Rīgas motormuzejs - главный автомобильный музей Латвии

Feb 06, 2015 04:55


Завершаю обзор латвийских автомобильных музеев рассказом о самом крупном автомузее Латвии - Рижском моторном музее. Музей является не только главной технической достопримечательностью Риги, но и одним из самых известных и интересных автомобильных музеев Европы. На трех этажах здания, построенного специально для размещения музейной экспозиции, собрана шикарная коллекция автомобилей, которая не оставит равнодушным ни одного любителя техники, к тому же некоторые автомобили, представленные в музее уникальны и увидеть их можно только тут.

Музей давно испытывает острую нехватку выставочной площади, и с 2013 года закрыт на капитальную реконструкцию, которая должна завершиться весной 2015 года. Так что этот пост отображает то состояние музея, каким оно было до реконструкции.





01. Здание музея находится в стороне от центра города, но добраться туда несложно общественным транспортом, рядом с музеем проходит автобусная линия. Само здание было построено специально для музейной экспозиции в период с 1986 по 1989 год, когда двери музея впервые открылись для публики.



Историю музея берет свое начало от Клуба антикварных автомобилей (КАА) Латвии, созданном в 1972 году по инициативе нескольких активистов. КАА являлся общественной организацией, занимающейся реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, популяризацией истории авто- и мототехники и объединением энтузиастов и коллекционеров старых транспортных средств. Участники объединения КАА мечтали создать в Риге автомобильный музей и их мечта сбылась в 1985 году, когда решением Совета Министров ЛССР был открыт центр технического творчества, выставок и отдыха «Межциемс», а спустя год началось строительство музейного здания, спроектированного латышским архитектором Виктором Валгумсом. Музей открылся в апреле 1989 года и с 1992 года является государственным музеем при Министерстве транспорта Латвии.

02. На входе в музей посетителей встречает Москвич-400.



03. Интерьер первого массового автомобиля СССР.



04. Напротив музейной кассы разместились три малолитражки. Оранжевый автомобиль слева я сперва принял за Фиат-500, но оказалось, что это австрийский Steyr-Puch 500D, произведенный в 1962 году. Кузов автомобиля и часть технической начинки являлись лицензионными копиями Фиата-500, но в отличии от последнего автомобиль имел другой мотор, коробку передач и немного видоизмененную подвеску. По центру еще одна копия Фиата - французская Simca 5, 1939 года выпуска. Производилась во Франции и Англии и являлась лицензионной копией автомобиля Fiat 500 Topolino. На заднем плане легендарный Renault 4 - малолитражка, продержавшаяся на конвейере благодаря удачной конструкции более тридцати лет - с 1961 по 1992 год.



05. Зайдя с улицы, посетитель попадает на средний уровень музея, тут собрано самое интересное и ценное и от обилия экспонатов захватывает дух.



06.


07.


08. Начну обзор с одного из самых старых представителей коллекции, легендарного Ford T, 1919 года выпуска. Этот автомобиль в представлении не нуждается. "Жестянка Лиззи", как машину прозвали в народе, поставила Америку на колеса. Благодаря впервые примененной конвейерной сборке и удачной конструкции, автомобиль получился дешевым и простым в эксплуатации, что сделало его лидером продаж на многие годы. Всего за период производства с 1908 по 1927 годы было выпущено около 15 миллионов автомобилей этой модели в различных кузовных вариантах.



09. Еще один древний представитель американского автопрома Overland Roadster Model 45. История марки Overland берет свое начало в 1903 году, когда в Америке была создана компания Standard Wheel, выпускавшая сперва велосипеды, а затем простенькие автомобили с одноцилиндровыми двигателями. С 1905 года фирма меняет название на Overland Automotive и с 1909 года налаживает производство автомобилей, конструкция которых частично копировала Ford T. Благодаря низкой цене (дешевле был только Ford T) фирма Overland вышла на второе место в США по выпуску автомобилей после Форда. Так к примеру Форд выпустил в 1911 году 35 000 автомобилей, а Overland Automotive 18 700. Автомобиль представленный в музее оснащен 4-цилиндровым двигателем, мощностью 20 л.с. и развивает скорость 63 км/ч.



10. Автомобили под маркой Overland производились до 1926 года, затем фирма выпускала автомобили под разными именами и стала родоначальницей известной фирмы Jeep. Знаменитый армейский Виллис, внедорожник производившийся огромными тиражами для американской армии, стал самым успешным детищем фирмы Willys-Overland Motors.



11. Один из уникальных автомобилей музейной коллекции, существующий в единственном экземпляре - пожарный Руссо-Балт. Машина была изготовлена на Русско-Балтийском вагонном заводе на основе однотонного грузовика типа "D" 24/40 по заказу Рижского Петровского пожарного общества в 1912 году. Была найдена в состоянии металлолома в 1976 году в деревне Рауна и восстановлена в 1978 году реставраторами клуба КАА при содействии пожарников.



12. Герб на крышке радиатора впечатляет.



13. За десятилетие производства 1908-1918 было выпущено около 500 машин этой марки из которых до наших дней сохранились лишь две - одна находится в Московском политехническом музее а вторая здесь в Риге. В этой машине оригинальными являются фрагменты кабины, часть рамы, радиатор, коробка передач и еще некоторые детали. Остальное было создано заново во время реставрации.



14. Еще один интересный раритет Renault 10 CV (9/45 HP) 1928 года выпуска. В довоенное время эти машины были распространены в Латвии. Характерной особенностью автомобилей Рено с 1904 и до начала 1930-х годов является то, что радиатор в них располагался между мотором и пассажирским салоном, чем и обусловлен уникальный дизайн капота.



15. Chevrolet Master model “DA” произведен в 1934г. Автомобили этой модели являлись люксовыми автомобилями компании Chevrolet и производились в период с 1933 по 1940 год. Данный автомобиль был изготовлен по индивидуальному заказу, для чего колесная база была увеличена на 23 см. Автомобиль вмещал семь человек, оснащался шестицилиндровым 80-сильным двигателем и мог разгоняться до 120км/ч.



16. Buick Eight Special, model 41 C - один из самых дешевых и популярных в 1930-х семейных седанов. Был популярен и распространен также в Латвии в довоенное время. Этот автомобиль 1939 года выпуска, оборудован 8-цилиндровым двигателем мощностью 108 л.с. Максимальная скорость 130 км/ч.



17. Интерьер Бьюика.



18. Opel Kapitän 1939 года с несущим цельнометаллическим кузовом. Последняя модель Опель созданная перед Второй мировой, за два года производства 1939-1940 было собрано чуть более 25 000 автомобилей.



19. Renault Viva Grand Sport Type BCX 3 (1938 год). Данный автомобиль использовался первым секретарем посольства Франции в Латвии Жаном де Босс в конце 1930-х. В сентябре 1940 года, оставляя оккупированную Латвию, работники посольства продали эту машину водителю Ж. Фелдманису, проработавшему много лет в посольстве.



20. Роскошный спортивный кабриолет Horch 853, выпущенный в 1936 году. Пятилитровый 8-цилиндровый мотор мощностью 100 л.с. разгонял 2,5 тонную машину до скорости 135 км/ч. Производился с 1935 по 1940 годы, всего было выпущено 2200 автомобилей этой серии в различных кузовах и модификациях.



21. Еще один немец Opel Admiral - элегантный спортивный кабриолет, изготовленный в 1938 году небольшой партией в 90 автомобилей кузовной фирмой "Hebmüller" на стенде которой он экспонировался в 1938 году на международном автосалоне в Берлине. Во время Второй мировой автомобили этой модели были экспроприированы Вермахтом и использовались в качестве штабных генералами и высшими чинами армии.



22. Этот автомобиль в качестве военного трофея после Сталинградской битвы достался советским войскам и использовался маршалом Красной армии А. Василевским.



23. Шикарный Lincoln Continental 1947 года выпуска - топовая модель подразделения Lincoln, производившаяся в 1946-1948 годах. Автомобиль оснащался 12-цилиндровым V-образным двигателем, мощностью 130 л.с.



24. Красивая железяка!



25. Еще один американец - Nash Ambassador 1951 года выпуска. Ambassador - имя целого семейства автомобилей, производившихся компанией Nash Motors между 1932 и 1957 годами. Характерная черта Амбассадора модельного ряда 1949-1951 годов - аэродинамический кузов с закрытыми нишами передних и задних колес. Спинка передних сидений в автомобиле откидывалась образуя с задними кровать на троих человек. За три года производства было выпущено 40 000 автомобилей этого модельного ряда.



26. Переместимся в уголок роскоши - тут собрана коллекция автомобилей из кремлевского гаража, некогда принадлежащих высшим руководителям Советского союза. Коллекция содержит уникальные экспонаты, которые можно увидеть лишь в Рижском моторном музее.



27. Начнем обзор коллекции с роскошного спортивного кабриолета Packard Super Eight, изготовленного на шасси 15-й серии в 1937 году по индивидуальному заказу в элитарном парижском кузовном ателье "Franay". До Второй мировой войны автомобиль принадлежал королю Румынии Каролу Второму, после окончаний войны был вывезен в качестве трофея в советский союз и помещен в кремлевский гараж.



28. Шикарный интерьер из ценных пород дерева излучает аристократичность.



29. Автомобиль комплектовался пятилитровым мотором, мощностью 135 л.с. и мог разгоняться до 135 км/ч.



30. Фирменные диски.



31. Еще один представитель легендарной американской марки - Packard Eight 1100, 1934 года выпуска. Автомобили Packard этого модельного ряда стали первыми в истории, на которых в качестве опции предлагали установку в автомобиль радиоприемника. Известно, что Сталин был большим поклонником этой автомобильной марки и в 1930-г годах автомобили Пакард закупали для советского правительства.



32. Дальше следует ряд автомобилей кремлевского гаража советского производства. Рассмотрим их детальней, так как тут есть много любопытных экземпляров.



33. На фото первый советский представительский лимузин высшего класса ЗиС-101, 1937 года выпуска. Разработка ЗиС-101 была полностью советской, но без заимствований не обошлось. За основу конструкции ЗИС-а были взяты американские "Бьюики" 1932-34 годов, от которых также позаимствовали устройство верхнеклапанного восьмицилиндрового мотора. Задняя подвеска и рулевое управление были скопированы у Пакардов.



34. Американцы также приложили руку к внешнему облику новой машины, которым по заказу советского руководства занималось американское кузовное ателье "Budd Company", спроектировавшее кузов автомобиля и поставившее всю необходимую для серийного производства оснастку. Кузов новой машины был деревянно-металлическим - на деревянный каркас навешивались металлические кузовные панели. Эта технология плохо подходила для крупносерийного производства и уже в 1939 году появилась модернизированная версия автомобиля ЗиС-101 А с новым цельнометаллическим кузовом.



35. В автомобиле ЗИС-101 впервые в Советском союзе устанавливались отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя и множество других технических новшеств.

Эти машины обслуживали не только высших партийных чиновников, но и обычных граждан, работая в качестве такси на длинных маршрутах. Всего за период 1937-1941 годы было выпущено 8752 автомобиля, включая 600 модернизированных ЗИС-101А.



36. Следующий экспонат не ЗиС-110, как можно подумать, а специальная бронированная версия ЗиС-115, 1950 года выпуска. Бронированная модификация была разработана в строгой секретности по личному приказу Сталина. От базового ЗиС-110 автомобиль отличается увеличенными колесами и тормозными барабанами, наличием двух карбюраторов и задним мостом от грузовика ЗиС-151. Бронирование автомобиля представляет собой цельную оболочку - бронекапсулу, обшитую снаружи кузовными панелями. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжёлыми, что поднимались при помощи гидравлики. Один из таких автомобилей использовался Сталиным.



37. Всего было изготовлено более 30 бронированных ЗиС-ов. Вес автомобиля составляет 7,5 тонн (в три раза больше базовой модели), максимальная скорость 100 км/ч при мощности двигателя 162 л.с.



38. Еще одна модификация ЗиС-110 с кузовом кабриолет, получила индекс ЗиС-110В. Очень редкий автомобиль, построенный всего в нескольких экземплярах и предназначенный для приема военных парадов. До нашего времени дошли всего три экземпляра.



39. На этом автомобиле в 1940-1950-х годах советский маршал И. Багрямян принимал военные парады в Прибалтийском военном округе. Автомобиль использовался до 80-х годов.



40. Я уже показывал ЗиС 110Б, экспонируемый в другом латвийском музее. Как ни приглядывался, так и не смог понять, чем ЗиС 110Б отличается от ЗиС 110В.



41. Следующий экспонат кремлевской коллекции "Чайка" ГАЗ-13 - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией c 1959 по 1979 год.  При создании кузова нового советского представительского автомобиля, конструкторы ориентировались на люксовые американские автомобили Packard 1956 модельного года с дизайном которых перекликается интерьер и экстерьер "Чайки".



"Чайка" стала первым советским автомобилем снабженным гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электрическими стеклоподъемниками и автоматической трансмиссией с кнопочным селектором переключения передач. "Чайки" являлись составной частью "пакета привилегий" высшей партноменклатуры, и использовались в качестве служебных автомобилей в среде партийных бонз. Кроме того эти автомобили служили в посольствах СССР за границей, а также в посольствах других стран в Москве.

42. Автомобиль выпускался на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1979 годы, всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.



43. Товарищ Хрущев приветствует посетителей музея из автомобиля ЗиЛ-111Г, производившегося для высших должностных лиц Советского союза и стран социалистического лагеря в период с 1962 по 1967 год мелкой серией по 10-12 автомобилей в год. За весь период производства было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111.



44. Хрущев использовал подобный автомобиль в 1963-1964 годах.



Первая версия автомобиля ЗиЛ 111 увидела свет в 1958 году и очень сильно напоминала Packard, в СССР уже был один Packard - ГАЗ-13 "Чайка" и сверху поступила команда поменять дизайн нового советского лимузина. В результате были изменены передняя и задняя панели кузова, при этом в автомобиле нулевой серии передняя панель была скопирована с автомобиля Cadillac 62-й серии. В итоге автомобиль получил приставку "Г" и стал выглядеть так:



45. Сходство с Кадилаком было заметно невооруженным взглядом и попахивало откровенным плагиатом, поэтому перед запуском машины в серию, автомобиль перетерпел еще одно изменение передка. Хоть новый дизайн был повторением черт американских автомобилей того времени, но о прямом копировании речь уже не шла.



46. Производство новой модификации ЗиЛ 111 Г началось в 1962 году. Впервые в истории советского автомобилестроения автомобиль ЗиЛ 111 оснащался кондиционером в стандартной комплектации. В список прочих "наворотов" входили уже протестированные на "Чайке" автоматическая коробка передач с кнопочным переключателем, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники и приемник с автоматической настройкой и возможностью управлять им с заднего сиденья. Дизайн американских автомобилей середины 50-х формировался под влиянием аэрокосмической темы, черты которой прослеживаются и в ЗиЛ 111, например задние фонари, напоминают сопла реактивных двигателей.



47. Следующий представитель кремлевского гаража является подарком Брежневу от американского президента Р. Никсона, который подарил этот Lincoln Continental, 1973 года выпуска советскому генсеку, во время визита последнего в Вашингтон.



48. Еще одно авто Брежнева Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года выпуска., который генсек очень любил. Однажды Брежнев во время своих покатушек попал на этом автомобиле в аварию. Восстанавливать автомобиль не стали, в таком виде он и хранился в кремлевском гараже пока не пополнил коллекцию музея.


49. Удивленное лицо четырежды героя выражает недоумение по поводу происшедшего.



50. На этом я закончу обзор экспозиции, выставленной на первом этаже и перейду на второй.



51. Eсли на первом уровне большая часть экспонатов - европейские и американские авто, то на втором этаже 80%  экспозиции - советская классика.



52.


53. Начну обзор с легендарной "Эмки". ГАЗ М-1 или просто "Эмка" как машину прозвали в народе является самым массовым советским автомобилем 1940-х годов. Всего в период с 1936 по 1943 годы на Горьковском автозаводе имени Молотова было выпущено 62 888 экземпляров. В июне 1943 года бомбардировки Горького разрушили кузовной цех завода и производство "Эмки" было прекращено. Хотя после окончания войны  из оставшихся деталей были собраны еще 233 автомобиля.



54. Прототипом для "Эмки" стал Ford Model B 40A 1934 года, документация по производству которого была куплена Советским союзом у компании Форд. Новый автомобиль должен был заменить на конвейере устаревший ГАЗ-А. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов, технология изготовления которого была освоена заводом при помощи инженеров Форда. В процессе доводки автомобиля и адаптации его к сложным условиям эксплуатации в Советском Союзе конструкция автомобиля была подвергнута масштабной модификации а многие узлы были спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.



55. Рядом выставлен автомобиль, являющийся неотъемлемым экспонатом всех латвийских автомузеев - ЗиМ (ГАЗ-12).



56. Красивая машина, о ней я рассказывал в предыдущих постах, повторяться не буду.



57. Еще один легендарный послевоенный автомобиль ГАЗ М-20 "Победа", пришедший на смену "Эмке" и выпускавшийся в 1946 - 1958 годах. Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом, который к тому же был впервые полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в Советском союзе. Также впервые советский автомобиль получил отопитель салона в качестве стандартного оборудования. Всего было выпущено 236 000 машин этой модели включая модификации. Данный автомобиль в середине 1950-х годов в качестве награды за образцовый труд получил комбайнер из Цесисского района.



58. ГАЗ-21 "Волга" - автомобиль сменивший на конвейере "Победу", производился с 1957 до 1970 года. Со временем автомобиль неоднократно модернизировался и улучшался. На фото базовая версия "Волги" ГАЗ-21Л, 1962 года выпуска.



59. Рядом с базовой версией выставлен универсал ГАЗ-22М 1964 года выпуска. "Волга" с кузовом универсал производилась с 1964 по 1970 годы и в частные руки не поставлялась. Автомобили с этим типом кузова распределялись между госорганизациями и использовались в качестве такси, карет медицинской помощи, штабных пожарных машин и т.д.



60. ГАЗ-24-02 "Волга" - первый советский универсал с тремя рядами сидений, выпускавшийся серийно с 1973 по 1988 годы. Как и его предшественник с фотографии выше в частные руки не продавался и поставлялся исключительно государственным учреждениям.



61. В музее есть очень неплохая коллекция раритетных москвичей, которая начинается фургоном Москвич 401-422, построенном на основе базовой модели Москвич 401/420, которая в свою очередь являлась копией довоенной модели Opel Kadett K38. Фургон имел дерево-металлический кузов, что было обусловлено нехваткой стального проката в первое послевоенное десятилетие и производился в 1954-1956 годах. Кузов автомобиля был очень утилитарным и простым, а сам автомобиль эксплуатировался в качестве развозного фургона различными торговыми организациями. Долговечность его была сравнительно низкой, но благодаря частично деревянному кузову, который легко ремонтировался подручными средствами, такие фургончики порой эксплуатировались вплоть до полного износа шасси. До нашего времени сохранилось всего несколько экземпляров этого автомобиля.



62. Информационный стенд, посвященный фургону.



63. Еще одна модификация москвича с кузовом кабриолимузин. Москвич-400-420А производился в 1949 - 1954 годах, одной из причин выпуска автомобилей с таким типом кузова была нехватка в СССР стального проката.



64. Слева на фото Москвич-Э403-424 - экспериментальный седан, построен небольшой опытной партией в 1949 году. Отличался от базовой модели Москвич 400-420 измененным дизайном передка и другим двигателем. В серию автомобиль не пошел.



65. Единственный сохранившийся экземпляр Москвич-Э403-424 находится в Рижском мотормузее.



66. Москвич-423 - первый в СССР серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957-1963 годах с учетом модификации. Предназначался для использования в народном хозяйстве и в частные руки не продавался.



67. Детский веломобиль "Ракета".



68. Еще один универсал Москвич 426 Э, созданный на базе Москвич-408. Выпускался с 1967 по 1967 год. Индекс "Э" означает экспортный вариант. Данная машина должна была быть отправлена для продажи в Финляндию, но из-за дефекта покраски осталась в СССР.



69. Еще один детский веломобиль "Москвич", в детстве мечтал о таком, но мне даже не довелось посидеть за рулем.



70. Дальше экспозиция продолжается автомобилями, которые на постсоветском пространстве не являются классикой и до сих пор составляют большую часть транспортного потока, так что тут я детально останавливаться не буду.



71. Стильный итальянский дизайн первых Лад и сегодня радует глаз.



72. ВАЗ-2102 стал первым советским универсалом, который можно было приобрести в частное пользование. Серийно выпускался с 1971 по 1985 год и пользовался большой популярностью в народе.



73. Если не знать ничего об этом автомобиле, то вполне можно принять его за самоделку, настолько несуразно и страшно выглядит это творение советских конструкторов. Но тем не менее это серийный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ- 969 А "Волынь", 1976 года выпуска. Машина предназначалась для нужд народного хозяйства.



74. Первые версии этого автомобиля были переднеприводными, таким образом "Волынь" стала первой советской переднеприводной машиной. Спустя несколько лет после начала производства появились версии автомобиля с полным приводом, которые пользовались спросом в основном у жителей сельской глубинки.



75. Есть в экспозиции и парочка "запорожцев", куда же без них. На переднем плане ЗАЗ-965 «Запорожец» выпускавшийся с 1960 по 1969 годы включая модификации.



76. Справа от него следующая модель Запорожского автозавода ЗАЗ - 966 В, 1969 года выпуска.



77. Учитывая модернизации этот автомобиль производился с 1967 по 1994 годы. При разработке дизайна машины, советские конструкторы ориентировались на немецкую малолитражку NSU Prinz, с которой были переняты многие черты "Запорожца" 966 серии.



78. Этот автомобиль известен каждому, кто смотрел популярную советскую комедию "Операция "Ы" и другие приключения шурика". После этого фильма мотоколяска С3А получила народное прозвище "моргуновка" (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актёром Евгением Моргуновым). Автомобиль-мотоколяска С3А, выпускался серийно Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В качестве мотора на машину устанавливался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 л.с.



79. Мотоцикл М-63П - модификация колясочника М-63, выпущенная для патрульной службы ГАИ небольшим тиражом чуть более 300 экземпляров.



80. Еще один мотоцикл, на котором было установлено несколько мировых рекордов скорости. Этот мотоцикл был сконструирован латышом Эдгарсом Эрдманисом в 1952 году. За основу был взят довоенный BMW R51, мощность которого была увеличена  до 78 л.с. за счет установки компрессора. Благодаря аэродинамическим обтекателям кузова и коляски удалось увеличить максимальную скорость мотоцикла на треть. Так как латвийские дороги не подходили для установки рекорда скорости, для этой цели был выбран участок трассы возле Симферополя, где в 1954 году Эдгарс Эрдманис установил рекорд скорости на дистанции 5 км, проехав участок со средней скоростью 207 км/ч. Спустя год он улучшил свой рекорд, проехав участок со средней скоростью 222 км/ч, достигнув максимальной скорости 248 км/ч.



Продолжение тут.

Латвия, авто, музей

Previous post Next post
Up