Подъезжая к азербайджанско-грузинской границе мы с Машей были несколько расстроены тем, что покидаем этот удивительно уютный и гостеприимный край шикарных пейзажей, чистого воздуха и тайных горных сокровищ.
Впрочем, наша грусть мигом развеялась, когда мы подошли к переходу. В коридоре шириной в два метра, накрытом раскаленным шифером, толкалось около сотни людей, основная масса которых рвалась в родной Азербайджан. Грузинские погранцы работали с заметной ленцой, то закрываясь минут на пять для перекура то просто морочили голову простым перебежчикам, держа один паспорт в руках по нескольку необоснованных минут. За два часа простоя мы успели полаяться с азером и его бабским выводком, который норовил прошмыгнуть в очереди мимо нас. На каждое справедливое замечание "вас здесь не стояло" чурочьи овцы поднимали такой неразборчивый кипеш, что мое терпение быстро лопнуло и я заметил горцу, что если он своё стадо не образумит, то я не погнушаюсь сделать это сам и теми методами, которые сочту подходящими. Горец адекватно оценил нашу с ним диспозицию, вякнул что-то в ответ, чтоб не остаться совсем опущенным и приказал стаду сгруппироваться у нас за спиной. Погранцы нам поулыбались, сфоктали для картотеки и без задержек пожелали счастливого пути. Отношение к гостям здесь вполне дружелюбное.
После бедноватой Грузии, азерская граница показалась нам верхом церителиевской фантазии и поразила шикарностью: огромное здание из стекла и желтого кирпича, со всякой лепниной и прочими архитектурными изысками, смотрелось на два порядка лучше грузинской части перехода "Красный мост". Однако внешнее впечатление быстро улетучилось, когда мы вошли в глубь страны. Нас мгновенно облепили таксисты, которые везли куда угодно и "почти бесплатно". Еще в Турции мы научились отбиваться от платного транспорта просто молча проходя мимо и говоря, что нам никуда не надо, но азеры - они совсем другого коленкора. Один из них никак не отреагировал на нашу отрешенность и стал в наглую тянуть меня за руку, за что был одарен злобным оскалом и мощным посылом. Несколько проволновавшись, нам удалось отойти от очага цивилизации и перекусить шоколадками, купленными в Duty Free по совершенно космическим ценам, которые оказались выше, чем в самом гламурном тбилисском супермаркете. Впрочем, нам все равно нужно было избавиться от лари, так что этот мелкий приграничный финт мы проглотили спокойно.
Заточив мигом расплавившийся Тоблерон, мы вышли на позицию. Нами тут же заинтересовалась грязная сельская юность в количестве трёх сорванцов, которые просто сели рядом и натужно вспоминая уроки английского одаривали нас фразами типа "Hello! How are you?". Нам это показалось забавным, ведь мы еще не знали, что это самый популярный способ приставания к иностранцам во всей Средней Азии. Лексикон англоговорящих детей был крайне скуден и этой фразой и ограничился. В ответ мы их зафоткали и быстро сели в первый же глазастый мерс, который повез нас до города Гянджа.
За рулем 210-го кузова сидел русскоговорящий азер - историк по образованию - с которым мы полтора часа обсуждали политику в Азии и общую ситуацию в мире. Говорили много и общими местами ровно до тех пор, пока диавол не дернул меня за язык и не открыл ему свою еврейскую сущность. Историк мигом помрачнел и умерил пыл беседы, а через пару минут начал куда-то яростно названивать по-азербайджански, чем насторожил нас немало. Мы уж было подумали, что нас щас привезут в горы, распнут и съедят заживо, но водитель просто поговорил по своим делам, а через 10 минут совершенно забыл про обиду, нанесенную Израилем всему арабскому миру и даже угостил нас персиками и виноградом.
Вышли мы в городе Гянджа, в ста пятидесяти км от границы и сразу продолжили двигаться в сторону Баку. Застопилось нам пару локальных машин, сверкающих золотыми зубами и яростно гонявших смешные понты про то, как они учились в одном классе с нынешним мэром и какие супер должности занимали сами еще на прошлой неделе. А то, что сейчас они рулят гниющий заживо ФОРД Транзит конца 80-ых, так это чистая случайность - друг попросил перегнать и не более того :)
Отъехав от Гянджы км 60 мы в очередной раз отбились от назойливых таксистов и с удовольствием застопили родную турецкую фуру. Водила Эрол, который иногда бывает в Питере с разными грузами и кое-что понимает по-русски, оказался столь мил, что накормил нас шашлыком, лагманом и чаем примерно на полпути к Баку. Он, как и любой турок, рассказал нам несколько историй из своей амурной жизни с русскими девушками, некоторые из которых даже казались похожими на правду.
В Баку мы прибыли глубокой ночью, хотя и ехать-то было всего ничего, и дороги вроде бы неплохие, но с той манерой езды, которой придерживаются Азербайджанцы, ехать было реально страшно: слепые обгоны в поворотах, полное игнорирование разметки и правил нормального поведения на дороге, протискивания между двумя разъезжающимися фурами вселяли в нас дикий ужас, и мы были рады, что едем в огромной безопасной фуре, а не в какой-нибудь капсуле смерти. Постоянные гудки и подрезания, выезды в лобовую атаку, тягучие гонки Камазов... Всё это сначала пугало нас, но за азиатский месяц мы привыкли и сейчас вспоминаем те первые километры по средневековью с улыбкой.
Итак, мы прибыли за полночь и любезный Эрол шустро сгонял за шестью бутылками пива, с помощью которых уговорил нас остаться ночевать у него в фуре, а не ставить палатку в страшном лесу прямо на берегу моря. Мы немного насторожились памятуя истории про то, как турки напаивают русских мужчин и пользуют русских женщин, но Эрол так быстренько усосал свои три бутылки, что уже просто бессвязно бормотал и метался по кабине туша хабарики в только что открытую Балтику. Мы залезли в спальник и отрубились, а турецкий бедняга остался спать прямо за рулём, о чем наверняка пожалел спозаранку. Но гостеприимство его было прекрасным, за что ему огромный "чок саол".
До центра Баку нас довез обычный рейсовый автобус, в котором мы дали 20 русских рублей мелочью. Кстати, тактика неимения местных денег работает довольно неплохо: нас кормят, угощают и иногда по мелочи финансируют, если говорить, что мы побоялись менять деньги с рук. Впредь стараемся так и делать, например мы два раза пересекли Узбекистан так и не подержав в руках ни одного сома, кроме тех трёхсот, что Маше на удовлетворение естественных потребностей выделил очередной водитель.
Прибывши в центр Огненной столицы, мы быстро нашли МакДональдс, в котором были сразу же вероломно обмануты: я уже заплатил космические по нашим меркам три с половиной евро за кофе и черри пай, когда мне с узнаваемой по всеми миру дебильной улыбкой сообщили, что WiFi у них не работает по неизвестной причине. Я подорвался починить, однако оказалось, что они просто перестали платить провайдеру и я оказался бессилен. Пришлось отплыть в инет-кафе, в котором мы быстро нашли вписку на
КаучСёрфинг. Отмечу, что начиная именно с Азербайджана, Кауч стал нашим лучшим помощником в пути, регулярно предоставляя спальные места, стиральные машины, инет, помывочные сооружения, интересных собеседников, полезную информацию и прочие радости цивилизации. Я просто влюблен в Кауч. Думаю, я без проблем смогу прожить на планете несколько лет не имея никакого собственно угла, благо безвизовых стран в мире достаточно.
Мы договорились на вписку у французских волонтеров на семь вечера, а сами пошли погулять по городу. Внезапно к нам на улице подошел молодой человек и спросил не немцы ли мы случаем. Мы оказались вовсе не немцами, которые опаздывали к нему на вписку, но это не помешало нам зазнакомиться с местным художником Бутунаем Хаквердиевым, чье приглашение мы с радостью приняли и отправились прямиком в его мастерскую. Бут - успешный и талантливый продолжатель творческой династии его покойного отца и здравствующей мамы Елены. В тот день мама затерялась где-то в Турции на богемном семинаре, поэтому Бутутнай отвел нас к себе домой, где был душ и стиральная машина. Мы инсталлировались и до вечера говорили о высоком, прекрасном и земном, но притягательном. Уже после того, как мы разошлись по койкам, в полудреме я услышал стук в дверь, от которого даже повалился с кровати. Это оказалась внезапно вернувшаяся Елена. Она была рада гостям и оказалась столь забавной и продвинутой тёткой, что стала одним из лучших наших воспоминаниях о Баку. Вся семья Хаквердиевых несколько лет назад приняла участие в росписи православного храма, над которым шефствует и по сей день. Люди они увлеченные, талантливые и трудолюбивые, а кроме того очень гостеприимные.
Так, чё-то я совсем слюни распустил в раздаче осанны господам Хаквердиевым, надо бы убегать от хорологии. Однако, это не так просто сделать, ибо почти все наши передвижения по огненной столице так или иначе связаны с художниками. Например, на второй день пребывания мы были приглашены на богемный сходняк дома у потрепанного канадского индейца, живущего в Баку с русской женщиной. На встрече присутствовала половина всей бакинской творческой интеллигенции, представители всяких благотворительных организаций, врачи мира, разные иностранцы и тот одинокий немец с рюкзаком, за которого нас принял Бутунай. Немцу вообще подфартило несказанно: его прямо с поезда завлекли на роскошный стол с посиделками, вином, водкой, музицированием, нативными азерскими блюдами и нами :). Вечерина удалась на славу, все были пьяны, веселы и сыты. Мне удалось саккомпанировать гитаристу на тамбуре (из других девайсов я звуки извлекать не умею). Говорят, я даже несколько раз попал в ноты, но я сам не заметил. Хотя я честно пытался дуть в огромную бразильскую трубу и дудеть на губной гармошке, по настоящему мне удалась лишь партия барабанщика. Party запомнилась еще и тем, что нам подогнали контакты и референции Крутого Перца из Восточного Тимора, куда моя душа стремится начиная с самой Португалии. Референции тем более полезны, что дал нам их человек, писавший портреты всей Королевской Семьи Индонезии и попавшим в Тимор именно с той, королевской, стороны, так что принять нас должны хорошо. Доехать бы!
Несколько дней после этого мы слонялись по Баку в надежде застопить паром до Актау. Всё было закрыто по причине Ураза Байрам, поэтому мы просто гуляли и наслаждались фальшивой азерской пышностью.
Азербайджан - страна большой каспийской нефти, легких и быстрых денег, фанфаронства, гагашей и приподнятых 2107, которые с визгом и заносами шныряют между лексусами и прочими мерседесами. Город Баку - дорогой, очень пафосный и отличается от всей остальной страны так же, как Москва от замкадья. Однако даже в центральных районах города принято днем отключать воду (холодную, т.е. всю) и давать ее только с 9-11 и 21-24 часов. Остальное время предлагается омываться из бака, имеющегося в любом доме. Мы регулярно забывали наполнять бак, за что платились едой в сухомятку и нечищеными зубами. Для того, чтобы избавиться от экскрементов, мне приходилось бегать в уличный фонтан с пятилитровой канистрой по несколько раз в день (и да, ели мы много и срали соответственно).
Центр города относительно вылизан и обновлен благодаря Евровидению, которое пройдёт здесь в 2011 году. Однако сносить старые здания и строить новые никто не решается. Азеры просто облицовывают хрущёбы шикарными панелями из жёлтого кирпича, превращая панельно-щелевые колумбарии в подобия Тадж-Махала. Но это только снаружи. Внутри всё те же гниющие трубы, паутина в углах и осыпающаяся штукатурка! Зато бутиков, магазинов-салонов и VIP-мест - на каждом углу и на любой вкус, а процент Лексусов в общем потоке переваливает за половину. Т.е. либо Лексус/Мерин/Бмв, либо новёхонькая вазовская классика на 17-тых дицках и с обязательным лифтом морды. Музыка орет из каждой самобеглой коляски, клаксоны даже не раздаются, а звучат непрерывно совершенно без повода. Кажется, что садясь за руль каждый азер считает своим долгом начать сигналить сразу и не перестаёт до конца поездки. Всё это создаёт странную какофонию, спрятаться от которой можно только в помещении.
В городе есть две линии
метро. На вид там все совершенно привычно: советские вагоны, такие же, как в Москве или Питере, турникеты, эскалаторы... Вот только поезда ходят по странной схеме, через один: первый поезд идет по одной линии, второй - по другой. Инфа о конечном пункте есть и на головном вагоне и на самом перроне, так что запутаться сложно, если знать систему.
Еще порадовала оптимистичная карта метро, похожая на московский метрополитен. Там изображены несколько радиальных линий и кольцевая, которых в помине нет и когда будут - не понятно. Проход к поездам осуществляется с помощью магнитной карты, которую можно пополнить через терминал или в кассе. Одноразовых билетов нет - для единственного прохода нужно просить местного вас провести и заплатить ему 20 копеек. Местные без проблем проводят, причем в 9-ти из 10-ти случаев плату брать отказываются. Так мы на метро и катались.
Наземный транспорт - это китайские автобусы и маршрутки (Газели и старые иномарки), которые набиваются под завязку и еле едут в гору. Никакого налета мусульманства в городе не замечено: женщины разодеты не хуже Барбары Стрейзанд, хотя сами страшны, низкосраки и до ужаса волосаты. Мужики все в рубашечках, под которые надета обязательная майках, брючках со стрелками и остроносых туфлях, о которых в России забыли лет эдак 10 назад, а Европа никогда и не слышала.
Мы побывали в Старом Городе, на территории которого находится Девичья Башня и основной набор иностранных консульств, кроме, однако, израильского, которое заседает на последнем этаже Хайат Редженси ;) Сам старый город хорош - на самом деле стар, аутентичен и полон всяких древних камней и исторически важных сооружений. Вообще, надо отметить, с искусством в Баку всё отлично - город кишит скульптурой, как современной так и вполне себе старинной, реставрацией, фонтанами и парками. Всё это очень приятно и глазу и объективу. Ещё мы были на бульваре, который тянется на несколько км вдоль побережья ужасно грязного Каспийского Моря, засранного нефтяными ошметками, окурками и пластиком. Но сам бульвар - очень хорош. На нем выросли несколько дорогих ресторанов, модный торговый центр, аттракционы, маленькие будочки с кино в 4-12D (покойся с миром, Стиви!), всякие мороженицы и куча фотографов с начальными зеркалками. Мы так и не смогли оценить рентабельность такого количества служителей дагеротипа, ибо на наших глазах никто их услугами не воспользовался.
В последний наш день на вписке у художников, мы собрались свежей компанией и лезгинка Чинара в соавторстве со всеми понемногу приготовила отличный плов, в котором была курица, барбарис, каштаны, шафран (дорогущая штука, на рынке впаривают на вес золота) и много риса. Мы пили местное вино (очень так себе после Южной Европы и Грузии), много шутили и смеялись. Одна из задач обязательной програмы была выполнена - плову мы поели.
На другой день мы перевписались к французским волонтёрам у которых и провели последние два дня в Баку. Ничего особенного - волонтеры, как волонтеры, живут - буржуи - и не парятся, преподают английский язык аборигенским детям. Но на вписке мы познакомились еще с одной парой труистов, которые вполне уникальны, чтобы их отметить.
Это
Шанталь и Патрик - чудные старички под 60, уже второй раз пересекающие Азию на велосипедах. Очень отважные, умудренные опытом, выносливые и любознательные путешественники. Я бы очень хотел встретить старость так, как они это делают! Мы видели их еще два раза в Казахстане, потом должны были встретится в Ташкенте, но они куда-то пропали и на сообщения не отвечают. Надеюсь, у них всё хорошо!
Резюмируя, про Азербайджан я бы сказал так: нам не особо понравилась сама страна из-за косых взглядов, не особого радушия местных, высоких цен в Баку, грязи и нищеты "за мкадом", буйного пафоса, низкой организации всего и вся и въедливого ощущения отсутствия цивилизации при ярких внешних признаках. Короче, Азербайджан - это прикинутый качок с опавшим членом. Ненастоящий.
Однако, те люди, с которыми нам удалось познакомиться близко, нам очень понравились. Возможно, они - те немногие представители азери, которые близки нам по духу, более прозападны, чем все остальные, но как минимум, они очень открыты, радушны и интересны.
Стопицот КДПВ с комментариями:
Граница. Это уже после пыточного коридора.
Приграничные сооружения. Назначение не ясно, но выглядят пышно.
Дорожное движение...
...и его постоянные участники.
Портетами Большого Брата увешана вся страна. Посмертно.
Придорожные сооружения. Кто-то живет на широкую ногу.
Логичная конструкция.
Токарь секси.
Три цифры очень популярны у мебельных маркетологов.
И у автодилеров.
Страсть к фанфаронству.
Гянджа
Транспорт грузится на полную катушку. Пока есть хоть см клиренса - грузите!
Веселый Эрол.
Нефтяной заводик на Каспие.
Вышка.
Гонение на пыль.
Башни Азери. Будущий символ Баку.
Здесь доставли из широких штанин. На тот момент у всех был одинаковый.
Чистильщик обуви. Настоящий.
Скрипач. Бронзовый.
Памятник городской сливке. Пробка.
Free WiFi and WC.
Лестница шириной в метр.
Крошка сын к отцу пришел.
Heydər Əlirza oğlu Əliyev и сын. Baku XXI
Наше всё в гостях.
Это не гей клуб. Это чай клуб.
Дорожный патруль оснащен не хуже грузинских коллег. Но взятки берут по прежнему.
В мастерской у
Бутуная Впечатляюсь...
.
Маэстро вызывает дождь.
Бывшая хрущёба, превращенная в элитное жильё.
Лепка тоже секси. На самом деле, sexy - это цех по-азербайджански.
Откуда ты тут?!
Городские.
Стена всех волонтеров.
Центр Баку.
Мариаччи на Бульваре.
Буйство природы и ландшафтных дизайнеров. Бульвар.
Русское в моде.
Göy qurşağı.
Народу не битком, но маршрутка просто лежит на дороге.
Дом Жабонада.
Окраиинная Prada.
На равнозначном перекрестке сломался светофор. Теперь никто никуда не едет.
Перевозка радуги.
Колготка потеряла пару. По Русскому.
Ни много ни мало!
Рыночное.
Приправы.
Пацан пришёл к успеху.
При пожаре съезжать по перилам.
Вид на город с 17-го этажа.
Посиделки.
Это страсть.
Эльяр Алимирзоев. Собака. Яблоко.
Маша и зубры.
Hotel California. Орлы.
Me gusto tocar la guitarra.
Старый город в миниатюре.
Вход в метро "Баксовет"
Связь с прошлым.
Голова.
Маршрутка старого города.
Девичья Башня.
Тема ковра раскрыта.
Братья навек.
Переносчик сладостей.
Такси в Баку тоже манерные. Ездят разные машины, но таких примерно половина - заглядение!
Фонтанов в городе огромное количество. Думаю, точно больше 50-ти.
Ковровый бутик.
Уголок родины.
Бакинский ТЮЗ.
Оперный Театр
Фрески на потолке модной галлереи. Отличная идея. Отличное исполнение.
Шахматисты.
Молодежный движ у главного МакДака. Оказалось, празднуют ДР М. Джексона.
Очень опрятный копатель! Одно из лучших впечатлений от Баку.
Еще две бронзовые горожанки.
Сядь мне в мозг!
Приготовление плова.
Результат. Было супер вкусно!
Бакинцы и сочувствующие.
Гениальная находка городских планировщиков.
Здесь хана не только чаю.
Фонтан недалеко от Президенской Резиденции.
Это уже было. Теперь поближе.
Типичный гагаш. Движется постоянно, поэтому фокус поймать трудно.
Телебашня.
Аллея Героев 1990
Каспий сверху.
Стройплощадка под Ковровидение. Самый высокий в мире флаг: 165 м высоты, 50х30м полотно.
Старая телевышка.
Мы и бакинцы.
Город с высоты птичьего помёта.
Памятник банщику.
Птичник.
Стены Старого Города.
Мастерская Хагвердиевых.
А! Забыл рассказать про мусульманские унитазы. В Исламе принято подмываться после акта дефекации, поэтому в любом толчке есть какая-нибудь система подмыва. Иногда просто кувшинчик с водой, иногда из стены торчит специальный душик, а иногда вот так, по модному, поливалочка встроена прямо в унитаз и имеет свой краник. Мне, как противнику туалетной бумаги, это очень понравилось. Отличная замена биде!
Ну вот на этой приятной ноте и закончим :)
Спишемся из Азии!