Заброшенный Бердичев

Oct 01, 2015 05:45

Нет, это не очередной пост из серии Urban Exploration, как может показаться из заглавия. Сегодня речь пойдет не о заброшках Бердичева. Пост будет посвящен центральным городским улицам города, можно сказать лицу Бердичева, каким я увидел его месяц назад во время своего очередного визита в родные края. В последний раз летом я был в Бердичеве в 2012 году, после чего приезжал каждый год лишь во время зимних праздников. В холода не особо хотелось гулять и фотографировать город, да и зимой 95% украинских городов выглядят весьма непривлекательно, поэтому я все ждал, когда же появится возможность посетить родной город летом и запечатлить его актуальное состояние во всей красе. И вот эта возможность настала.

Скажу сразу, что увиденное меня сильно огорчило. Город выглядит заброшенным и никому не нужным: городская инфраструктура не видела ремонта с советских времен и постепенно разваливается, то же самое с жилым фондом и историческим наследием - в крепости рухнула стена, потому что в течении десятилетий, никто не чистил ее от растительности и деревьев. Теперь уже почистили, после того, как там все рухнуло, но часть оригинальной стены навсегда утрачена. В общем все плохо.

Но помимо этого было нечто, что меня просто шокировало - я даже не знаю, как это назвать. То, как городская власть в Бердичеве создала велосипедную инфраструктуру - это даже не совок, это какой-то дремучий каменный век. Иначе, как уничтожением города, такие методы формирования велосипедного Бердичева не назовешь, а происходит это все не где-то на окраине, а на центральной городской улице, с недавних пор переименованной в Европейскую.





01. Начинаем прогулку по Бердичеву с улицы, на которой живет моя бабуля. У нее я всегда останавливаюсь во время моих приездов в родной город. Это недалеко от центра, улица Красина соединяет район частного сектора Загребелье с центром города. Отсюда до центра 15 минут неспешной хотьбы. По меркам Бердичева это очень хорошая улица, тут неплохая дорога и улица ночью освещается.



Пару слов о дороге. Более сотни лет назад дорогу тут вымостили булыжником. Не самый удобный вид покрытия - не разгонишься, трясет, но зато покрытие практически вечное, не требующее ремонта. В середине 2000-х во время выборов в городской совет, местный житель, баллотирующийся в депутаты, чтобы купить голоса жителей улицы, решил ее "улучшить". Булыжниковое покрытие было залито 30-см слоем смеси смолы с щебнем, с виду напоминающей асфальт. Покрытие было рассчитано на кратковременный эффект и потому было крайне дешевым. После выборов, все это начало разрушаться, образовались огромные дыры, глубиной до 30 см, улица выглядела, как после крупного метеоритного дождя, сюда даже таксисты отказывались ехать. В течении последующих лет, улицу латали, как могли, кто засыпал дыры щебнем, кто еще чем, перед очередными выборами даже ставили асфальтовые заплатки. В итоге за годы все это приобрело более-менее ровный вид и стало пригодно для движения автомобилей.

02. Когда депутат "улучшал" улицу, ее уровень поднялся и сравнялся с тротуаром, который вы видите справа на снимке. Теперь они находятся на одном уровне и разделены расположенным между ними бордюром, который также сравнялся с ними по высоте.



03. Некоторые участки дороги выглядят довольно неплохо, а вот с пешеходной инфраструктурой на улице Красина беда. Отсутствие каких-либо следов деятельности коммунальных служб со времен распада Советского Союза привели к тому, что пешеходная дорожка заросла растительностью и стала не пригодной для использования. В итоге, все жители района передвигаются по проезжей части, а пешеходная дорожка выглядит так, как будто находится она не в Бердичеве, а в Припяти.



04. Еще в те времена, когда я жил в Бердичеве, в городе был автобусный парк, состоящий из Икарусов и любимых всеми ЛиАЗов. Парк этот, начиная с 90-х годов, постепенно ветшал, уменьшался, вытеснялся маршрутками и к настоящему времени, полностью исчез. Еще несколько лет назад, я видел на улицах редкие подлатанные ЛиАЗики на второстепенных маршрутах, но за последние годы они окончательно стали историей. Теперь общественный транспорт Бердичева представлен различной степени убогости маршрутками, начиная от стремных украинских бусов на базе ГАЗелей и заканчивая такими вот не менее стремными "шаолинями", которые после года эксплуатации разваливаются на глазах. Отсутствие в городе с 90 000-м населением нормального общественного транспорта - это позор городским властям. Но, чем дальше я шел по Бердичеву, тем больше я понимал, что общественный транспорт, пожалуй, наименьшая проблема в этом городе.



05. И снова прекрасный образец бердичевской пешеходной инфраструктуры в километре от центра города. То, что вы видите на снимке, есть не что иное, как пешеходная дорожка. "Природа постепенно отвоевывает брошенное человеком" - пишу я часто в своих рассказах про заброшки Восточной Германии. Этот тротуар выглядит хуже, чем тротуар во многих брошенных военных городках на территории бывшей ГДР. Чтобы жить поближе к природе, совсем не нужно уезжать в джунгли Амазонии или на Аляску, достаточно переехать жить в Бердичев, который скоро превратится в непролазную чащу.



06. Улица Красина спускается к реке и упирается в пешеходный мост, подходы к которому живописно заросли бурьяном и репейниками.



07. Мост этот и в советское время не был образцом красоты и стиля. С тех времен тут ничего не поменялось, только мост обветшал и начал понемногу разваливаться.



08. В прошлом году в нем было несколько дыр, в которые, если зазеваться, могла свободно уйти нога или велосипедное колесо. В этом году мост подремонтировали и дыры залатали. Хоть покрытие на мосту асфальтовое, латки для надежности поставили цементные.



09. Рядом с рекой расположен завод по производству токарных станков. Жизнь там еле теплится и большая часть заводской территории простаивает. Между заводским забором и рекой проходит пешеходная дорожка, которая, как видно на снимке, тоже заросла пышной растительностью. Трудно поверить, что этот кадр снят не где-то в Припяти или в бранденбургских лесах, а в живом городе.



10. Если добавить зума, можно даже рассмотреть гуляющих вдоль "набережной" людей.



11. Места тут красивые. Посмотрите, какой вид открывается со стороны пешеходной дорожки, что проходит под заводским забором.



12. Красота!



13. А так выглядит это место вечером. Если бы городом управляли не " крепкие хозяйственники", а профессионалы, любящие свой город и желающие его улучшить, тут бы давно лежала плиточка, стояли бы лавочки, фонари и это место было бы прекрасным городским пространством, в котором было бы приятно проводить время.



14. Но пока городом управляют "крепкие хозяйственники", вместо набережной тут джунгли, убитая за десятилетия отсутствия ухода пешеходная инфраструктура и горки мусора.



15. Идем дальше. В то время, как архитектурный облик города уродуется убогими пластиковыми сараями, красивые дома старого Бердичева стоят заброшенными. От этого места до центра города 500 метров. Что мешает городским властям отреставрировать здание и придумать концепцию его дальнейшего применения? - все вопросы отпадут, когда я покажу вам, как городская власть создала велосипедную инфраструктуру. Забота об историческом облике города покажется совершенно нелепым вопросом в этих джунглях. И да, на снимке тоже пешеходная часть улицы. Я даже пробовал какое-то время ей пользоваться, затем, насобирав репейников на одежду, решил все же идти по дороге.



16. Так как тротуаром никто не пользуется, некоторые домовладельцы, высыпают строительный материал прямо на тротуар перед домом. Вот, например, бердичевлянин, живущий за зеленым заборчиком, высыпал кучу песка себе просто под воротами, перегородив тротуар. Не ну а чо, места много на улице, а по тротуару все равно никто не ходит, что ж пространству пропадать?



17. Перемещаюсь на проезжую часть улицы. Благо, что улица тупиковая и заканчивается пешеходным мостом, так что автомобильное движение тут вялое. Все идут по дороге, которая, впрочем, такая же убитая, как и тротуар. До центра города триста метров.



18. Вот еще один хозяйственный бердичивлянин затеял ремонт в доме. Привез машину песка и машину щебня. Все это дело, чтоб далеко не ходить, высыпал себе прямо под двери, перекрыв пешеходную дорожку. Ну а шо, все равно по ней никто не ходит!



19. Давайте глянем, как выглядит центр города, может там дела получше? На фото пересечение двух главных улиц города Европейской и Житомирской (до недавнего времени Ленина и Карла-Либкнехта). Стремная постапокалиптическая конструкция стоит тут уже не первый год и, видимо, будет стоять, пока однажды не рухнет.



20. А вот сердце Бердичева - можно сказать его старый город. Красиво?



21. На этом месте еще недавно стоял трехэтажный дом из той старой эпохи с архитектурными излишествами и духом еврейского местечка. За десятилетия без капремонта дом обветшал и был признан аварийным. Что делают городские власти в нормальном городе? - Реставрируют и без того немногочисленное архитектурное наследие города, к тому же расположенное в самом центре. Что делают городские власти Бердичева? - Сносят все к хуям. Теперь тут пустырь со страшной клумбой, которая должна демонстрировать заботу властей о благоустройстве города. Чтобы клумба не превратилась в парковку, ее даже оградили столбиками с цепями.



22. Пешеходная инфраструктура рядом с клумбой на месте уничтоженного исторического здания тоже звезд с неба не хватает.



23. В Бердичеве даже если и случается что-то хорошее, оно почему-то обязательно содержит ложку дегтя. Наглядный пример - отреставрировали фасад швейной фабрики. Сделали хорошо, здание выглядит лучше, чем когда-либо в своей истории.



24. И тут же, чтобы бердичивляне не начали привыкать к хорошему, фасад отреставрированного здания скрыли за плотным рядом рекламных бордов, в дополнение к которым заклеили рекламой даже старый советский забор. Такими темпами Бердичев скоро опустится и до рекламных скамеек.



25. Дворик в центре города, облагороженный патриотичными шинными клумбами.



26. Хочется верить, что это частная инициатива, а не работа городских служб. Спасибо, что хоть лебедей и прочих чудовищ из шин не нарезали.



27. В этом году в бердичевской крепости рухнула часть крепостной стены. Рухнула по причине отсутствия ухода за ней на протяжении последних десятилетий.



28. На свое историческое наследие бердичивлянам плевать давно и глубоко. Часть крепости отдали полякам и те сделали там прекрасную реставрацию европейского уровня и качества. К сожалению, полякам отдали не всю крепость, а лишь расположенный внутри костел. Стена же была украинской и, соответственно, никто за ней не ухаживал в течении десятилетий. Деревья и кустарники проросли сквозь стену и начали ее разрушать, пока она однажды не рухнула.



29. Теперь уцелевшую часть стены почистили от растений, но почему нельзя было сделать это раньше?



30. Но вернемся в центр. Так выглядит 90% городской застройки большинства украинских городов и Бердичев тут не стоит особняком. Такие снимки действительно можно сделать в любом украинском городе. Хаотичное застекление балконов, такое же хаотичное расположение магазинчиков на первых этажах, обилие рекламного мусора и полнейшее отсутствие единства в этой пестрой картине, сотканной из лоскутов суровой постсоветской реальности. Для полноты картины не хватает лишь бородавок кондиционеров на фасаде, но в Бердичеве люди слишком небогатые, чтобы массово ставить себе в квартиры кондиционеры.



31. Неважно, будь то хрущевка либо исторический дом - картина одинаково грустная. Вот тут владелец магазинчика на первом этаже исторического здания на главной улице города решил чуток адаптировать конструкцию дома под свои нужды и замуровал оба подъезда желто-розовой плиткой. Интересно, есть ли в городе главный архитектор, и если есть, то чем этот достопочтенный господин занимается?



32. Это все еще центр города, господа. Тут таких постапокалиптических пейзажей можно наснимать не на один пост.



33. Продолжим обзор деятельности "крепких хозяйственников". Еще один пример вопиющей некомпетентности, вороватости и ущербности городских властей, на котором я остановлюсь подробней.



34. Перед вами памятник советского времени, поставленный в память о погибших во время фашистской оккупации деятелях бердичевского сопротивления. Подобные памятники есть почти в каждом постсоветском городе, вечный огонь, все дела.



Как вы знаете, на Востоке Украины идет гибридная война, на которой каждый день гибнут украинские солдаты. С момента начала боеых действий, в этой войне погибли десятки бердичевлян и неизвестно сколько еще отдадут свою жизнь, защищая свою Родину от вторжения агрессора. В Бердичеве решили увековечить память об этих людях монументом. Решение нужное, бесспорно, но давайте посмотрим, как это было реализовано.

35. Видимо, те деньги, что выделили на сооружение монумента, распилили и остатка средств хватило лишь на половину монумента. Поэтому крепкие бердичевские хозяйственники решили эту половину прилепить к уже имеющемуся в наличии памятнику бердичевским партизанам. Что из этого получилось, вы видите на снимке. Про художественную ценность этого памятника я умолчу, но сам факт такого синтеза - это кощунство и неуважение к погибшим в обоих войнах.



36. Продолжим прогулку по центру города. Рекламный мусор на месте уничтоженного дома, постройки конца 19-го века, как иллюстрация современной бердичевской реальности.



37. Светлое пятно бердичевской архитектуры. Это здание - лучшее из того, что строилось в Бердичеве за последние несколько десятков лет. Но дорожное полотно перед зданием портит всю идиллию.



38. В этой фотографии весь современный Бердичев - адская смесь из советских зданий и заборчиков, современных уродливых пивнушек, разбавленных киосками и ужасных рекламных бордов, уродующих облик города. Где-то за всем этим кошмаром можно рассмотреть кусочек старого Бердичева - еврейский особнячок.



39. Особнячок стоит без крыши. Очень хочется верить, что это реконструкция, а не снос.



40. Это главная улица Бердичева - с недавних пор переименована в Европейскую. Все остальные снимки этого поста сделаны исключительно на этой улице - можно сказать это лицо Бердичева. Именно тут расположено большинство главных достопримечательностей города, сюда на прогулку выходят по вечерам и выходным бердичевляне. Это самое сердце города, где бъется его пульс. Давайте же прогуляемся вдоль главной улицы Бердичева и посмотрим, может хоть тут все не так плохо, как в остальном городе?



41. Асфальт на главной улице Бердичева местами поражен какой-то странной аномалией.



42. Местами кто-то выгрыз куски асфальта вместе с бордюрными плитами.



43. Кто так жестоко поиздевался над городской инфраструктурой в самом центре города? Я сперва подумал, что это какие-то дерзкие злоумышленники по ночам крали бордюрные плиты и вырезали асфальт. Ну всякое бывает, время сейчас непростое, кто чем может, тем и промышляет. Когда я узнал истинную причину возникновения этих дыр, меня окутала тяжелая тоска-печаль. Но об этом чуть ниже.



44. Здание постройки конца 19-го века, чудом пережило две войны и 70 лет советской власти и, чуть подрастеряв свою красоту и архитектурные излишества, дошло до наших дней. Сейчас в нем разместили гангстерское кафе "Чикаго", слегка изменив его конструкцию и встроив в крышу муляж автомобиля. Даже не знаю, хорошо это или плохо, но людям нравится.



45. Бывшая площадь Ленина, с недавних пор стала площадью Центральной. Тут находится городской совет, вот в том квадратном здании. Раньше перед зданием горсовета стоял Ленин в окружении серых бетонных плит, которыми была устелена площадь. Больше тут не было ничего - ни лавочек, ни фонтана, ни плиточки. Городские власти решили площадь перестроить и создать тут общественное пространство. Сделали как всегда по-бердичевски, то есть через жопу. Давайте посмотрим на то, что получилось.



46. В городе появился фонтан, совершенно никакущий. В киевских спальных районах фонтаны ставят в разы лучше, чем тот, что установили на центральной площади в Бердичеве. Да и реализация настолько хромает, что создается впечатление, будто в полотне плиточного покрытия просто прорезали круглую дыру и просунули фонтан в нее. Просунули, как вы можете наблюдать, слегка кривовато, но людям нравится. Еще не очень понятно, почему его установили не в центре площади, а в сторонке, наверное, постеснялись выпячивать этот позор напоказ.



47. Рядом с фонтаном еще одно произведение местных скульпторов. Адский треш, который ваял, видимо, кум-брат-сват кого-то из депутатов городского совета. Как этот пиздец мог появиться на центральной площади города, для меня остается загадкой.



48. Еще одна нелепость реконструированной центральной площади - это фонари. Если бы такие фонари установили на какой-то старой улочке посреди домов позапрошлого века, я бы мог понять эту форму и все эти кружева. Но рядом с серой коробкой городского совета и таким же унылым окружением, смотрятся подобные ретро-фонари в этой обстановке совершенно нелепо и чужеродно.



49. Под стать фонарям и мусорные урны. Когда уже этот кружевной стиль выйдет из моды?



50. Кто вообще выбирал эти фонари и урны? Обсуждался ли план реконструкции площади с общественностью? Был ли конкурс проектов, как это должно быть в любом нормальном городе с последующим обсуждением? Ведь центральная площадь - это лицо города! Нельзя же доверить ее проектирование и реализацию какому-то Васе Пупкину из горсовета! Такими вещами должны заниматься профессиональные дизайнеры и архитекторы, с обязательным конкурсом проектов.



51. В итоге, местечковые царьки сами все порешали, сами нарисовали план реконструкции, руководствуясь своим ущербным вкусом - и в результате получилось то, что получилось - вместо уютного и продуманного общественного пространства, унылая и коряво реализованная безвкусица со страшным фонтаном и инсталляцией гранитных глыб на тему "Что будет, если доверить реконструкцию площади мудакам". Посмотрите только на этот парад скульптур!



52. Что это делает на центральной городской площади?



53. Видимо, родственники мера или еще какого-то высокого чина владеют гранитным карьером, иначе чем еще объяснить эту свалку камней на площади. Ну а сколько денег из бюджета было украдено на этой "реконструкции" остается лишь гадать.



54. Прямо напротив площади глаз радует современная бердичевская архитектура. Футуризм в чистом виде!



55. Ну и на закуску то, чем меня больше всего поразил родной город - это велодорожки. На создание велодорожной инфраструктуры по официальной информации из бюджета было выделено 22 000 гривен (около тысячи евро). Давайте посмотрим, куда же ушли эти деньги.



56. Велодорожка по-бердичевски - это просто нарисованная посреди тротуара белая полоса. Естественно, она никак не повлияла на упорядоченность движения - люди как ходили, занимая весь тротуар, так и продолжают ходить, и велосипедистам приходится их объезжать.



57. О том, что это велодорожка, напоминают лишь нарисованные белой краской трафареты на перекрестках.



58. Какая либо другая велосипедная инфраструктура в городе отсутствует начисто. Кроме белой полосы и унылых трафаретов нет вообще ничего.



59. Хотя нет, кое что все же есть. Помните эти куски вырванного вместе с бордюрным камнем асфальта?



60. Вы не поверите, но это часть новосозданной велосипедной инфраструктуры по-бердичевски.



61. Лишь встретив десятую дыру в асфальте, я понял, что все это имеет отношение к велодорожкам.



62. Так вот куда ушла тысяча евро. Ну другое дело, а то я ж подумал, что деньги опять украли, а на остаток купили банку краски и нарисовали полоску.



63. А нет, оказывается, тут были проведены серьезные работы, даже с применением тяжелой техники, что видно по отпечаткам зубьев ковша на асфальте.



64. Ну теперь-то велосипедистам в Бердичеве раздолье - крути педали, лови кайф!



65. "Міський голова В.К. Мазур бажає бердичівлянам та гостям міста приємного користування новоствореною велосипедною інфраструктурою Бердичіва!"



66. Я думаю, теперь вы понимаете, насколько наивны и смешны мои переживания о сохранении городского архитектурного наследия, насколько глупы мои жалобы на корявую реконструкцию площади. Я говорю о вещах, расположенных на верхних ярусах пирамиды Маслоу, в Бердичеве же пока что осваивают лишь первые ее уровни.



67. Напомню, друзья, что все эти снимки сделаны не где-то в спальных районах на окраине города, а на центральной городской улице - Европейской. Чем дальше от центра, тем хуже обстоят дела с городской инфраструктурой.



68. Как говорит один мой бердичевский друг: Когда к нам прийдет пиздец, он будет приятно удвилен: "Ой, а кто это тут проделал всю мою работу?"



69. Увиденное, конечно, печалит. Я люблю свой родной город и мне хочется видеть в нем прогресс и развитие, тем более, что живем мы в эпоху глобализации и размытия границ. Но я не могу не отметить тот факт, что Бердичев отстал от мирового прогресса на полсотни лет. Хотелось бы видеть не только смену вывесок с названиями улиц, но и реальные признаки развития города и движения в сторону европейских ценностей в том числе и в мышлении людей.



70. В реальности же Бердичев остается глубоко провинциальным городом с убитой городской инфраструктурой и отсутствием возможностей для развития. Поэтому самые талантливые, образованные и целеустремленные молодые люди, которые могли бы что-то изменить тут, покидают этот город и возвращаются сюда уже гостями, чтобы проведать родственников и старых друзей. Среди широкого круга моих друзей, уехали почти все. Кто перебрался в Киев, большинство же осело за границей: Польша, Испания, Германия - практически в каждой европейской стране живут и работают бердичевляне. Молодым, энергичным и целеустремленным людям в Бердичеве делать реально нечего. Вот и получается, что менять город и его облик просто некому. Тут остаются те, кого все устраивает: и заросшие тротуары, и разбитые дороги и унылый архитектурный облик города. И та же вороватая, бездарная и некомпетентная власть "крепких хозяйственников" - это все местные бердичевляне, и мышление их ничем не отличается от тысяч других бердичевлян. Может тут когда-нибудь что то и изменится, но явно не в ближайшем будущем. Предпосылок к переменам, в этот свой приезд я не заметил.



Бердичев, Украина

Previous post Next post
Up