Нарушение нормального развития и психотравма

Feb 23, 2009 11:20

Итак вот собственно то, что я хотела сказать о пренатальной психотравме. Вот тут (Нормальное развитие) и тут (Нервная деятельность плода) лежат две, необходимые на мой взгляд, вводные части.

Получилось действительно много букв, но бить ещё и этот пост на две части уже не буду. Так что или осилите или нет =) За здоровье вашей френдленты благодарите Фокси red_fox_79 и Гарри maverick_degree , которые научили меня пользоваться семаждиком =)


Мы уже говорили о норме, о влиянии материнских эмоций, об устройстве нервной системы плода и о том, с каким результатом человек выходит из своего внутриутробного периода при нормальном развитии - результат у него «нулевой» и это прекрасно. А теперь о нарушении нормального развития и его результате для психики. Сразу надо сделать оговорку, что речь пойдёт о ребенке с нормальным генным набором, детей с генетическими нарушениями сейчас рассматривать не будем.

Что может нарушить нормальность развития плода, если не его генетика? Причины только материнские и логично делятся на 2 группы - физиологические и психические. Физиологические это какие-то нарушения материнского здоровья: болезни, какие-то аномалии, патологии, нарушения гормональных ф-ций и т.п. Какие-то из этих недостатков не скажутся на нормальности развития ребенка, а какие-то могут сказаться. Но дальше мы это обсуждать не будем - это не интересно, это и так все знают, в любом журнале, на любом форуме об этом говорят достаточно. А уж врач, ведущий беременность, наверно вам уже все уши прожужжал. Психические причины - вот что интересно.

Раньше я уже говорила (в первом вводном посте), что далеко не все негативные материнские переживания наносят хоть какой либо ущерб плоду. Плод испытывает всё, что испытывает мать, но банально не запоминает этого (об этом шла речь во втором вводном), а следовательно не переносит в опыт, пережитое просто исчезает как и не было.
Негатив сказывается как психотравма только в двух случаях: переживание близкое к аффекту или собственно аффект и длительное переживание одного и того же сильного негативного состояния, не сопровождённое какими-то позитивными состояниями. И в первом и во втором случае механизм травмирования в принципе одинаков. Но говорить мы будем только о втором.

Длительное переживание одного и того же сильного негативного состояния, не сопровождённое какими-то позитивными состояниями. Длинная, занудная фраза. Что означает? Мама сильно переживает по какому-то личному поводу, забывая о позитивных чувствах к ребенку или же вовсе испытывает к нему негатив.

Травмирующие ситуации

Самый распространённый вариант такой травмирующей ребенка ситуации - крайне нежелательная беременность. Мать не испытывает к будущему ребенку любви или даже просто приязни, напротив она склонна отягощать его образ всеми негативными состояниями, какими только возможно, винить во всех своих нынешних и будущих неудачах. Ребенок при этом получает от неё только негатив и деструктив. Не сопровождённый чувствами любви или заботы, как это было бы если мать, например, переживала из-за состояния своего здоровья и угрозы выкидыша при желанной беременности.

Принятие уверенного решения от аборте - самая травмирующая из возможных ситуаций. Многие женщины после принятия такого решения и будучи полностью к нему готовыми, по разным причинам меняют его практически в последний момент, не редко непосредственно перед процедурой. В результате такой беременности и появляются люди с самыми глубокими пренатальными психотравмами.

Другой вероятный вариант нанесения травмы - развод, предательство или измена отца будущего ребенка. Если переживая эту ситуацию женщина переносит свои негативные чувства к мужчине на состояние беременности и\или самого будущего ребенка, на время вытесняя позитивные чувства к нему, то возникает травмирующая плод ситуация.

Механизм травмирования

Все эмоции, переживания и состояния человека имеют уникальный, сложный, многокомпонентный биохимический код. Абсолютно все, ни одно движение вашей души, даже минимальное, не остаётся без отражения в химии вашего тела. И когда плод получает материнскую кровь, но получает практически все коды её текущих эмоций. Они запускают ту или иную последовательность работы его желёз, активности нейронов, мышц, собственных гормонов и плод начинает сам испытывать переживаемое матерью состояние.

Но у плода нет представления об окружающем мире, оно ему не нужно на данном этапе бытия. Представления об окружающем мире нет - следовательно нет окружающего мира. Представления о «Я» тоже нет, оно тоже на этом этапе не нужно. Но вот возникает явление, нарушающее нормальность развития - желание убить своего ребенка, ненависть к нему и/или к беременности крайне не нормальны с биологической точки зрения. Это регистрируется нервной системой плода как «не норма», следовательно делается вывод «опасно». Причём не просто опасно, а ОЧЕНЬ ОПАСНО - чем дальше воздействие отклоняется от нормы тем оно опаснее. Это приводит нервную систему плода в состояние критического возбуждения, все системы мобилизуются, просыпаются функции направленные на самозащиту и самосохранение, раньше положенного времени начинают работать спящие до селе функции организма. Запускается процесс осознания собственного существования, который в норме происходит только спустя несколько недель после рождения. Ненормальность происходящего выталкивает ребенка из состояния небытия в состояние существования, инстинкт самосохранения вынуждает его существовать. И существование это ужасно, оно наполнено гневом, болью, страхом, жаждой разрушения, убийства (- материнскими эмоциями) и в нём нет никакого серьёзного позитива, никакой ошютимой альтернативы. А поскольку ребенок не знает никаких объектов кроме себя, целю этих эмоций становится он сам.

Описанные выше состояния приводят к целому ряду последствий для психики человека.

Последствия травмы

Разрыв непрерывности приводит к дезориентации, нарушена своевременность процессов, нарушается нормальная связь «я-реальность». Ощущение реальности окружающего мира у человека с такой травмой снижено. А следовательно снижена ответственность за происходящее. Причём если ответственность за других человеку можно внушить, объяснить, воспитать (читай: выдрессировать), ответственность за себя самого, права на себя, свою жизнь, свои решения не ощущается.
Такой человек любит спать и в нормальном состоянии, а в состоянии стресса - сонливость его естественная реакция. Просыпаясь утром он за частую дезорентирован не только в пространстве, но и в вопросе «кто я?» Он предпочитает быть ведомым, легко меняет своё мнение об объектах и о себе под влиянием других, доверчив ко лжи, им легко манипулировать.

Негативность первого в жизни опыта приводит к чёткой установке «не быть лучше чем быть, быть - опасно». Человек с такой установкой стремиться к состоянию «не быть», пологая его самым безопасным для себя. Причём внешние проявления этого императива могут на первый взгляд походить на свою противоположность - на действия и решения, а не на уход от них и бездействие. Но только на первый взгляд. Вот пример - мы встречаемся уже давно, все знают нас как прекрасную пару, мы живём вместе, он делает мне предложение - я соглашаюсь, мы женимся. Это принятие решения или его отсутствие? Зависит от обстоятельств, скажете вы и будете правы. Есть ряд сопутствующих симптомов, которые подскажут внимательному наблюдателю, что невеста не приняла решения, а напротив увильнула от него просто плывя по течению... или же, что это счастливая девушка, которая знает чего хочет. Значение имеет не фактический результат, а только то, почему и каким образом человек действует. Именно от этого, а не от неких внешних обстоятельств зависит качество жизни.
Человека с установкой «не быть» от части спасает то, что эта установка противоречит биологии и инстинктам, которые, несмотря ни на какую психотравму, всё же первичны для любого живого существа - «быть и только быть, самовыживание - главная твоя задача». От части спасает. Но с другой стороны порождает непримиримую борьбу двух противоположных стремлений.

«Если меня не будут любить - я умру» - этот императив один из самых явных и тяжелых симптомов обсуждаемой нами травмы. Эта подсознательная установка в пренатальный период имела прямое значение - плод испытывал сонм деструктивных чувств, не испытывая любви и это чётко вело к его гибели. Не потому что он знал, как его хотят разломать на части и выскоблить кюреткой, мы с вами понимаем - знать это для него не возможно. Нет, но он чувствовал угрозу гибели, опираясь на свои примитивные инстинкты. Мы уже говорили в прошлых постах - плод не знает полутонов и оттенков, только да или нет. Зарегистрировано как серьезнейшая «не норма» - значит ведет к гибели. Без вариантов. Но как только появлялась какая-то позитивная эмоция, не нормальность ситуации ослабевала, автоматически отодвигая угрозу смерти чуть дальше. Чем больше любви - тем дальше смерть. Для взрослого это может быть красивой метафорой, девизом или свадебным тостом, а для не рождённого ребенка в утробе мамы, идущей на аборт - это буквальность.
Вот так у взрослого в подсознании укореняется данный императив. Он прочно сцепляется с инстинктом самосохранения. Становясь первым и главным оружием в борьбе за выживание. И в то же время этот императив диктует тяжелейшее рабство, рабство перед всеми - всем всё должен, никого нельзя терять, нельзя разорвать никакие отношения, даже самые тягостные, нельзя никому отказывать. Обидеть другого ужасно, настолько ужасно, что легче страдать самому из-за серьезных неудобств, лишений, но не доставить другому даже малого неудобства. А разорвать близкие отношения или чем-то обидеть друга - акт почти равный самоубийству, это безумно страшно и больно.
Причём внешне такой человек может выглядеть вполне успешно и даже завидно - он обычно семейный, поддерживает связи с родителями и другими родственниками, окружен друзьями и большим количеством приятелей, частенько душа компании, располагает к себе, имеет много романтических поклонников. Зачастую работает в социальной или педагогической среде или
имеет какое-то социально активное хобби. Но он не достигает успехов в карьере, держась позади - для успехов нужно конкурировать, неизбежно обидеть кого-то обойдя при повышении, в сделке, на переговорах, а это больно и страшно, это угрожает жизни.

Ну и пожалуй последний крупный шрам на психике от подобной травмы - стремление к самоуничтожению: аутоагрессия или ненависть к себе. Порождено это стремление тем, что плод испытывал мощный деструктив и, не зная никаких объектов кроме себя, был вынужден направлять его на себя самого. Эта эмоциональная схема запечатлевается как привычная и сохраняется на всю жизнь.
В повседневной жизни это может выражаться в выборе заведомо вредных решений и отказе под благовидным предлогом от решений приятных и полезных. Такой человек учится в скучном вузе, работает на нелюбимой работе, выбирает опасных партнёров.

Однако, что б удержать читателей от порыва всех диагностировать и делать кучу выводов, необходимо заметить - если человек любит поспать и работает учителем в школе, это не значит что его мамочка хотела его убить или ненавидела почку. И сонливость, и жажда любви, и аутоагрессия могут быть вызваны совершенно иными причинами. Всё дело не в том, что человек засыпает от стресса, а в том, почему он засыпает. Важен не факт, а причина.

Да, вот так всё сложно - масса противоречивых установок, находящихся в сложных взаимовлияниях. Все эти эффекты травмы могут сказываться различным образом, в разных сочетаниях и в разной степени. Это зависит и от конкретных обстоятельств внутриутробного травмирования. А так же от того как складывалась жизнь после рождения, в раннем детстве. Есть меры, методы и способы уменьшить и сгладить последствия травмы. Если мать изменила своё отношение к ребенку, стала испытывать к нему любовь, заботу и беспокойство она естественным образом уменьшает разрушительные последствия.

Но, тем не менее, пренатальная психотравма, на мой взгляд, самое дурное, что может случиться с психическим здоровьем нормального человека. Подобная травма, пожалуй, одно из не многих явлений, в исправлении которого никак не возможно обойтись без специалиста. Практически все остальные психические проблемы так или иначе, может с трудом, может при удачном стечении обстоятельств, можно решить самостоятельно. Но не эту проблему.

Чуть позже я планирую рассказать о других аспектах формирования психики во внутриутробном периоде, если конечно это будет вам интересно.

Беременность, Человек, Родительство, Психология

Previous post Next post
Up