Настоящие эмоции

Oct 31, 2009 12:37

Очень часто как воспитательный инструмент родители маленьких детей используют актёрскую игру. Картинно демонстрируют некие эмоции, которые должны, по мнению родителя, проиллюстрировать и показать ребенку негативные последствия его поведения и соответствовать какому-то воспитательному процессу.

Но я очень и очень не советую ИЗОБРАЖАТЬ обиду, боль, гнев, холодность, печаль. Вас ударил собственные ребенок, вы же испытываете по этому поводу какие-то неприятные эмоции или чувства, иначе зачем бы вам хотелось менять это поведение и как-то его воспитывать. Так какие чувства вы испытываете на самом деле? Вот их и покажите. Может это вправду боль - тогда покажите ту боль, которую вы испытываете, а не мультяшно-показную. Может это вправду обида - тогда покажите вашу обиду. А не то, что вы считаете, ребенку будет понятным.

Ребенок не нуждается в переводе ваших настоящих эмоций на какой-то якобы более понятный ему язык жестов и пантомим. В переводе устной речи да, ребенок нуждается, хотя эта нужда в 1,5 года совсем не та, что в 5 лет. Но в переводе языка тела, жестов, считывания состояния окружающих с их мимики, поз, тона и тембра голоса он не нуждается. Он с рождения это делает лучше вас, взрослого социализированного человека привыкшего полагаться на слова. С возрастом (с 5-7 лет), когда сформируется соответствующая часть нервной системы и словесно-логическое мышление начнёт брать управление на себя (и с приобретением социального опыта, который говорит, что слова важнее всего) способность читать невербальные сигналы значительно притупится, и доверять ребенок будет больше не глазам, а ушам. Но пока что его мышление наглядно-образное и наглядно-действенное и ему действительно важнее как говорится, чем что говорится. Ребенок на слова не полагается, он полагается на невербальные сигналы.

Этот педагогический приём - демонстрировать деланные эмоции - каждый родитель придумывает не сам, это традиционно сложившаяся манера воспитания, наряду с шантажом и враньём, которые вовсю используются родителями. Откуда взялась такая традиция? Тут есть две предпосылки.

Одну мы уже обсудили - понимание, что ребенок недостаточно интеллектуально развит, чтобы понимать нас. Испытывая постоянную необходимость переводить наши словесные объяснения в упрощенную, наглядную, утрированную форму, родитель ту же установку переводит и на эмоциональный пласт общения. Хотя эмоции не нуждаются в переводе, такая ошибка вполне естественна.

Вторая предпосылка порождена социальной необходимостью всё время контролировать свои эмоции и современными представлениями о правильном родителе и правильном воспитании. В современном мире мы стремимся воспитывать детей в гуманистических ценностях, не применяя физическое насилие и унижение. Мы стремимся не нагружать детей своими негативными эмоциями и создавать вокруг них атмосферу доверия, любви, надежности. В целом это адекватная современности и вполне верная установка родительского поведения.

И как же она трансформируется в плохонькую актёрскую игру с наигранными страданиями? Да очень просто. Если кто-то кусает тебя - неожиданно и резко причиняет физическую боль - ты гневаешься (это чувство) и организм сам выбирает, помимо сознания одну из стратегий - бежать или бороться, и ты или бьешь-кусаешь в ответ или отталкиваешь обидчика (это поведение). Наши личные и социальные установки говорят нам, что мы ни в коем случае не должны швырять своего ребенка в стену или как-то иначе вымещать на нём свой гнев. То есть не должны допускать определённого поведения. Но во времени и пространстве возникновение чувства и перевод его в действие очень близки к друг другу. Кроме того, поддавшись чувствам, есть риск потерять потом контроль над своим поведением. Да и будучи совершенным, такое действие имеет много очень негативных последствий для всех - таким образом, получается что необходимость запретить это действие очень высока. А следовательно, меры по подавлению поведения зачастую избыточны, чтобы наверняка сработало. И они накрывают собой и само чувство и порожденные им эмоции, подавляют и их тоже.

У многих эта блокировка настолько быстро и чётко работает, что мамы даже не осознают, что вообще испытывали гнев\боль\страх в отношении действий ребенка. Он, оказывается, настолько мимолётен, настолько далеко от сознания проходит, что факт первичной эмоциональной реакции может быть вообще не замечен сознанием или вытеснен из него как неприемлемый, Другие же чувствуют мимолетный гнев. Третьи чувствуют его более явственно или даже полностью отчетливо, но тех, кто готов это вслух признать, не так и много =)

Но вернёмся к актёрской игре. Родитель понимает необходимость как-то научить ребенка, что его действия неприемлемы, показать, что они причиняют боль или душевные страдания другим, чтобы вызвать сочувствие, которое послужит внутренним ограничителем поведению ребенка. Значит нужно ему, ребенку, наглядно-действенно показать, что происходит с его «жертвой». Но вместе с поведением уже была подавлена или запрещена эмоция, родитель уже не испытывает её или не позволяет себе испытывать. По этому он вынужден её изобразить (или какую-то другую, которая по его мнению соответствует ситуации и тому, чему он хочет научить ребенка - например боль вместо гнева, печаль вместо боли, грусть вместо обиды).

Почему это надо делать и почему я так упорно не советую пользоваться показным актерством? Если отбросить аргумент о том что натуральные продукты всегда лучше заменителей и всякие высокие идеалистические рассуждения, то есть и вполне практическая, приземленная причина почему лучше показать настоящее чувство, а не деланное. Чего мы хотим от ребенка, показывая ему, какую реакцию вызывают у других его действия? Мы хотим научить его эмпатии и сочувствию, чтобы они служили ему ориентирами в его поведении. Но ребенок прекрасно видит и чувствует ненатуральность демонстрируемых ему чувств. Научится ли он руководствоваться в своих действиях сочувствием к другим, если видит, что другие ему врут о своих чувствах? Научится ли он вообще понимать, какие чувства испытывают другие люди, если ему демонстрируют плохую актёрскую игру и надуманные эмоции, вместо того, что есть на самом деле? По-моему ответ очевиден.

Тут можно встретить возражения - ведь немало детей «ведутся» на такое поведение родителей и тут же грустнеют, жалеют маму-папу-бабушку, извиняются. Да, многие так делают. Потому что знают, чего от них ждут и включаются в игру, они умеют выдавать определённое поведение в ответ на такие действия. Или понимают, что сделали «что-то не то» и их накажут, чтоб примириться с родителями делают то. Что те от них ожидают. Это просто формула. И родители раз за разом сталкиваются с тем, что она на самом деле не работает - через 5 минут, полчаса, завтра ребенок ничтоже сумняшеся снова делает то же самое.
А другие дети демонстрируют раскаяние и участие, заботу о пострадавшем из-за страха - они пугаются того, что происходит нечто непонятное, непривычное, несоответствующее реальности. Вам никогда не приходилось видеть, как нервничает собака, когда хозяин начинает как-то необычно дурачиться, кривляться, говорить не своим голосом? Ребенок конечно не собака, но непонятки у него в голове возникают точно такие же, и ему страшно, он чувствует себя неуверенно и старается вести себя так, что б успокоить взрослого.

Какой практический вывод можно сделать из описанных выше пространных программных деталей и рассуждений? Чувство и поведение - суть разные вещи, проводите меж ними границу. Ограничивая себя в поведении, осознавайте и позволяйте себе испытывать чувства и эмоции ими порожденные. И показывайте ребенку только то, что чувствуете на самом деле. Можно сделать акценты в словах, можно даже немного утрировать, обнажить - немного утрированная настоящая эмоция совсем не то же самое что деланная не настоящая. Если вы испугались - пугайтесь, если вам обидно - обижайтесь, если больно - пусть будет видно, что больно. Научите ребенка настоящим эмоциям.

Человек, Родительство, Психология

Previous post Next post
Up