Оригинал взят у
gugaguga75 в
Наглая вырубка иркутской тайги приносит выгоду лишь КитаюИркутская область занимает первое место в стране по объемам лесозаготовок. Основная часть древесины вывозится в Китай, а региону «достаются» негативные экологические последствия и мизерные бюджетные поступления. Обогащается лишь кучка «лесных бизнесменов», а также «крышующие» их чиновники и правоохранители.
Почему проблема заслуживает внимания общества?
Иркутская область располагает уникальными лесными ресурсами. Покрытая лесом территория составляет 64,5 млн. га, это 83,1% площади всего субъекта (данные 2012 г.). Здесь заготавливается древесины больше, чем где-либо в нашей стране. По официальным данным (Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей природной среды в Иркутской области») в 2012 г. легально было заготовлено 25,1 млн.м3, в 2013 г. - 26,9, в 2014 г. - 29,2, 2015 г. - 34,2. Если в 1992-1993 гг. на долю Иркутской области (и тогда занимала первое место) приходилось 9% общероссийского объема рубок, то в 2009-2013 г. - уже 13%.
Каковы объемы незаконных лесозаготовок? В 2012 г. установлено нелегальное происхождение 254 тыс. м³ древесины, в 2014 г. - 560,442 м³. Эти официальные цифры (1-2% от легальных вырубок) отражают лишь вершину айсберга. По мнению экспертов Всемирного фонда дикой природы, на долю «черных лесорубов» приходится от 10 до 35% всех лесозаготовок в стране, в отдельных регионах - до 50 %. Есть основания полагать, что Иркутская область входит в число упомянутых «отдельных регионов», а объем незаконно вырубленной древесины может составлять от 3 до 15 млн. м3.
В советский период лесозаготовки в Иркутской области достигали рекордных 34 млн. м3 лишь в конце 1980-х. Но тогда гигантские объемы древесины работали на советскую экономику. Сейчас - на китайскую. Именно в КНР уходит львиная доля вырубленной тайги.
При этом нынешний процесс «освоения тайги» много масштабнее и разрушительнее, чем в советский период. Сейчас заготовка тех же 34 млн. м3 древесины охватывает в разы большие площади лесов. Ведь от спиленных деревьев забираются только лучшие (нижние фрагменты ствола) «сортименты», а большая половина древесины (оставшаяся часть ствола и вся крона) бросаются на месте. Теперь так поступают не только, «черные» лесорубы, но часто - и легальные арендаторы. Огромное количество деревьев спиливается и целиком бросается на месте, вопреки здравому смыслу. Что уже повлекло масштабные экологические последствия.
Массовые масштабы «лесное воровство» приобрело в 2000-х гг., после фактической ликвидации лесной охраны, санкционированной Лесным кодексом. Безработные сельские жители либо на свой страх и риск, либо в составе организованных групп, незаконно заготавливают лес. Сдают его перекупщикам, вывозящим «кругляк» на многочисленные (около 2,7 тыс.!) пункты «приема и отгрузки древесины», расположенные на железной дороге.
Все это делают, не опасаясь наказания. Например, в 2011 г. в Иркутской области за криминальные рубки к уголовной ответственности «привлечено» 419 человек, в 2012 - 445. При этом за 5 лет было лишь 2 случая реальных сроков заключения.
"Поступления в бюджет от использования одного из основных природных ресурсов региона - леса - незначительны. Предприятиям ЛПК ежегодно возмещают НДС почти на 2 млрд рублей больше, чем ими было перечислено в казну (!). Первое в России место по объемам лесозаготовок, к сожалению, не приносит положительного социально-экономического эффекта».
А какой же эффект оно принесло? Обогащение лесных бизнесменов и их «крышующих» чиновников/правоохранителей.
Источник