Пятые периодические доклады государств-участников. Российская Федерация (1999)

Mar 03, 1999 00:00



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ




Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
КОМИТЕТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
Distr. General | CEDAW/C/USR/5 | 03.03.1999

РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 18 КОНВЕНЦИИ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ ДИСКРИМИНАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

Пятые периодические доклады государств-участников
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ4*

__________
* Настоящий документ издается без официального редактирования.

Первоначальный доклад, представленный правительством Союза Советских Социалистических Республик, см. в документе CEDAW/C. 5/Add. 12; отчет о рассмотрении этого доклада Комитетом см. в документах CEDAW/C/SR.14 и 19 и в Официальных отчетах Генеральной Ассамблеи, тридцать девятая сессия. Дополнение № 45 (А/39/45), пункты 90-122; второй периодический доклад, представленный правительством СССР, см. в документах CEDAW/13/Add. 4 и Add.4/Amend.1; отчет о его рассмотрении Комитетом см. в документах CEDAW/C/SR.145 и 147 и в Официальных отчетах Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия. Дополнение № 38 (А/44/38), пункты 337-374; третий и четвертый периодические доклады, представленные правительством СССР, см. в документах CEDAW/C/USR/3 и CEDAW/C/USR/4 и в Официальных отчетах Генеральной Ассамблеи, пятидесятая сессия. Дополнение № 38 (А/50/38), пункты 496-552.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ - пятый периодический доклад Российской Федерации о мерах по реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, охватывающий период с 1994 года по 1998 год.

Доклад подготовлен с учетом "Руководящих принципов подготовки докладов государств-участников", изложенных в документе CEDAW/C/7/Rev.3. В докладе использованы сведения, полученные от министерств и ведомств Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с ликвидацией всех форм дискриминации в отношении женщин, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от общественных организаций, занимающихся этими проблемами. В Части I доклада дается характеристика социально-экономической ситуации в Российской Федерации и связанных с ней демографических процессов, приводятся статистические данные относительно положения женщин, раскрывается структура национального механизма, созданного для выполнения Конвенции. В Части II содержится конкретная информация по отдельным статьям Конвенции: законодательные, административные и другие меры, которые были приняты в Российской Федерации в целях реализации положений Конвенции.
<...>




III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А. Прогресс в области улучшения положения женщин

1. Осуществлявшиеся в 1994-1998 годах в Российской Федерации социально-экономические преобразования способствовали становлению элементов рыночной модели хозяйствования, формированию негосударственного сектора экономики, возникновению новых отношений на рынке труда. В этот период происходили значительные изменения в социальной сфере - введение страховых принципов в здравоохранении, расширение негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг и спектра платных услуг населению. Все перечисленное расширило возможности самореализации и обусловило свободу выбора как для всех граждан России, так и для женщин, определило многообразие форм участия женщин в социально-трудовой, политической, общественной сферах жизнедеятельности,

2. В 1994-1998 годах в Российской Федерации с учетом имеющихся ресурсов принимались-законодательные и административные меры, направленные на улучшение положения женщин, защиту их прав и интересов, смягчение влияния кризисных явлений в обществе. Принятие нормативных актов, впрямую направленных на обеспечение конституционных прав женщин и создание равных возможностей мужчин и женщин, явилось результатом демократизации общества, его социализации.

За истекший период был принят ряд указов Президента Российской Федерации, направленных на улучшение положения женщин в обществе и повышение их роли в принятии решений на всех уровнях, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принята Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Правительством Российской Федерации утверждены Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года и др. Принятие данных документов послужило импульсом к организации работы, направленной на решение наиболее остростоящих социально-экономических проблем женщин _ как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

З. Период 1994-1998 годов характеризуется значительным усилением роли органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, направленных на улучшение положения женщин во всех сферах жизнедеятельности и недопущения дискриминации по признаку пола. Особое значение в этот период приобрела работа органов местного самоуправления, направленная на решение конкретных задач в области реализации социальной политики. В субъектах Российской Федерации разрабатываются специальные программы, направленные на решение социальных проблем женщин, семьи и детей, содействие занятости женщин, охрану здоровья, обеспечение репродуктивных прав и пр.

4. За 1994-1998 годы в основном сформирован национальный механизм по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, ликвидации дискриминации в отношении женщин, охватывающий все ветви власти в Российской Федерации, включая президентскую, законодательную, исполнительную, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Существенно расширилась деятельность структур, занимающихся решением проблем женщин, семьи и детей в органах государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Важным элементом национального механизма стало проведение в отчетный период Всероссийских конференций, направленных на выработку стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин.

5. Значительно активизировалась деятельность женских неправительственных организаций и общественных объединений, являющихся одной из составных частей некоммерческого сектора экономики. За 1994-1998 годы наблюдались как рост их числа, так и развитие форм деятельности, многообразие видов работ. Элементом консолидации усилий всех участников процесса общественного развития стало возникновение нового явления - социального партнерства между государственными структурами и общественными неправительственными организациями, позволяющего объединенными усилиями решать наиболее сложные социальные проблемы.

6. Для поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуаций, в том числе подвергшихся насилию, в Российской Федерации создана и развивается сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. За 1994 - 1998 годы их число возросло со 107 до 2079 единиц.

На начало 1998 года действовало 6 государственных Кризисных центров помощи женщинам, в которых в 1997 году получили помощь почти 2 тыс. женщин и более 1,5 тыс. семей. Кроме того, в России работают центры помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованные неправительственными организациями и осуществляющие свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными службами.

7. В 1994-1998 годах продолжала развиваться служба планирования семьи, деятельность которой направлена на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, репродуктивного здоровья населения, предупреждение детской инвалидности. Службами планирования семьи ведется работа по совершенствованию системы полового воспитания школьников.

В результате проводимых программных мероприятий достигнуто снижение младенческой и материнской смертности. Почти на четверть сократилось число производимых женщинами абортов.

В. Сохраняющиеся препятствия

1.Экономические реформы, проводившиеся в России в 1994 - 1998 годах, привели к существенному социально-экономическому расслоению женщин, их дифференциации по уровню жизни.

В 1997 году около. 7 процентов российских женщин, имевших в начале девяностых годов доступ к финансовым и другим видам ресурсов, имели доход от собственности или предпринимательской деятельности, обеспечивающий им попадание в группу наиболее обеспеченных слоев населения.

Около 60 процентов российских женщин не участвовали в распределении финансовых и кредитных ресурсов. Они составляют группу наемных работников, для которых зароботная плата является основным, а подчас и единственным источником дохода, который в свою очередь незначительно превышает прожиточный минимум.

Около 30 процентов российских женщин составляют безработные, малоимущие и одинокие, нуждающиеся в конкретных формах социальной поддержки. Доходы данной категории населения во многом ограничиваются предоставляемыми социальными выплатами и, как правило, они живут за чертой бедности.

Недостаточный доступ женщин к финансовым, кредитным и имущественным институтам, собственности, земле, имевший место в начале рыночных преобразований, фактическое отстранение женщин от участи в приватизации, вымывание женщин из высокодоходных отраслей экономики затрудняют их адаптацию к рыночным условиям, в значительной степени снижая реальное использование равных возможностей, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

2. Роль женщин в принятии решений на всех уровнях продолжает оставаться незначительной. Их представительство на высших государственных должностях не соответствует реальному вкладу в процесс социального развития.

3. Продолжают сохраняться элементы дискриминации по признаку пола в трудовой сфере. Имеют место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных. Более 12 процентов работающих женщин трудятся на рабочих местах не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

4. Вызывает озабоченность значительное ухудшение социально-экономического положения сельских женщин, испытывающих на себе последствия кризиса в аграрном секторе.

5. Несмотря на предпринимаемые меры, наблюдается ухудшение состояния здоровья женщин.Возросла численность женщин больных туберкулезом и ВИЧ инфицированных.

б. Остается серьезной проблемой жестокое обращение и насилие в отношении женщин, особенно бытовое насилие в семье. Ежегодно 14 тысяч российских женщин погибает от рук своих мужей или других родственников. Социологические опросы свидетельствуют, что 30% женщин, состоящих в браке, регулярно подвергаются физическому насилию. Ситуация усугубляется отсутствием статистических данных, а также отношением органов правопорядка к этой проблеме не как к преступлению, а как к "личному делу" супругов.




7. Продолжают нарастать масштабы незаконного вывоза российских женщин за рубеж с целью сексуальной эксплуатации. Решение этой проблемы лежит в сфере борьбы с международной организованной преступностью. В целях пресечения торговли женщинами необходимо объединение усилий как стран происхождения "живого товара", так и тех стран, куда вывозятся женщины и где, собственно, и происходит их сексуальная эксплуатация.
<...>

Источник: tbinternet.ohchr.org PDF PDF-2
CEDAW/C/USR/5 tbinternet.ohchr.org

См. также:

- 24.01.2008 Интервью генерал-­лейтенанта милиции Михаила Артамошкина газете «Щит и меч» // www.mvd.ru tekstus
     До 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.
     По статистике, ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и 3 тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях ­- когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию.

- 24.01.2008 18:10 МВД: ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей // ИА REGNUM
     Артамошкин особо подчеркнул, что преступность возросла и в быту. До 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. По статистике, ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких и 3 тысячи женщин убивают своих мужей или партнеров, причем в 9 из 10 случаях - когда женщина подвергалась систематическим избиениям и насилию. Ежегодно в семьях подвергаются насилию около двух миллионов детей. Кроме того, криминологические исследования МВД России подтверждают, что большинство преступников это в прошлом отвергнутые семьей дети. Многие из них сами подвергались в детстве жестокому обращению.

- 20.11.2019 Домашнее насилие в России // Википедия

КЛДЖ, 116-УК, семья, 14тыс, ООН, насилие, СБН, cedaw, дискриминация

Previous post Next post
Up