Оперетта Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш» Флоримон Эрве (
фр. Hervé, наст. имя Луи-Огюст-Флоримон Ронже,
фр. Louis-Auguste-Florimond Ronger;
30 июня 1825,
Уден -
4 ноября 1892,
Париж) -
французский композитор и
органист, основатель
музыкального театра.
Автор
оперетт, среди которых наиболее известна «
Мадемуазель Нитуш». Наряду с
Жаком Оффенбахом является основоположником французской оперетты.
Флоримон Эрве родился в городе
Уден близ
Арраса. В детстве пел в церковном хоре. Прекрасный голос (
тенор) Эрве сохранил на всю жизнь. Музыкальное образование получил в
Парижской консерватории у
Даниэля Обера.
Работал
органистом и
хормейстером в
церкви при
психиатрической больнице в Бисетре, близ Парижа. Занимался
мзыкотерапией на занятиях и репетициях с пациентами клиники. Одновременно тайно делает карьеру в музыкальном театре: сначала как
актёр и
певец (
лирический тенор), затем как
композитор,
драматург и
режиссёр. Эта ситуация, позднее была изображена либреттистами в его самой популярной оперетте, «
Мадемуазель Нитуш».
В
1845 году выигрывает конкурс на место органиста
парижской церкви Сен-Эсташ. Когда его сочинения стали иметь успех он полностью посвятил свою жизнь
музыкальному театру.
В
1848 году под псевдонимом «Эрве» пишет одноактный музыкальный
бурлеск «Дон Кихот и Санчо Панса», который невзирая на все
революционные потрясения этого года имел большой успех у публики. Иногда этот спектакль даже рассматривают как первую французскую
оперетту.
В
1851 году Эрве становится дирижёром и руководителем оркестра в
театре Пале-Рояль. Вскоре он открывает свой собственный театр, который оказал большое влияние на формирование жанра оперетты и его дальнейшее развитие.
В
1870 году он отправился в
Лондон и давал свои произведения на английском языке, сам выступая в них с успехом.
В последние годы свой жизни Эрве страдал от душевной болезни
[4] и умер в Париже
4 ноября 1892 года, на двенадцать лет пережив Оффенбаха.
Театр Эрве
Эрве
В
1855 году, сделавшись директором кафешантана «Folie-Mayer» на бульваре
дю Тампль в Париже, Эрве преобразовал его в собственный театр под названием «Фоли Консертан» (Folies concertantes), для которого стал писать и ставить новые оперетты. Спустя месяц театр был переименован в «Фоли-Нувель» (Folies-Nouvelles).
[4] Французское слово «фоли́» - безумство, сумасбродство - становится ярлыком, опознавательным знаком и визитной карточкой Эрве, который в те годы стал в моде и славе.
Вскоре Эрве отказался от своей авторской монополии в этом театре. Здесь дебютировал
Лео Делиб, будущий автор популярных
опер и
балетов, а также
Жак Оффенбах, ещё до открытия своего театра
Театр Буфф-Паризьен. В «Фоли-Нувель» было исполнено одно из первых произведений Жака Оффенбаха: «Ой-ай-яй, или Царица островов», с подзаголовком «музыкальная
антропофагия», в которой Эрве сам сыграл главную роль
контрабасиста Ракле-а-Мора. Эта буффонада имела много сходства с произведениями Эрве: те же нелепости, апология абсурда и смех ради смеха.
После открытия Оффенбахом собственного театра, конкуренция с ним вскоре переросла в личную вражду, и примирение наступило лишь в
1878 году, когда Эрве спел партию в оффенбаховской оперетте «
Орфей в аду».
В 1860-х годах театр «Фоли-Нувель» был переименован в «Фоли-Драматик». В этом театре были исполнены в частности:
Были также пародии на «рыцарские» оперы
Д. Мейербера. В этих опереттах с успехом выступала
Бланш д’Антиньи. В них высмеивалась рутинность оперных форм, статичность, самодовлеющая виртуозность вокальных партий, а классические герои разговаривали на языке и
жаргоне парижских бульваров. «Маленький Фауст», пародия на «Фауста» Гуно, в России ставилась также под названием «Фауст наизнанку» и была воспринята, прежде всего, как высмеивание самого
Гёте.
[2] Более значительные произведения Эрве написал после успеха оперетт Оффенбаха. В
1883 году, на шестом десятке лет, Эрве создал самую знаменитую в его творчестве оперетту - «
Мадемуазель Нитуш». В отличие от других его произведений, эта оперетта наполнена искренним лиризмом и является музыкально и драматургически зрелым произведением. Главная роль в этой оперетте предназначалась для известной актрисы
Анны Жюдик, которая обеспечила этому произведению большой успех.
Мадемуазель Нитуш (
фр. Mam’zelle Nitouche) -
оперетта французского композитора
Флоримона Эрве, написанная в
1883 году. Авторы
либретто:
Анри Мельяк и Альбер Мийо (Albert Millaud).
Мировая премьера оперетты состоялось
26 декабря 1883 года в
парижском театре Варьете (Théâtre des Variétés)
Торжественный хорал в оперетте переплетен с легкомысленным плясовым мотивом. В целом, оперетта в веселых и острых положениях рассказывает о любви, творчестве, молодой жажде жизни, и посрамляет
ханжество и корыстолюбие.
Действующие лица
Флоридор (Селестен, в русском варианте также Августин) - баритон
Полковник - баритон
Корина - меццо-сопрано
Дени́за де Флавиньи - сопрано
Лейтенант Фернан Шамплатро - тенор
Начальница - контральто
Директор театра - бас
Помощник режиссёра
Урсула
Лорио - тенор
Офицеры, пансионерки
Краткое содержание
Действие происходит в первой половине XIX века во французской провинции. Главная героиня, Дениза де Флавиньи - юная воспитанница монастырского пансиона. Она раскрывает тайну учителя музыки Селестена: оказывается, он не такой ханжа и зануда, каким старается казаться, он ведёт двойную жизнь. За пределами монастыря он весёлый прожигатель жизни Флоридор, сочинитель оперетт для своей любовницы, актрисы Корины.
Вечером Селестен в очередной раз тайком сбегает в город, чтобы присутствовать на премьере своего последнего творения. Дениза следует за ним в театр. Вздорная Корина устраивает скандал и отказывается играть в оперетте. Дениза, знающая партитуру наизусть, выходит вместо неё под псевдонимом «Мадемуазель Нитуш» и покоряет публику своим исполнением.
В зале среди других присутствует молодой лейтенант Фернан Шамплатро, который влюбляется в Денизу. После ряда смешных недоразумений всё приходит к счастливому финалу.
Музыкальные номера
Увертюра
Куплеты Флоридора
Ария Денизы с хором
Песенка о гренадере (Дениза, Флоридор)
Любви ищу и жажду я (Дениза)
Ария Фернана
Песенка о Бабетте (Дениза)
Антракт
Песенка о турецком барабане (Дениза)
Антракт
Дуэт Денизы и Фернана
Финал
Экранизации
Оперетта неоднократно экранизировалась в разных странах.
Вебинар состоится 13 декабря 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Принять участие в вебинаре Вебинары декабря