Музыкальная пятница!!! Да еще какая!!! Приглашаются все!!!

Dec 12, 2024 19:45


Оперетта Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»



Флоримон Эрве (фр. Hervé, наст. имя Луи-Огюст-Флоримон Ронже, фр. Louis-Auguste-Florimond Ronger; 30 июня 1825, Уден - 4 ноября 1892, Париж) - французский композитор и органист, основатель музыкального театра.

Автор оперетт, среди которых наиболее известна «Мадемуазель Нитуш». Наряду с Жаком Оффенбахом является основоположником французской оперетты.

Флоримон Эрве родился в городе Уден близ Арраса. В детстве пел в церковном хоре. Прекрасный голос (тенор) Эрве сохранил на всю жизнь. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории у Даниэля Обера.

Работал органистом и хормейстером в церкви при психиатрической больнице в Бисетре, близ Парижа. Занимался мзыкотерапией на занятиях и репетициях с пациентами клиники. Одновременно тайно делает карьеру в музыкальном театре: сначала как актёр и певец (лирический тенор), затем как композитор, драматург и режиссёр. Эта ситуация, позднее была изображена либреттистами в его самой популярной оперетте, «Мадемуазель Нитуш».

В 1845 году выигрывает конкурс на место органиста парижской церкви Сен-Эсташ. Когда его сочинения стали иметь успех он полностью посвятил свою жизнь музыкальному театру.

В 1848 году под псевдонимом «Эрве» пишет одноактный музыкальный бурлеск «Дон Кихот и Санчо Панса», который невзирая на все революционные потрясения этого года имел большой успех у публики. Иногда этот спектакль даже рассматривают как первую французскую оперетту.

В 1851 году Эрве становится дирижёром и руководителем оркестра в театре Пале-Рояль. Вскоре он открывает свой собственный театр, который оказал большое влияние на формирование жанра оперетты и его дальнейшее развитие.

В 1870 году он отправился в Лондон и давал свои произведения на английском языке, сам выступая в них с успехом.

В последние годы свой жизни Эрве страдал от душевной болезни[4] и умер в Париже 4 ноября 1892 года, на двенадцать лет пережив Оффенбаха.

Театр Эрве



Эрве

В 1855 году, сделавшись директором кафешантана «Folie-Mayer» на бульваре дю Тампль в Париже, Эрве преобразовал его в собственный театр под названием «Фоли Консертан» (Folies concertantes), для которого стал писать и ставить новые оперетты. Спустя месяц театр был переименован в «Фоли-Нувель» (Folies-Nouvelles).[4] Французское слово «фоли́» - безумство, сумасбродство - становится ярлыком, опознавательным знаком и визитной карточкой Эрве, который в те годы стал в моде и славе.

Вскоре Эрве отказался от своей авторской монополии в этом театре. Здесь дебютировал Лео Делиб, будущий автор популярных опер и балетов, а также Жак Оффенбах, ещё до открытия своего театра Театр Буфф-Паризьен. В «Фоли-Нувель» было исполнено одно из первых произведений Жака Оффенбаха: «Ой-ай-яй, или Царица островов», с подзаголовком «музыкальная антропофагия», в которой Эрве сам сыграл главную роль контрабасиста Ракле-а-Мора. Эта буффонада имела много сходства с произведениями Эрве: те же нелепости, апология абсурда и смех ради смеха.

После открытия Оффенбахом собственного театра, конкуренция с ним вскоре переросла в личную вражду, и примирение наступило лишь в 1878 году, когда Эрве спел партию в оффенбаховской оперетте «Орфей в аду».

В 1860-х годах театр «Фоли-Нувель» был переименован в «Фоли-Драматик». В этом театре были исполнены в частности:

Были также пародии на «рыцарские» оперы Д. Мейербера. В этих опереттах с успехом выступала Бланш д’Антиньи. В них высмеивалась рутинность оперных форм, статичность, самодовлеющая виртуозность вокальных партий, а классические герои разговаривали на языке и жаргоне парижских бульваров. «Маленький Фауст», пародия на «Фауста» Гуно, в России ставилась также под названием «Фауст наизнанку» и была воспринята, прежде всего, как высмеивание самого Гёте.[2]

Более значительные произведения Эрве написал после успеха оперетт Оффенбаха. В 1883 году, на шестом десятке лет, Эрве создал самую знаменитую в его творчестве оперетту - «Мадемуазель Нитуш». В отличие от других его произведений, эта оперетта наполнена искренним лиризмом и является музыкально и драматургически зрелым произведением. Главная роль в этой оперетте предназначалась для известной актрисы Анны Жюдик, которая обеспечила этому произведению большой успех.



Мадемуазель Нитуш (фр. Mam’zelle Nitouche) - оперетта французского композитора Флоримона Эрве, написанная в 1883 году. Авторы либретто: Анри Мельяк и Альбер Мийо (Albert Millaud).

Мировая премьера оперетты состоялось 26 декабря 1883 года в парижском театре Варьете (Théâtre des Variétés)

Торжественный хорал в оперетте переплетен с легкомысленным плясовым мотивом. В целом, оперетта в веселых и острых положениях рассказывает о любви, творчестве, молодой жажде жизни, и посрамляет ханжество и корыстолюбие.

Действующие лица

  • Флоридор (Селестен, в русском варианте также Августин) - баритон

  • Полковник - баритон

  • Корина - меццо-сопрано

  • Дени́за де Флавиньи - сопрано

  • Лейтенант Фернан Шамплатро - тенор

  • Начальница - контральто

  • Директор театра - бас

  • Помощник режиссёра

  • Урсула

  • Лорио - тенор

  • Офицеры, пансионерки

Краткое содержание

Действие происходит в первой половине XIX века во французской провинции. Главная героиня, Дениза де Флавиньи - юная воспитанница монастырского пансиона. Она раскрывает тайну учителя музыки Селестена: оказывается, он не такой ханжа и зануда, каким старается казаться, он ведёт двойную жизнь. За пределами монастыря он весёлый прожигатель жизни Флоридор, сочинитель оперетт для своей любовницы, актрисы Корины.

Вечером Селестен в очередной раз тайком сбегает в город, чтобы присутствовать на премьере своего последнего творения. Дениза следует за ним в театр. Вздорная Корина устраивает скандал и отказывается играть в оперетте. Дениза, знающая партитуру наизусть, выходит вместо неё под псевдонимом «Мадемуазель Нитуш» и покоряет публику своим исполнением.

В зале среди других присутствует молодой лейтенант Фернан Шамплатро, который влюбляется в Денизу. После ряда смешных недоразумений всё приходит к счастливому финалу.

Музыкальные номера

  • Увертюра

  • Куплеты Флоридора

  • Ария Денизы с хором

  • Песенка о гренадере (Дениза, Флоридор)

  • Любви ищу и жажду я (Дениза)

  • Ария Фернана

  • Песенка о Бабетте (Дениза)

  • Антракт

  • Песенка о турецком барабане (Дениза)

  • Антракт

  • Дуэт Денизы и Фернана

  • Финал



Экранизации

Оперетта неоднократно экранизировалась в разных странах.



Вебинар состоится 13 декабря 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Вебинары декабря


Классическое искусство, Музыкальная пятница, Вебинар, Историческое исследование

Previous post Next post
Up