Исаак Дунаевский: музыка к фильмам 30-х годов Исаак Осипович Дунаевский (
30 января 1900,
Лохвица,
Российская империя -
25 июля 1955,
Москва,
СССР) -
советский композитор и дирижёр;
народный артист РСФСР (1950), лауреат двух
Сталинских премий (1941, 1951).
Автор 12 оперетт и четырёх балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен.
Родился в городке
Лохвица (ныне -
Полтавская область,
Украина) в
еврейской семье, отец был банковским служащим.
С детства проявлял незаурядные музыкальные способности: в пять лет подбирал на фортепиано по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах. Посещал выступления гастролировавших оперных и драматических трупп. C восьмилетнего возраста брал уроки скрипки.
В 1910 году семья переехала в
Харьков, и Исаак поступил в
Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке у профессора
Константина Горского, затем
И. Ю. Ахрона. Обучение у Ахрона по классу скрипки продолжил в
Харьковской консерватории, уже студентом много сочинял, его учителем по композиции был
С. С. Богатырёв.
Исаак Дунаевский в 1914 году
Окончив консерваторию в 1919 году, пришёл в Харьковский драматический театр, возглавляемый
Николаем Синельниковым, где сперва был скрипачом-концертмейстером в оркестре, затем дирижёром и, наконец, заведующим музыкальной частью театра. Дебютировал там как театральный композитор, сочиняя музыку ко всем новым спектаклям. Читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью, организовывал музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным отделом губернского отдела народного образования, сотрудничал в газетах.
В 1924 году по приглашению
Владимира Хенкина переехал в
Москву. С 1924 года являлся музыкальным руководителем театра «Эрмитаж». C 1926 года - руководителем музыкальной части
Театра сатиры и
Московского театра оперетты, где в 1927 году с успехом состоялась постановка его оперетты «
Женихи».
В 1929-1934 годах был музыкальным руководителем и главным дирижёром
Ленинградского мюзик-холла, по другим данным - до 1935 года. Первый же спектакль с его музыкой - пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» - был запрещён после нескольких представлений. В эти же годы начал сотрудничать с
Леонидом Утёсовым. В поисках стиля «советского джаза» искал опору в народной музыке и написал программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен. В 1933 году вместе с авторами
Владимиром Массом и
Николаем Эрдманом создал для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий
Д. Верди,
Н. Римского-Корсакова,
П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском Мюзик-Холле с успехом шла оперетта Ф. Эрве «
Мадемуазель Нитуш» под названием «Небесные ласточки» (1933).
Один из основоположников советской оперетты и музыкальной
кинокомедии, И. Дунаевский сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Совместный с кинорежиссёром
Григорием Александровым и поэтом
Василием Лебедевым-Кумачом фильм «
Весёлые ребята» (1934), как и ряд последующих, принёс композитору широкую известность. С 1934 по 1940 годы сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучании, играл на рояле и пел. Симфонический дар Дунаевского высоко ценил композитор
Дмитрий Шостакович, об увертюре к кинофильму «
Дети капитана Гранта» (1936) он писал: «Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента…». Автор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.
В 1937 году в должности художественного руководителя возглавил ансамбль песни и пляски
Ленинградского Дворца пионеров.
С 1937 по 1941 годы возглавлял Союз композиторов Ленинграда. В 1938 году избран депутатом
Верховного совета РСФСР 1-го созыва от Ленинградской области.
С 1943 года работал в Москве. В годы
Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски
Центрального дома культуры железнодорожников, неоднократно выступал перед бойцами в воинских частях и госпиталях, перед рабочими на оборонных заводах.
Композитор часто сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе
борьбы с космополитизмом были забракованы многие его произведения на еврейские темы[
источник не указан 392 дня].
В последние годы занимал посты председателя секции массовых жанров
Союза композиторов, зампредседателей музыкальной секции
ВОКСа и музыкальной секции
Дома кино, был членом художественного совета
Радиокомитета СССР, членом правления Союза композиторов, членом редсовета редколлегии журнала «
Советская музыка» и музыкального издательства.
Скончался 25 июля 1955 года в Москве от сердечного спазма. Похоронен на
Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Последняя оперетта «Белая акация» (1955) была посмертно завершена
Кириллом Молчановым.
Вебинар проводят 29 ноября 2024 г. в 20:00 (время московское) Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Принять участие в вебинареПрограмма вебинаров ноября 2024 года