возможности для диагностики и коррекции их взаимоотношений.

Самая распространенная модель поведения родителя - это отбирать у ребенка материал и делать самому. А потом с огорчением констатировать, что «ему совсем ничего не интересно».

- Расскажите, пожалуйста, на примере какой-либо куклы про трансформацию смыслов?

Есть две интереснейшие куклы, и с точки зрения психологии, и с позиции художественного образа.


Девка-Баба и Мальчик-Дед (или Тульский мастеровой). Это куклы - с двумя лицами, символизирующие необходимые перемены в жизни, и показывающие направление этих перемен. Но если Девка-Баба - это взросление женщины и смена ее семейного положения от молодой, незамужней девушки к хозяйке дома, жене и матери, то Тульский мастеровой - это пример карьерного роста: от безусого юнца к опытному мастеру.

Любопытно, как в наши дни происходит смещение акцентов в смыслах. Если раньше куклу Девка-Баба делали перед замужеством, показывая перемены, которые происходят с девушкой во время первой брачной ночи, то сейчас на первый план выходят темы смены имиджа, статуса, внешности, материнство. Для меня эта кукла перевертыш оказалась знаковой. Я долго к ней шла, только через два года после моего знакомства с тряпичной куклой я наконец настроилась и сделала Девку-Бабу. Видимо, я интуитивно почувствовала, что уже готова к переменам в своей жизни, и через неделю я встретила своего будущего мужа.

- Традиционный вопрос от Музея славянской мифологии. Ваш любимый сказочный персонаж(и)?


Почему-то сразу всплывает образ Солохи. Очень яркий и неоднозначный женский персонаж. Обаятельная, хитрая, энергичная, «слывет ведьмой», ничего и никого не боится. «Ночь перед Рождеством» - самое любимое детское произведение. Ребенком мне была очень не симпатична эгоистичная Оксана, и восхищала сообразительность Солохи, так славно она упаковывала своих гостей! Думаю, что это важный женский архетип, в котором сочетаются созидательное и разрушительное начало, и он просто пропитан сексуальной энергией.

- Что бы Вы могли порекомендовать в деятельности Первого музея славянской мифологии?

Мы с удовольствием читаем древнегреческие и древнеримские мифы и легенды, они используются, как поэтические метафоры, как поучительные истории, как источник знания о нравах и традициях общества. Но как только речь заходит о славянской мифологии, вдруг  возникает сопротивление, страх или наоборот восприятие мифа как реальности.

Никто не задает вопрос музейному работнику о том, верит ли он в Зевса. Но работников в сфере «отечественного язычества» регулярно подозревают в сакральных практиках.

Мне кажется, это чудесно, что есть такой тематический музей. Именно в нем должно происходить знакомство с народной историей и культурой, их принятие и осмысление. Наверное, нужно научиться погружать посетителей в этот мир, чтобы представили, прочувствовали, мурашки побежали, а потом выводить их в реальность и учить отстраненно анализировать информацию.

Коллектив Музея славянской мифологии благодарит Веру за уделенное время и внимание! Желаем и дальше куклить и трансформироваться! Процветания и сил на новые свершения и поиски!
В “Красном клубке” по-настоящему душевно! Здесь творятся добрые и полезные дела. Проверено арт-менеджером музея, Ольгой Павловой.

Фото: Вера Ярилина
http://www.krasniy-klubok.ru/
http://vk.com/krasniyklubok
Интервью с мастером Верой Ярилиной: http://slav-museum.ru/vera_yarilin/

Россия, славяне, Русь, история

Previous post Next post
Up