100 лет назад в Тифлисе

Dec 03, 2013 22:02

Оригинал взят у tamricosha в 100 лет назад в Тифлисе
А. Бахутов
"Путеводитель по городу Тифлису с историко-этнографическим очерком и планом города"
Тифлис. типография "Шрома". Мухранская ул. №12.
1913 г.

Летом 1912 г. я состоял в Тифлисе руководителем экскурсий учителей и учительниц народных школ. Эти группы присылались на Кавказ московским комитетом Общества туристов, по назначению которого руководил по осмотру города и его достопримечательностей.
Подобная роль дала мне возможность собрать всевозможные сведения как по литературе, касающейся столицы Грузии, так и по рассказам старожилов.
При руководстве группами я старался знакомить их, путем лекций и бесед, со всеми особенностями Тифлиса из прошлой и настоящей жизни. Благодаря этому, туристам легко было ориентироваться в городе.
Но помимо них, приезжают на Кавказ масса других экскурсантов. В летние месяцы Тифлис становится одним из остановочных пунктов для путешественников при экскурсирование по Кавказу. В обычное время в Тифлисе они стараются так или иначе познакомится с внешней стороной города и с его достойными осмотра достопримечательностями, но часто это делается ими, как мне приходилось слышать и наблюдать, без всякого опеределенного плана.
Нередко экскурсанты проходят мимо особенностей тифлисской жизни, не обращая решительно никакого внимания на них. Желая помочь им разобраться во всем том, что им приходится видеть летом в Тифлисе, я решил составить и издать свой "путеводитель по Тифлису",
Он составлен на основании множества вопросов, которые мне задавались прошлым летом экскурсантами Общества туристов. Обращено внимание всех туристов на то, что считается по моему мнению важны для получения ясного предстваления о Тифлисе и его жизни."



Русудан Хантадзе-Андроникашвили

Грузины живут в Тифлисе по всем районам. Семейная жизнь их протекает довольно весело, но бывают часто трения, когда сталкиваются свекровь с невесткой.
Обстановка грузин в персидском вкусе: ковры и цилиндрические подушки (мутаки) являются необхордимыми в каждой семье. Как для сидения так и для сна служат им широкие диваны (тахты) сколоченные из досок; их покрывают паласом, кечой или ковром.
Днем на них лежат мутаки, которые ночью во время сна подкладывают под европейскую подушку.
Спят на тахтах. Днем с них убирают постель и складывают в ниши, устроенные специально для этого.
Зимой в комнатах, где нет бухари (камин), ставят  железную печь и топят дровами, привезенными на продажу в Тифлис на арбах, запряженных парой буйволов или волов.
В длинные зимние вечера семья усаживается вокруг печки и коротает время за разговорами о происшествиях дня или играет в карты; в дурачка, в кончину. Когда бывают гости, то вынимают лото и усаживаются за игру.
Игра в лото довольно распространенная, в некоторых районах. Соседние семьи по очереди устраивают лото и женщины засиживаются до полуночи.
Замечается увлечение этой игрой и среди мужчин, но не в такой сильной степени, как среди женщин.
Летом вся семья высыпается на балкон, если он имеется; здесь она пьет чай, обедает, ужинает и даже спит.
В старой части города по вечерам женщины выходят на улиц, располагаются на порогах ворот и толкуют о том, о сем.
Темой разговора служит услышанная той или другой женщиной за день и раздуваемая до невозможных размеров. Сплетничание являтся специальной задачей некоторых женщин. Маленькое происшествие превращается в устах их в сенсационное событие, между прочим разбирают по ниточками поведение некоторых девиц.
Часто разговоры кончаются воспоминаниями былой старины, весь свет перевернулся и испортился по их мнению.
Имеют также обыкновение рассказывать сказки друг другу. Так проходят вечера и поздней ночью расходятся по квартирам, пожелав друг другу спокойной ночи.
Женщина является полной хозяйкой дома: она убирает комнаты, готовит обед, стирает белье, няньчит детей, если они имеются - одним словом исполняет все то, что входит в круг деятельности хозяйки.
Провизию приносит мужчина, эта обязанность лежит на нем.
Почти также обстоит жизнь и в армянских семьях. Целыя семейства, как грузинския, так и армянския, в летние вечера выезжают по праздникам в окрестностные монастыри и церкви, чтобы там пемолится и повеселится.
Часто посещаемыми местами являются Ортачальское, Верийское, Авчальское и Крцанисския сады, церкви Шави-Набади, св. Варвары и Цинанаури.
Веселье в садах переходит в попойку и сопровождается оглушительным и душураздирающим звуком зурны.



Джованни Вепхвадзе

При посещении церквей часто режут баранов, часть которого уделяется священнику.
Этот жертвенный баран служит выражением благодарности святому за благополучный исход дела или выздоровление больного члена семьи.
Подобный вид жертвы является самым распространенным среди туземцев. Если режут барана дома, то имеют обыкновение раздавать среди знакомых варенные куски мяса, завернутые в лаваши (тонкие лепешки).
Часто варят баранину с рисом, получается "шила плави" (туземное кушание).
Суп с бараниной называется "бозбаши"; из баранины жарят шашлыки.



Оскар Шмерлинг

К употреблению туземцами кушаньям, приготовленным в обыкновенные дни, готовятся плов (варят на масле рис), чихиртма -мучной суп ил куурицы, вышеуказанный бозбаши и шашлык.
В постные дни часто варят лобио (фасоль), во рвемя великого поста употребляют джогдоли, маслину, капусту, приготовленную в уксусе и в соленной воде.
В великой пост специально пригнотовляется кушание "махохи" - разваренные в воде отруби, оно приправляется честноком. Последний пользуются и в других блюдах.
Утренним кушанием в харчевнях является "хаши" - бульон с потрохами, приправленный честноком. Хаши едят пальцами, как и многие другие кушанья: по мнению туземцев, есть пальцами вкуснее, чем ложкой.
Помимо чеснока в большом употреблении лук и зелень.
Все это запивается кахетинским вином.
Некоторые кушанья в Тифлисе приурочены к определенным праздникам.
Последние вызваны целым рядом обычаев, связанных тесно с ними.
Укажем из них более распространенные.



Кэти Шаламберидзе

За два дня до наступления Нового года в грузинских и армянских семьях генеральная уборка и вытряхивание ковров.
Желая встретить гостей в день Нового года радушно, хозяйка дома хлопочет над приготовлениями сладостей. Она заранее закупает миндаль и грецкий орех, режет на мелкие кусочки и сушит.
Накануне Нового года варят мед, затем опускает миндаль или грецкий орех в него и мешает, получается так называемый "гозинаки", после раскладывает по тарелкам и в нарезанном виде подает гостям.
Угощая гостей, она желает им состарится так же сладко, как сладки гозинаки и варенья.
Грузины и армяне придают большое значение первому пришедшему с поздравлениями. Его нога счастлива или несчастлива для семьи в зависимости от того, как пройдет весь год.
В случае, если год будет невеселым для семьи, то они будут проклинать его приход.
Не так давно наступление Нового года всречалось ружейными выстрелами, а день Нового года оглашается звуками зурны и органа.
У грузин пеклись хлебы разной формы, особенный хлеб с человеческой фигурой, предназначался св. Василию Великому, в память которого собственно и пекли его, он называется "басила" или "бАцила".
Каждый хлеб имеет свое значение, но все они служили хлебом счастья.
Старший в доме рано утром в день Нового года выходил на двор, забирал полено и вносил в комнату на счастье семьи. Затем будил всех и угощал их с подноса лакомствами.
Еще накануне хозяйка заполняла поднос вареньем, "гозинаки", канфектами и обставляла кругом свечи.
При угощении старший в доме выражал пожелание, чтобы весь год был ообильным благами жизни, как обилен поднос.
В некоторых грузинских семьях придерживаются еще этого обычая.
В день Нового года не принято женщинам выходить из дома; они должны сидеть дома и принимать гостей.

Продолжение следует..)))
Previous post Next post
Up