Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (16
[28] апреля 1895,
Санкт-Петербург -
22 августа 1970,
Ленинград) - советский
филолог,
фольклорист, профессор
Ленинградского университета. Получил мировое признание, является основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике, одним из создателей современной теории
текста. Современные
структуралисты считают В. Я. Проппа одним из своих предшественников.
Академическое исследование Владимира Яковлевича Проппа представим статьей его ученицы, выдающегося отечественного исследователя преданий и мифологических рассказов
Неонилы Артёмовны Криничной.
Н. А. Криничная
ЗАКОНЫ БЫЛИННОГО ТВОРЧЕСТВА, ОТКРЫТЫЕ В. Я. ПРОППОМ,И ФОЛЬКЛОРИСТИКА ПОСЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ Капитальный труд В. Я. Проппа «Русский героический эпос» - первая и остающаяся до сих пор единственном монография, посвященная русским былинам, которые представлены здесь во всем многообразии сюжетов. Это не только фундаментальное исследование, но и своего рода справочник, путеводитель по эпосу. В соответствии с замыслом автора книга доступна любому читателю, в том числе и не имеющему специальной филологической подготовки.
Монография принадлежит перу зрелого ученого. Выход ее в свет (первое иэд. - 1955 г.; второе, исправленное - 1958 г.) отделен тремя десятилетиями от публикации книги «Морфология сказки» (1928 г.) и более чем десятилетием от появления в печати монографии «Исторические корни волшебной сказки» (1946 г.). Позади радость открытий и признания, горечь неприятия и непонимания. Правоту В. Я. Проппа со временем подтвердит сама наука-фольклористика, в значительной мере развивавшаяся в XX столетии под знаком его идей. Вклад ученого стал особенно очевиден после преодоления былых идеологических установок. Доказательство этому - предпринятое в настоящее время издание Полного собрания трудов Проппа.
В. Я. Пропп приступил к работе над книгой о былинах в 1940-е гг. Ученый не ставил перед собой цели изучить структуру и генезис жанра, как в предшествующих трудах, посвященных волшебной сказке. Его первоочередная задача - ознакомить читателя с русским эпосом, выявить идею, заложенную в былинах, показать их связь с мифологией и русской историей, осветить особенности поэтики этих фольклорных произведений. Здесь В. Я. Проппу, профессору Ленинградского университета, читавшему курс лекций по русскому фольклору, помог его педагогический опыт. Вот почему в книге «Русский героический эпос» слышны интонации живой речи. Короткие прозрачные фразы. Формулировка мысли, затем - ее пояснение, развитие, вывод. Дублирование наиболее важных суждений. Отчетливо обозначенное резюме главы и раздела. При чтении книги возникает ощущение постоянного присутствия автора, как бы взявшего за руку читателя и увлекшего его в глубь исследования. Учитель помогает своему подопечному овладеть методами анализа, сопоставить факты и самому убедиться в надежности полученных результатов. Такую книгу мог написать не просто ученый, а ученый-педагог. Не случайно монография «Русский героический эпос» в свое время получила первую университетскую премию.
Приступая к подбору материалов, В. Я. Пропп в первую очередь определяет предмет исследования. Эпос, если суммировать высказывания ученого, - это песни, содержанием которых является борьба за самые высокие идеалы народа и победа во имя их осуществления. Для этих песен характерна легко узнаваемая метрическая структура, соответствующая их былому исполнению под гусли.
В процессе систематизации текстов и отнесения их к тому или иному циклу В. Я. Пропп исходит из некоторых имеющих принципиальное значение предпосылок.
Прежде всего, замысел былины реализуется во множестве вариантов одного и того же сюжета и может быть «прочитан» из всей их совокупности. Речь идет по сути о некоем условном подвижном, объемном, включающем в себя множество вариантов, иногда и версий тексте. Из него-то и выявляется целостная, хотя подчас и противоречивая картина общего замысла, присущего данному сюжету в целом, с учетом, однако, всевозможных расхождений, имеющихся в отдельно взятых вариантах.
Одновременно каждая эпическая песня - это многослойное произведение. Как справедливо утверждает В. Я. Пропп, «былина, шлифуясь и совершенствуясь столетиями, содержит отложения всех пройденных ею веков» (с. 27). Причем в качестве проявления многослойности можно считать и использование старых форм для наполнения их новым содержанием, имеющим в свою очередь тенденцию к дальнейшим трансформациям и переосмыслениям. В этом ученый видит истоки уже существующей и неизбежно имеющей место в будущем разноголосицы при отнесении былины к тем или иным столетиям. Результат окажется обусловленным тем, какой именно слой былины станет объектом наиболее пристального рассмотрения. Сам же В. Я. Пропп решающим критерием для отнесения эпической песни к определенной эпохе считает выраженную в ней основную идею, манифестируемые в ней идеалы.
Наиболее архаическим в эпосе является мифологический слой. «Эпос возникает на почве мифологии», - утверждает В. Я. Пропп (с. 33). Однако, как отмечает ученый, вырастая из мифологии, эпос вступает с ней в противоречие, отрицает и преодолевает ее. На почве таких столкновений и формируются былинные сюжеты.
Для того, чтобы показать читателю, какие же именно сюжеты являются в русском эпосе наиболее архаичными, В. Я. Пропп обращается к рассмотрению эпических песен тех народов Сибири и Крайнего Севера, которые сравнительно недавно жили при родовом строе. В результате выясняется, что композиционными стержнями подобных произведений служат коллизии: герой, побывав у хозяев стихии, со временем трансформировавшихся в чудовищ, обретает чудесные способности; герой добывает себе жену в ином, потустороннем мире, позднее - в чужих землях. Аналоги или реминисценции таких сюжетов автор выявляет и в русских былинах. Однако «доисторическую старину» лучше сохраняет сказка, чем эпическая песня, представляя ее уже не как действительность, а как «интересную выдумку». Исторические же корни волшебной сказки В. Я. Пропп рассматривает в предшествующей своей работе. Не случайно последователи ученого, анализируя наиболее архаический слой былины, нередко оперируют суждениями, высказанными им при рассмотрении генезиса сказки. Сам же В. Я. Пропп, напомним, подобной задачи здесь перед собой и не ставил.
Наряду с вопросом о соотношении мифа и былины В. Я. Пропп ставит и проблему историзма эпических песен. По мнению исследователя, былины, несомненно, сопутствуют истории, Они связаны с исторической действительностью. Согласно концепции В. Я. Проппа, проверенной на материалах других народов, эпос создается в период разложения родового строя, задолго до образования Киевской Руси, когда он достигает своего расцвета. В период борьбы с монголо-татарским нашествием он в известном смысле представляет собой уже качественно новое явление. Начиная же с XIV в. все более мощно развивается историческая песня, идущая на смену старому воинскому эпосу. Она знаменует усиление реалистических элементов в русском историко-песенном фольклоре. Появление исторической песни служит предвестником угасания собственно былинной традиции. В последующие века заканчивается продуктивный период в развитии русского эпоса. Эпическая традиция начинает свертываться. Она угаснет в период капитализма, лишь по инерции продолжая еще в какой-то мере удерживаться в живом бытовании едва ли не до наших дней.
Связь былины с действительностью, по мнению ученого, носит особый характер. Любая былина не может быть датирована одним годом или одним десятилетием, поскольку она относится «ко всем тем столетиям, в течение которых создавалась, жила, шлифовалась, совершенствовалась или отмирала» (с 27). Соответственно и предметом эпических песен «служит не единичное и частное, а типичное и характерное для десятилетий и столетий» (с. 313). Иначе говоря, в их эпицентре всегда не однократный факт, а длительный процесс. В этом залог живучести и долголетия эпоса. И еще одним обстоятельством обусловливается продолжительная востребованность эпоса, его актуальность в череде сменяющихся времен: «Эпос живуч не воспоминаниями прошлого, а тем, что он отражает идеалы, которые лежат в будущем. Он отражает не события той или иной эпохи, а ее стремления» (с. 64). Так, например, сказители, по утверждению исследователя, пели о победе над татарами задолго до реальной победы над врагом. Вот почему при изучении эпоса В. Я. Пропп последовательно соотносит былинные сюжеты не с отдельными частными событиями истории, а с целыми эпохами, периодами ее развития.
В решении вопроса об историзме былин В. Я. Пропп расходится со своими предшественниками (за исключением, пожалуй, Л. Н Майкова), поскольку они придерживались позиций исторической или неоисторической школы. Сторонники этого направления в изучении эпоса стремились обнаружить в былине отражение конкретного исторического события и отыскать для ее героев исторические прототипы. С этой целью предпринимались обширные сопоставления фольклорного текста с летописью и документальными источниками. Общий же замысел эпической песни, ее основная идея, выраженные во всей совокупности вариантов. обычно не принимались во внимание. Не случайно В. Я. Пропп отрицает, к примеру, правомерность соотнесения былинного Добрыни Никитича с летописным Добрыней, дядей князя Владимира. Попытка же возвести былинного Алешу к летописному витязю («храбру») Александру Поповичу была развенчана Д. С. Лихачевым, который убедительно показал, что дело обстояло как раз наоборот: образ былинного Алеши был воспринят летописью (Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // Труды Отдела древнерусской литературы. 1949. Т. VII. С. 25). Точно так же имеющееся в Галицкой летописи описание приближающихся к городу татар восходит к соответствующей эпической песне. Однако В. Я. Пропп не упрощает вопроса о соотношении былины и летописного рассказа. Лежащий в основе обоих источников факт, имевший место в действительности, в известной мере может также предопределить их сходство. Особенно это вероятно в условиях, когда эпос приобретает большую историческую конкретности, подготавливая почву для появления исторической песни. Имеется в виду, например, близость летописного рассказа о набеге Тохтамыша на Москву и былины о Василии Игнатьевиче, в которой (и это характерно) действует уже не Тохтамыш, а Батыга, в имени которого, несомненно, сохраняются исторические воспоминания о Батые.
Персонажи, носящие в эпосе имена тех или иных исторических лиц, не соотносятся с этими лицами. Так, князь Владимир - это собирательное лицо, вокруг которого, по словам Добролюбова, народ сгруппировал целый трехсотлетний период. Ермак в эпосе отнюдь не завоеватель Сибири. Перенесенный в далекое прошлое, он представлен в качестве защитника Руси от татар. Имя же Батыя стало, как пишет В. Я. Пропп, «нарицательным для обозначения лица, возглавляющего татарскую власть» (с. 356). Перед нами некие обобщенные персонажи, выражающие самую сущность множества однородных прототипов, но не соот- несенные напрямую ни с одним из них, даже тем, чем имя они носят.
Опровергая тезис об иноземном происхождении былин, сформировавшийся в рамках школы заимствования, и доказывая несостоятельность доводов ее сторонников, В. Я. Пропп постоянно подчеркивает связь эпической песни с русской историей, с русской действительностью и бытом, - земледельческим, торговым, военным. Историчен, например, древний Новгород, артель с ее строгими законами, тип корабля, обычай жертвоприношения морю («Садко»), Историчны торговые связи и условия торговли, подарки. В географических реалиях, приведенных в эпической песне, угадывается обозначение пути «из варяг в греки» («Соловей Будимирович»). В былинах, повествующих о борьбе с монголо-татарским нашествием, историчны картина древнего укрепленного города; формы дипломатических отношений; следы древнерусской стратегии и тактики; способы вооружения: наряду с архаическими палицами и булавами здесь фигурируют сабли и мечи, требовавшие высокой техники изготовления; принципы четкой организации татарского войска; способы взимания дани и ее состав; формы зависимости русских от Золотой Орды и т. п. И хотя эти реалии отчасти нивелируются в рамках довлеющей над ними эпической традиции, все же они остаются различимыми в канве былины.
Как автор «Морфологии сказки» В. Я. Пропп не мог не коснуться и структуры былинного текста в плане ее динамики. Ученому удалось выяснить, что древнейшие эпические песни были многосоставными. Причем строение каждого из входящих в ту или иную песню звеньев было однородным и каждое из них могло исполняться самостоятельно. Увеличение песни происходило за счет присоединения все новых и новых звеньев повествования. В русском эпосе лишь былины о Садко и о Потыке сохранили следы своей былой многосоставности. Остальные уже односюжетны и монолитны. По предположению В. Я. Проппа, это результат длительного совершенствования эпоса.
Таковы теоретически предпосылки анализа былинных текстов в книге В. Я. Проппа.
......................
Далее читать в Книжной лавке
Н. А. Криничная Читать В. Я. Пропп «Русский героический эпос» (в Книжной лавке)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие
Введение
1. Общее определение эпоса
1. Некоторые вопросы методологии
Часть первая
Эпос в период разложения первобытно-общинного строя
1. Методологические предпосылки
2. Общий характер эпоса первобытно-общинного строя
Часть вторая
Русский эпос эпохи развития феодальных отношений
I. Предварительные замечания
2. Исторические и методологические предпосылки
3. Образование былин киевского цикла
II. Древнейшие герои и песни
1. Волх Всеславьевич 2. Святогор
III. Былины о сватовстве
1. Садко 2. Михайло Потык 3. Иван Годинович 4. Дунай 5. Козарин 6. Соловей Будимирович
IV. Герой в борьбе с чудовищами
1. Добрыня и змей 2. Алеша и Тугарин 3. Илья и Идолище 4. Первая поездка Ильи (Исцеление Ильи, Илья и Соловей-разбойник)
V. Былины сказочного характера
1. Былина и сказка 2. Илья Муромец и сын 3. Три поездки Ильи 4. Добрыня и Маринка 5. Добрыня в отъезде и неудавшаяся женитьба Алеши
Часть третья
Русский народ в борьбе с татаро-монгольским нашествием
I. Введение
Исторические и методологические предпосылки
II. Былины об отражении татар
1. Бунт Ильи против Владимира и социальная обстановка накануне нашествия
1. Круг былин об Илье Муромце и царе Калине
1. Введение. 2. Запев о турах. 3. Приближение татар. 4. Татарский посол. 5. Требования и угрозы. 6. Реакция Владимира на татарские угрозы. 7. Отсутствие в Киеве богатырей. 8. Владимир у Ильи в темнице. 9. Подсчет вражеской силы. 10. Илья в стане Калина. 11. Укрепление города. 12. Илья в ставке Самсона. 13. Ермак в ставке Ильи. 14. Бой. 15. Илья в плену. 16. Победа. 17. Так называемая былина о Камском (Мамаевом) побоище, или о том, с каких пор на Руси перевелись витязи. 18. Василий Игнатьевич и Батыга 19. Добрыня и Василий Казимирович
Часть четвертая
Эпос эпохи образования централизованного русского государства
I. Введение
1. Исторические и методологические
2. Эпос и историческая песня
3. Общий характер эпоса эпохи образования централизованного русского государства
II. Мужик и князь
Микула Селянинович и Вольга
III. Развенчание Владимира
1. Сухман 2. Данило Ловчанин
IV. Позднейший воинский эпос
Наезд литовцев
V. Позднейшие былины о сватовстве
1. Алеша Попович и Елена Петровична 2. Хотен Блудович
VI. Поэзия бунта
1. Василий Буслаевич и новгородцы 2. Смерть Василия Буслаевича
VII. Былина-сатира XVI-XVII веков
Дюк Степанович в состязании с Чурилой
Часть пятая
Судьба эпоса при капитализме
1. Основная проблеме
1. Вопрос о географическом распространении былин в XIX-XX веках
1. Исполнители и исполнительство в XIX-XX веках
1. Поэтический язык былин
1. Основные процессы жизни и умирания эпоса в условиях капитализма
Часть шестая
Современное состояние эпоса
1. Традиционный эпос на современном Севере
2. Марфа Семеновна Крюкова и проблема нового былинного эпоса
Приложения
Примечания и дополнения
Список сокращений
Читать онлайн в академическом издании 1958 г. Фундаментальной электронной библиотеке РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР, ссылка в Книжной лавке.
Читать труды В. Я. Проппа в «Книжной лавке»:
В. Я. Пропп «Русский героический эпос»
В. Я. Пропп «Фольклор и действительность»
В. Я. Пропп «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки»
Скачать и читать книги в «Книжной лавке»