Книга на выходные: Стефан Каста. Лето Мари-Лу

Mar 15, 2013 15:17


Что мы знаем друг о друге? Что хотим узнать? Можно ли сохранить часть себя только для себя самого? Ту часть, которую стыдно показывать другим, свою изнанку. Или нужно вывернуть душу и показать себя таким, какой есть? Вытащить на свет всю ту грязь, которая лежит на самом дне?
Или все дело в нашей непохожести? Ведь мы, люди, все разные. Мы даже по-разному открыты и по-разному закрыты для других. Я сам не всегда одинаковый. Все зависит от того, с кем я и в каком настроении.
Стефан Каста. Лето Мари-Лу
Добрый день, сообщники!

Сегодня пятница, а значит, пришло время порекомендовать вам книгу на выходные. Или отрекомендовать. На этот раз разбор полетов устроим роману шведского писателя Стефана Каста(-ы?) "Лето Мари-Лу". На одном из рекомендательных сервисов прочитала отзыв, в котором фигурировало слово "размазанный". Святая правда!



Автор: Стефан Каста
Название: "Лето Мари-Лу"
Год издания: 1997/2012
Издательство: Bokförlaget Opal/"КомпасГид" (серия "Поколение www.")
Перевод со шведского: Марина Конобеева
Приходит к нам в библиотеку девочка лет четырнадцати и просит дать какую-нибудь книгу, "где подробнейшим образом описаны действия главного героя". Я-то теперь знаю ответ на этот вопрос, а что бы вы порекомендовали?

Скандинавские писатели вообще, как мне кажется, обладают неким даром описывать детали действий и мысли своих персонажей. Вспомните хотя бы Эрленда Лу и его "Наивно. Супер": ведь, читая роман, ты словно срастаешься с персонажем, ты встаешь с ним рано утром и вспоминаешь, каким именно образом он чистил зубы или что-то там еще делал поутру, как любил завтракать, как реагировал на действия и слова окружающих. "Характер стойкий, нордический" - они все с виду кажутся простыми и гениальными, как табуретка из Икеи. Наверное, это такой скандинавский менталитет. Если русские писатели склонны истязать своих героев (пишу эти слова и вспоминаю почему-то Родиона Романовича да князюшку-идиота), доводить их чуть ли не до исступления, заставляя заниматься каким-то необъяснимым, мазохистским самокопанием, выворачивая наизнанку и персонажа, и себя, и читателя огромными синтаксическими конструкциями, то у скандинавов такого и в помине нет. Тексты,  с одной стороны, легки для понимания, а с другой...

[Spoiler (click to open)]
С адским грохотом мотор заводится и извергает облако сажи. Я сбавляю газ до предела и на минутку оставляю машину работать на холостом ходу. Устраиваюсь в коляске поудобнее, наклоняюсь вперед, увеличиваю газ до максимума, ставлю регулятор тяги на "вкл." и еду по траве.

Газонокосилка послушно движется вперед. Она скашивает всю траву, какая только попадется на пути. Я сижу как на иголках, но убедившись, что она и правда работает, опускаюсь на сиденье...


Такую манеру письма, мне кажется, вынести могут только очень терпеливые люди. Зато, может быть, подобные книги понравятся подросткам. Помню, когда мне было четырнадцать, мама раскусила меня: "Зачем ты по сто раз перечитываешь одни и те же книги, ведь сюжет знаешь наизусть?" Она тогда догадалась, что я хочу вычитать какие-то подробности из повседневной жизни героев-ровесников, вроде того, какое у них любимое блюдо или какими маршрутами любят гулять, или какие книги читают... Когда тебе 14-15 лет, кровь из носу надо узнать, как на самом деле живут другие твои сверстники, что у них в привычках, и как они ведут себя в той или иной бытовой ситуации.  Друг - это хорошо, но ты с другом не живешь и не знаешь, чем он/она там занимается, пока тебя с ним нет. Да и потом, наблюдать исподтишка как-то правдивее. А как такое можно устроить? Только книги и фильмы. Вот и перечитываешь...

Подобная ситуация описана и в романе Стефана Касты (давайте я все-таки буду его склонять). Дано: дом в деревенской глуши, пятнадцатилетние парень и девочка, живущие в нем, совершенно одни. Пикантная деталь: девушка (та самая Мари-Лу) - инвалид и прикована к коляске. И есть у нее тайна, да и мальчик какой-то непростой. И вот они узнают друг друга, немного путешествуют, учатся друг у друга (она - ходить, он - плавать).

И вроде бы все просто, и почти нет никакого сюжета (что, кстати, весьма жизненно), и предложения короткие, и текст читается быстро. Но именно сейчас возникло ощущение, что весь этот роман - огромная метафора, полная метафор поменьше, как будто целая книга являет собой художественный прием. Например, почему он учится плавать, а она - ходить? Почему он рисует, а она что-то постоянно записывает? Почему они читают дневники друг друга? Почему в его дневнике гораздо больше внимания уделяется погоде, а для событий дня - всего пара предложений? Почему они выпускают куриц, которые раньше были заперты? Может быть, если поразмыслить, найдется ответ. Может быть, куриц было две, и ребят тоже двое, и, выпустив на свободу куриц, они как будто отпустили самих себя? Причем у наших "отшельников" мало что получается поодиночке, а вдвоем они преодолевают все препятствия - и ведь это тоже нигде не сказано прямым текстом. А прямо даются только описания природы, диалоги и действия. И какая махина смысла скрывается за этими простыми предложениями!

Вот так легко автор касается этих комплексных аспектов в миропонимании и мироосмыслении подростка, так просто он рассказывает о преодолении собственных страхов, поиске смысла жизни и призвания, об одиночестве и дружбе, в конце концов, о любви. Ведь это очень важный возраст, именно теперь формируются понятия о том, как быть дальше, именно сейчас, в тринадцать-четырнадцать-пятнадцать-шестнадцать лет необходимо научиться отличать черное от белого, понемногу начинать отделять зерна от плевел,  - в общем, осознать все то, что пригодится во "взрослой" жизни, которая вообще-то не за горами:

Когда исполняется пятнадцать, чувствуешь себя по-особенному. По-взрослому. Начинаешь новую жизнь. Приходится брать на себя ответственность и, если все катится к чертям, винить только себя. Хотя ты уже давно это делаешь.

...Я пишу и понимаю, что "очень многа букав" и пора бы остановиться. Многие мысли, поверьте, оставлю при себе. В любом случае, кто-то прав: на первый взгляд книга кажется "размазанной", но это лишь верхушка айсберга. Для тех, кто любит подумать, для тех, кто любит разминать мозги поиском смысла там, где, казалось бы, его нет - именно для них написан этот роман. Читайте с удовольствием!

Другие книги автора, которые можно почитать в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества:




Приятных выходных!

подростки, читать или не читать, КомпасГид, книги

Previous post Next post
Up