Провел ревизию мною скаченных карт и отметил разновидности написания в них населенного пункта Билиховичи. Получилось свыше 15 разновидностей.
Если название города по начертанию были очень близко похожи, хотя карты несколько отличались (годом издания, расцветкой, пометками), я не дублировал, так как считаю, что просто это перепечатка друг с друга с небольшим дополнением автора.
Большинство карт, а точнее дат их издания было взято с интерактивного ресурса
http://vkraina.com 1.
Б..логовище
1696
Билеговице
1705
(1667)
3.
Бїлгиовцей?
1736
4.
Bilehowisce y.H.
1648
1662
1680
1681
1687
5.
Bilehawiscey H.
1715
6.
Bilihowiscie
1663
1675
1690
7.
Bilichowiscio
1695
8.
Bilchowisie Yet H
1665
(1704?)
1665
9.
Bilhowisie Ruinee
1674
10.
Bellihowiza
1740
11.
Bilehowiza
1742
12.
Pilihowises
1747
13.
Bilkouviszi
1745
14.
Bilschowscei
1745
15.
Bilshowisce y H
1720
1730
15а
Bilshowiscey
1745
16
Bellihowitac
1750
17
Bilehowitza
1745
18
Bilcowsi
1692
19
Bilihowiza
1730
20
Bilchouiceie
1684
21
Bilcousie
1682
Получилось много разновидностей, скорее всего за его малой известности населенного пункта. Самая старая карта, как оказалось, 1648 - год карта Боплана, самая последняя 1750 года.
В 1977 году в береговом обрыве, на котором расположен парк Славы (за вечным огнем) житель г. Херсона Паюк Н.Г. нашел несколько монет, оказавшиеся впоследстии польскими солидами, мотет короля Сигизмунда ІІІ Ваза(1587-1632), и передал три из них в дар Херсонскому краеведческому музею. Было еще несколько монет , которые утеряли. Можно предположить, что это был небольшой клад, вымытый дождем из береговой линии. [Пиворович В.Б. Монеты и клады юга Украины. - Херсон:2009. - 182с.] Можно только предполагать случайно ли в том месте оказались монеты?
Еще, что бросается в глаза это неоднозначность в определении существования города: на одних картах он обозначен как руины, на других как город.
И еще одна карта. 1794 год. Изготовитель А. Мусин-Пушкин. Материал: Гравюра на меди, бумага верже с филигранью. [
http://raremaps.com.ua/wp-content/uploads/2014/08/c-002.jpg]. Карта вроде как историческая, т.е. изображает какие-то более древние события.
Возле Ингульца, на его правой стороне и на левой стороне Днепра находится город Бела Вежа.
Белая Вежа упоминается в древне русских летописях, как один из крайних пунктов, до которого разрешается беспрепятственно посещать русичами.
"Сгласно договору князя Игоря с греками, русским запрещалось зимовать «в устье Днепра, Белобережье, у острова Святого Эферия».
Можно предположить, что это белая гора известняка, известная как Большой Понятовский Каньон, фотографию из интернета привожу.
Уточняю, что все правобережье в устье Днепра в древне русских летописях называлось Белобережьем!!
Белобережье, опять корень от белого камня. Здесь также и Белое озеро. Название оно, скорее всего, получило по другим причинам, но слово Белое тоже присутствует в названии.
Теперь если попробовать прочитать название БИЛИХОВИЧИ по украински.
BILSHOWISCEY - БІЛI СХОВИЩА. (Белые укрытия)
СХО́ВИЩЕ (вирите в землі, прикрите й спеціально обладнане місце, де можна захиститися від бомб, снарядів, куль і т. ін.), УКРИТТЯ́, ЩІ́ЛИ́НА (вирита в землі з цією метою заглибина невеликих розмірів).
Это в полне согласуется с особенностью местности.
Если допустить, что картограф не точно указал место Бела Вежа, то это название как никак лучше соответствует месту, на котором стоит город Херсон - на крутом, гористом правом берегу Днепра. К тому весь состоит из известняка - т.е. белый. На неточности в карте прямо указывает нахождение острова Алсиус или святого Элферия перед лиманом.
«От этого острова росы не боятся пачинакита,пока не окажутся в реке Селина[Сулина]. Затем, продвигаясь таким образом от [этого острова] до четырех дней, они плывут, пока не достигают залива реки, являющегося устьем, в котором лежит остров Св. Эферий. Когда они достигают этого острова, то дают там себе отдых до двух-трех дней. И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостает: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]. Так как устье этой реки является, как сказано, заливом и простирается вплоть до моря, а в море лежит остров Св.Эферий...»
http://marxxm.livejournal.com/2551.htmlКак я понял от устья Днепра по лиману надо плыть еще три дня.
Современная история тоже придерживается мнения, что остров Св.Эферия или Ельферья точно не лежит при входе в Днепр.
http://www.bibliotekar.ru/Na-sushe/27.htm А вдруг Мусин-Пушкин Алексей Иванович: археограф, историк, собиратель рукописей и русских древностей прав? И херсонесский епископ Эферий похоронен таки в Олешшя, а в низовье Днепра появился еще один древнерусский город!!??
А так как картограф изобразил это в виде населенного пункта можно предположить, что там или рядом могли жить люди.
Похожие поселения в Молдавии.(середина 19 века)
Horodiszcze, mit einer Siedlung griechischer Basiliusmönche am Ufer des Dniestr in Moldawien
Всматриваясь в эти картины невольно на ум приходят Херсонские катакомбы - Столько легенд про них, столько мнений, а на самом деле это просто могут быть подземные жилища жителей Белых Сховищей, и ведут ходы, как по легенде, не на противоположную стору Днепра, а к берегу, к воде. Все гораздо проще.