Максим Путинцев: Вот смотрите, вы говорите о том, что процессы интернационализации продолжаются, они идут, но, если посмотреть на то, что в стране в целом происходит, ощущение такое, что тренд несколько другой. Взят курс, ну, если не на изоляцию, то на ограничение связей с заграницей в широком смысле этого слова. Вы не ощущаете какого-то давления именно по этой линии, чтобы вот эти контакты как-то прекращали или сокращали, сосредоточились на чем-то другом?
Виктор Кокшаров: Мы не ощущаем какого-то давления со стороны федеральных или региональных органов власти. Наоборот, ведь и президент Российской федерации в своем послании Федеральному собранию, в своих выступлениях везде говорит, что мы будем поддерживать равноправные взаимоотношения и с Европой, и с Америкой, и с азиатскими странами. Другое дело, что в некотором смысле наши географические приоритеты, ну, даже в силу того, что университет расположен в глубине России, они в первую очередь рассчитаны на развитие более тесного сотрудничества со странами Азии, как Центральной Азии, так и Дальнего Востока.
Ну, там наш сосед, во-первых. Во-вторых, сейчас очень активно развиваются процессы сотрудничества в рамках БРИКС. И вообще, наш университет, Уральский федеральный университет, является головным в России по организации такого сотрудничества. Мы будем создавать сетевой университет стран БРИКС, и конференция по учреждению такого университета будет проходить именно у нас, в Уральском федеральном университете в марте месяце. В ближайшее время министр образования и науки стран БРИКС должен подписать декларацию, соответствующие документы по созданию сетевого университета БРИКС. И в марте месяце около 50-ти ректоров ведущих университетов из этой группы стран к нам приедут. Мы создали Центр исследования стран БРИКС, мы активно развиваем сейчас сотрудничество не только с Китаем, с Китаем традиционно, но сейчас эти связи увеличиваются, но и с Бразилией, и с Южной Африкой начали работать, с Индией достаточно неплохо развиваются взаимоотношения.
В то же время мы не снижаем накал сотрудничества с Европой, например, с Германией, с Францией. Более того, я вам скажу, что в этих странах многие ведь понимают бессмысленность ограничения России и санкций, которые были введены. Вот недавно, у нас состоялась очень плодотворная дискуссия в рамках Потсдамских встреч с ведущими представителями политической и интеллектуальной элиты Германии. До этого, кстати, у нас была встреча с конференцией немецких ректоров, и везде лейтмотивом проходило то, что Россию нельзя и не нужно ограничивать и исключать из мирового пространства. Более того, в образовательной и научной сфере, несмотря на все эти политические ограничения, которые там пытаются на нас страны Запада налагать, контакты наоборот увеличиваются и растут. И мы будем этому со своей стороны всячески способствовать.
Я вам честно говорю, я ведь об этом говорил прямо и ведущим западным политикам, и интеллектуалам, я об этом говорил и Штайнмайеру - министру иностранных дел…
М.П.: Который приезжал сюда и выступал, за что вы огребли от местных патриотов, прошу прощения за мой сленг…
В.К.: Да, господи, бог с ними, нормально… Просто я ему сказал, что чем скорее Запад отменит санкции, тем будет лучше для всех нас. Потому что они не могут изменить политическую ситуацию в России. Наоборот, население сплачивается вокруг политического руководства, это совершенно очевидно. В экономическом плане да, они приносят нам некоторые неудобства, но самое главное, они будут рано или поздно отменены. Но самое главное, что эти санкции, в чем их вред - это то, что они приводят к радикализации общественного сознания. У части населения рождается такое жгучее недовольство конкретными народами, конкретными…
М.П.: Образ врага…
В.К.: Образ врага к конкретным странам. И когда санкции будут отменены, этот психологический настрой еще очень долго будет действовать, к сожалению. В том числе и в отношении к Германии. Как долго нам приходилось преодолевать последствия Второй мировой войны, хотя мы понимаем, что да, Германия принесла покаяние, они понимают свою ответственность за это и об это говорят. Но всё равно, вот этот образ врага очень долго размывается. И надо сказать, что я встретил понимание в этой своей точке зрения.
М.П.: Викторов Кокшаров у нас в гостях на Эхе Москвы в Екатеринбурге, ректор Уральского федерального университета. Ну, раз уж вы сказали о радикализации общества, не могу не задать вопрос, я искал, но не нашел, может быть плохо искал, комментировали ли вы скандальную выставку, которая не так давно прошла в УрФУ с Гитлером, свастикой, которая подавалась как антифашисткая активистами движения “Суть времени”?
Экс-ректор Станислав Набойченко - вот это я нашел - несколько дней назад комментарий свой дал. Он сказал, что был нарушен вузовский порядок проведения выставок, в связи с чем она была свернута. И добавил: политика в университете запрещена уставом, в то же время вуз открыт для представителей различных точек зрения, демонтаж этой выставки с его точки зрения единственно верный шаг. Всё-таки хотелось бы послушать ректора.
В.К.: Ну, вы знаете, во-первых, Станислав Степанович выразил действительно взвешенную и официальную позицию. Кроме того, он же еще руководитель Общественной палаты Свердловской области. Со своей стороны, я хотел бы сказать, что его комментарий ёмкий.
А что касается исполнения закона, то я как руководитель не имею права закон комментировать, я только должен его выполнять. А закон 114, Федеральный закон о противодействии экстремисткой деятельности прямо говорит, что пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики и символики сходной с нацисткой атрибутикой или с символикой до степени смешения запрещено.
Есть определение Верховного суда по этому поводу. Верховный суд тоже указывал, что объективную сторону вот такого состава административного правонарушения описывает Кодекс об административных правонарушениях РФ. Верховный суд тоже сказал, что объективную сторону данного состава административного правонарушения могут образовывать публичные выставления, показ, вывешивание изображения нацистской атрибутики и символики, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий…
М.П.: Ну, то есть получается контекст неважен? Организаторы говорят, ведь мы же наоборот хотели подчеркнуть: какой ужас, смотрите!
В.К.: Есть закон. Закон не позволяет публично вывешивать и демонстрировать нацисткие жесты, символику. Им ведь сказали, ребятам, ну, давайте выставку переработайте и в общем-то посоветуйтесь , тогда можно будет вернуться к этой теме. Более того, им сказали, давайте мы выставку детских рисунков выставим. Они говорят: не, это две взаимосвязанные выставки, мы не можем и не будем. Ну, в общем-то, я не хочу комментировать. Есть закон, и по мнению нашей юридической службы всё сделано правильно.
М.П.: Вот, кстати, а в Уставе правда записано, что политика запрещена?
В.К.: В Уставе написано, что организационная деятельность политических партий и движений и т.д. на территории университета не допускается.
Устав ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина». Редакция от 04.05.2011 г. №1585.
М.П.: Вообще, университет может оставаться вне политики, такой влиятельный, такой серьезный, где работает так много людей, тем более в такое наэлектризованное время как сейчас?
В.К.: Вы знаете, в свободное от учебы и работы время наши сотрудники, преподаватели, студенты могут заниматься политикой, пожалуйста, только не стенах университета. Всю свою энергию потратьте на то, чтобы стать лучшими в своей профессиональной сфере.
М.П.: Я знаю, что в связи с 95-летием УрФУ пришло поздравление от Наины Иосифовны Ельциной в числе многих других поздравлений, кстати, тоже выпускницы вуза, так же как и Борис Николаевич. С вашей точки зрения, имя Ельцина вузу стоило присваивать, не поспешили? Это по-прежнему, мягко говоря, не слишком однозначно вопринимается. И установка памятника, и наименования улицы, и федерального университета…
В.К.: Вы знаете, есть у Киссинджера в воспоминаниях такой момент, когда устанавливали взаимоотношения Соединенные Штаты с Китаем после долгого перерыва в 70-е годы Чжоу Эньлая спросили, что он думает о Великой французской революции. Он сказал, что время еще не пришло. Не надо думать сегодняшним днем, смотреть только в сегодняшний день. Надо задумываться о том, что вообще происходило в тот момент и как это отразится на нашем настоящем и будущем.
И в это смысле ведь Борису Николаевичу было нелегко на самом деле. Вот он упавшую тогда Россию поднял и взвалил на свои плечи. Хорошо это или плохо происходило, но это была огромная историческая ответственность, и Россия сохранилась как государство. И сегодня мы как угодно можем к нему относиться, но вот эту реформаторскую роль и роль человека, который ответственность взял на себя мы не можем отрицать. Вы знаете, вот более того, недавно была встреча с президентом Казахстана Назарбаевым, и он сам сказал в беседе, там узкий круг людей был, сказал, что на Бориса Николаевича совершенно несправедливо нападают многие, он не разваливал Советский Союз, он просто в той ситуации попытался сделать то, что возможно, чтобы сохранить Россию. А вы знаете, оценка Назарбаева всё-таки очень много значит, он очевидец всех тех событий. Это человек, который всегда поддерживал идеи евразийской интеграции и сохранения общности людей.
Поэтому давайте не будем предвзято судить, оставим окончательный вердикт всё-таки даже нашим потомкам. Всё-таки Борис Николаевич выдающийся выпускник Уральского федерального университета, человек, чьё имя навсегда вписано в историю России, и в этом смысле мы с гордостью носим имя первого президента Российской Федерации - Уральский федеральный университет имени первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина...
Сергей КОРТОВ, первый проректор УрФУ: Университет - место для научных дискуссий, но не место для политических акций... Мы не разбираемся в причинах этой политической акции, но по уставу Университета они на территории Университета запрещены. - Новости 4 канала Источник: artemijv.livejournal.com
Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма 16 апреля 2015
Роскомнадзор обосновал свою правовую позицию в отношении публичной демонстрации нацистской символики и указал, что демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму. Соответствующее сообщение размещено на официальном сайте ведомства.
Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремизму, в частности, относится пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
В результате специального юридико-лингвистического исследования, инициированного Роскомнадзором, эксперты пришли к выводу, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма. Такой вывод связан с тем, что в указанной норме эти понятия грамматически соединены между собой и порядок их употребления таков, что термин "пропаганда" находится в приоритетной позиции по отношению к термину "публичное демонстрирование".
В связи с этим использование нацистской и сходной с ней атрибутики или символики в исторических, научных и т. п. целях должно признаваться допустимым. В свою очередь, наказанию подлежит только использование нацистской символики с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов. Такой же позиции придерживается КС РФ, отмечая, что "обязательным признаком указанной разновидности экстремизма является явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".
Как сообщает пресс-служба Роскомнадзора, ведомство намерено использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".