17 лет назад затонула подлодка "Курск". Погибли 118 человек - экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель". Данные о катастрофе до сих пор засекречены. Наказание никто не понес. Внимание общества к ЧП падает с каждым годом. Между тем специалисты отмечают, что, вопреки утверждениям военных, никаких выводов из произошедшей трагедии не сделано, а значит, нечто подобное может повториться снова.
Напомним, гибель "Курска" произошла 12 августа 2000 года - 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени. Подлодка находилась в Баренцевом море на учениях - она условно атаковала крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Петр Великий", писала "Российская газета". Сегодня оба вышеупомянутых судна широко известны благодаря походу в Сирию.
По данным "РГ", через несколько часов "Курск" должен был добить условного противника учебными торпедами. Однако, по официальной версии, один из снарядов взорвался. От взрыва сдетонировали другие боеприпасы.
"Отчаиваться не надо"
Большинство членов экипажа погибли почти сразу. Однако 23 моряка смогли укрыться в девятом отсеке, где, по некоторым данным, ждали помощи на протяжении нескольких часов.
Об этом станет известно из записок, сделанных подводниками и позднее найденных водолазами. "В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ... - это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. - Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию... Не хватает... Отсутствуют... Протянем еще не более суток..." - говорилось в одной из них.
Впрочем, более широкую известность получила другая записка, оставленная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она заканчивалась словами: "Всем привет, отчаиваться не надо..." "РГ" отмечает, что последняя запись Колесникова датирована 15:15 12 августа, то есть спустя четыре часа поле взрыва.
Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Только 20 августа к работам допустили норвежское судно Seaway Eagle, водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. К этому моменту живых людей на судне уже не было - весь экипаж погиб.
За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 человек. Тела еще троих погибших - матросов Дмитрия Коткова и Ивана Hефедкова, а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева - найти не удалось. Согласно выводам прокуратуры, в результате катастрофы они были уничтожены.
В ходе расследования причин ЧП было выдвинуто 18 версий, в том числе версия о столкновении с иностранным (в частности, американским) судном или надводным кораблем, поражение АПРК торпедой или ракетой, диверсия или теракт, подрыв на мине времен войны, внештатная ситуация на борту. Первостепенной была американская версия. Однако в итоге ни одна из них не нашла подтверждения.
Уголовное дело, возбужденное 23 августа 2000 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"), было прекращено в августе 2002 года.
Спустя месяц после катастрофы - в сентябре 2000 года - президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга, что случилось с подлодкой "Курск", сказал с улыбкой: "Она утонула". А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков....
источник