В распоряжении СМИ оказался доклад генпрокурора Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в нашей стране в 2011 году, согласно которому число преступлений снизилось. Однако ведомство рапортует о снижении результативности работы следственных органов по делам коррупционной направленности.
Газета «Коммерсантъ» пишет, что согласно докладу, в 2011 году продолжилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Однако, как отмечает ведомство, уменьшение числа выявленных преступлений коррупционной направленности связано не с уменьшением уровня коррупции в стране, а с «недостаточно результативной работой правоохранительных органов». А самый высокий уровень брака в работе допустили следователи ФСБ. Из 91 дела о взятках следователям ФСБ прокуроры вернули 11, а еще 11 прекратили. Как считают в Генпрокуратуре, нарушения, допускаемые всеми следователями, зачастую связаны с отсутствием ведомственного контроля за их деятельностью («Мзда не рассеивается»).
Некоторые правоведы считают, что жестко браться надо именно за взяткодателей, чтобы рука, дающая конверт, дрожала от страха, заявляет «Российская газета». В этой логике есть одно слабое место: берущая рука должна бояться не меньше, иначе система не сработает. Сейчас же, как показывает практика, даже за крупную взятку при отягчающих обстоятельствах коррупционер может получить условный срок. Впрочем, за дачу взятки тоже обычно строго не судят. Как правило, человек получает либо штраф, либо условный срок. Хотя 270 взяткодателей все же отправились за решетку. Причем один из них получил срок более 10 лет. Ни один взяточник не сел так надолго. Правда, 50 взяточников отправились за решетку на срок от 5 до 10 лет («Взятки гладки»).