Постоянные читатели моего блога знают о моей любви к небольшому городку Циттау, расположенному в Восточной Германии. Я написал такое количество постов про Циттау, что ввел даже специальный
тег. Тем не менее мне все еще есть что рассказать и показать в этом небольшом городке, состоящим полностью из исторической застройки. Сегодняшний пост посвящен индустриальной архитектуре Циттау, которая в этом городе такая же прекрасная, как и все остальное.
01. Начну обзор индустриальной архитектуры города с наиболее ярких ее образцов. В период с 1904 по 1919 годы в Циттау существовала трамвайная сеть, состоящая из трех линий. Так как город за прошедшие сто лет практически не изменился, трамвайное хозяйство дошло до нашего времени почти в неизменном виде. На фото вы можете видеть бывшее трамвайное депо и расположенное рядом с ним здание бывшей электростанции, вырабатывающей электричество для трамвайной сети.
Так выглядело это место сто лет назад:
02. Здание трамвайного депо, в котором сейчас расположен центр техобслуживания грузовиков MAN. Здание прекрасно сохранилось до нашего времени, лишь утратив часы с фасада над воротами.
Благодаря появлению трамвая, была сооружена электростанция, которая вырабатывала электричество не только для трамвайной сети, но и для освещения городских улиц. Таким образом в 1904 году началась электрификация Циттау. Трамвай в городе просуществовал недолго: по будням им мало пользовались и вагоны ходили полупустыми, а по выходным трамвайная система наоборот была перегружена пассажирами. После окончания Первой мировой в связи с ростом цен трамваем стали пользоваться еще меньше и предприятие стало убыточным, в результате городским советом было принято решение о его ликвидации. 17 ноября 1919 года по Циттау проехал последний трамвай, после чего трамвайное движение было остановлено а рельсы демонтированы в течении следующего десятилетия.
03. В настоящее время о некогда существовавшем в Циттау трамвае напоминают лишь крепления для контактной сети на фасадах домов, а также здания трамвайного депо и электростанции (на фото).
04. Внутри здания бывшей электростанции сегодня находится коммунальное предприятие Stadtwerke Zittau, снабжающее город электроэнергией, газом и водой.
05. Следующий объект, о котором пойдет речь в этом обзоре - самый шикарный представитель индустриальной архитектуры Циттау.
06. Это здание, немного напоминающее своим ярким фасадом дворец, является текстильной фабрикой, построенной в 1904 году.
07. Конец ХIХ - начало ХХ века - золотой период в истории европейской индустриальной архитектуры, которую наглядно олицетворяет данная фабрика.
08. Красота!
09.
10. В советское время здание слегка "усовершенствовали". На одном из фасадов добавили окон...
11. ... и вместо оригинальной деревянной двери в одном из входных порталов поставили железную, залив оставшееся место в портале бетоном. Такая себе небольшая модернизация по-ГДР-овски.
12. Хорошо хоть, что остальные входные порталы сохранились в оригинальном состоянии, даже с оригинальными надписями над дверями.
13. Еще один входной портал с надписью, слева от него можно заметить прочие следы ГДР-овской модернизации.
14. Те участки здания, которых "модернизация" не коснулась выглядят просто великолепно!
15. Можно заметить, что часть фабрики была построена в более позднее время в стиле, характерном для индустриальной архитектуры 1920-х. При этом эту часть постарались стилистически соединить с более старой частью здания так, что разница архитектурных стилей не сразу бросается в глаза.
16. Оригинальная надпись, запрещающая курить на территории фабрики.
17. Внутренний двор представляет собою куда более печальное зрелище, чем фасад, выходящий на улицу.
18. Труба, как и весь комплекс фабричных зданий, построена с архитектурными излишествами.
19. Фабрика уже много лет не работает, но здание не пустует - бывшие производственные площади сдаются в аренду мелкому бизнесу.
20. Продолжаем прогулку по осеннему Циттау в поиске других образцов индустриальной архитектуры, на фото - один из вокзалов циттауской узкоколейки, построенный в 1912 году.
21. Напротив него еще одна текстильная фабрика, здание которой было недавно санировано. В отличии от осмотренной мною ранее, эта фабрика рабочая, но ее архитектура не сказать, что впечатляет.
22. Железнодорожное полотно циттауской узкоколейки, которая работает с 1890 года до настоящего времени. Это городская окраина Циттау.
23. Колонка, для заправки паровозов водой. Большая часть подвижного состава узкоколейки ходит под паром, так что колонка активно используется.
24. Довольно необычным для узкоколейки является длинный крытый перрон и подземный переход на станции.
25. Старые вагоны с маркировкой Рейхсбана на запасных путях.
26. Не каждая железнодорожная линия обычной колеи может похвастать таким вокзалом, как циттауская узкоколейка. И это даже не конечная станция.
27. Помимо текстильной фабрики, рядом с узкоколейкой расположено литейное производство "Olbersdorfer Guss GmbH". Корпус предприятия хоть и был построен в довоенное время, но не отличается особой оригинальностью или интересными деталями.
28. На переднем плане узкоколейный вагон для перевозки каких-то особых промышленных грузов. До объединения Германии, узкоколейка обслуживала различные предприятия региона.
29. За что я люблю Циттау, так это за то, что в какой части города ты бы не находился, повсюду тебя окружает лишь историческая застройка. Редко какой город может похвастать таким архитектурным наследием.
30. Иду дальше, по дороге встречаю небольшое заброшенное промышленное здание.
31. Все та же красивая индустриальная архитектура периода ее расцвета.
32. Еще один завод довоенной постройки.
33. Судя по надписи на фасаде, тут производили электромоторы.
34. Завод хоть и производит впечатление мертвого, но здание и территория принадлежат частному собственнику. Во дворике завода видны следы хозяйственной деятельности, а по периметру завод огорожен новеньким заборчиком.
35. Толщина стен впечатляет!
36. Видно, что завод в ходе истории перестраивался и расширялся. Хоть состояние его оставляет желать лучшего, но учитывая толщину стен и общую прочность конструкции, здание простоит еще долго и если повезет, дождется своего часа и реставрации.
37. Обойдя городские окраины, возвращаюсь в центр города. Тут меня встречает выбитыми окнами заброшенный автомобильный завод Robur Werke.
38. Первые люди, встретившиеся мне на улице за два часа прогулки. По выходным город вымирает практически полностью. Учитывая заброшенность многих зданий и отсутствие людей на улицах, тут можно легко представить себе, как будет выглядеть мир без людей.
39. На проходной завода появились надписи на польском и чешском, запрещающие вход на территорию. Еще год назад их не было, видимо тут неоднократно ловили гостей из соседних стран, граница с которыми проходит всего в паре километров от центра города.
40. Корпуса мертвого завода выглядят мрачновато. На фото одна из нескольких проходных завода.
41. Заглянул за решетку ворот.
42. На заднем плане возвышаются корпуса еще одного мертвого предприятия - пивоваренного завода, которому я посвятил весьма объемный
пост.
43. Про завод Robur Werke у меня тоже был детальный
пост, так что тут только парочка картинок по состоянию на ноябрь 2014 года.
44. Самый крупный заводской корпус, в который я так и не попал во время моей прогулки по заброшенному заводу осенью 2012 года.
45. Здание настолько большое, что не влезает в объектив.
46. Хороший образец немецкой межвоенной архитектуры. Очень надеюсь, что у этих корпусов впереди новая жизнь и что они не развалятся от ветхости в ожидании инвестора.
47. Напротив завода расположено здание главного городского вокзала, построенное в 1855-1859 годах в неоготическом стиле.
48. Тут же находится автобусная станция, а чуть в стороне вокзал циттауской узкоколейки.
49. Узкоколейное хозяйство.
50. Памятник циттауским железнодорожникам, погибшим в Первую мировую.
51. В Циттау как на узкоколейке, так и на широкой колее до сих пор используются семафоры - милый атрибут прошлого. Из таких вот мелочей и формируется та волшебная атмосфера этого города, неоднократно воспетая в моих постах.
52. Bahnhofstraße - улица Вокзальная, соединяющая главный вокзал с городским центром. Справа на снимке, офисные корпуса бывшего завода Robur-Werke.
53. Эти корпуса не заброшены, там теплится какая-то жизнь а на втором этаже по вечерам сквозь занавески видно мерцание телевизора.
54. Напротив расположены еще несколько красивых объектов индустриального прошлого города. На фото Löwenbrunnen - исторический водный резервуар с фонтаном.
55. Сразу за ним находится водонапорная башня.
56. Это самая красивая водонапорная башня из всех, что мне доводилось видеть.
57. Внимание к деталям и их качество впечатляют!
58. Сразу за автомобильным заводом Robur Werke расположен остановившийся навсегда пивоваренный завод.
59. В одном из его корпусов планировалось открыть музей, посвященный обоим умершим предприятиям.
60. Первые шаги в этом направлении уже делаются.
Во время моего прошлого визита в Циттау в январе 2014 года это место выглядело так:
61. На территории предприятия стоит автобус Robur, на котором летом катают желающих предаться OSTальгии.
62. Судя по всему, внутри уже есть небольшая музейная экспозиция, но никакой информации о ней и о времени, когда ее можно посетить, нет ни в интернете, ни на территории. Но все равно отрадно видеть, что дело создания музея не стоит на месте.
63. Есть какая-то особая красота в ГДР-овских автомобилях, не зря у них так много почитателей в Восточной Европе и не только.
64. Надеюсь, что когда я окажусь в следующий раз в этом милом городке, музей уже будет открыт.
65. Ну и в завершении этого обзора исторический корпус старой пивоварни, которому уже вряд ли светит восстановление.
Пост не претендует на полноту обзора, при желании сюда можно было бы добавить еще парочку мелких индустриальных объектов, но самое главное я тут показал. Это мой последний пост из Циттау. Две недели назад я снова был в этом городе, но, бушующий несколько дней подряд шторм, не дал мне возможности погулять по городским улицам и собрать новый фотоматериал с циттауских улиц.
Когда я снова окажусь в этих краях, я не знаю, ведь мой брат через две недели уезжает из Циттау и может быть в следующий раз я посещу один из самых красивых городов Германии через год а может и гораздо позже. Но я буду с нетерпением ждать того времени, когда снова окажусь на его улицах с фотоаппаратом в руке и без каких-либо конкретных планов и целей. Просто гулять по мощеным камнем улочкам, всматриваться в городские детали и впитывать в себя красоту и медитативное настроение этого провинциального города - что может быть лучше этого?