Завершаю обзор содержимого своих детских архивов темой, знакомой каждому, чье детство пришлось на первую половину 1990-х. Трудно переоценить значение вкладышей для детей и подростков того времени: вкладыши были и школьной валютой и азартными играми и единственным средством знакомства с продукцией западного автопрома, ну и самое главное - вкладыши коллекционировали. Одним из самых фанатичных коллекционеров нашей школы был я, так что тут мне есть что рассказать и показать.
01. Но начну рассказ не с вкладышей, а с парочки интересных сборников календарей на автомобильную тематику. Эти раритетные сборники были напечатаны в 1991 году и продавались в киосках "Союзпечати". Так как мой интерес к автомобилям был ярко выражен с детства, то родители купили мне два таких сборника.
02. Как можно понять по информации на обложке, планировалось выпустить более 50 наборов календариков, охватывающих всю историю мирового автомобилестроения. Но дело, видимо, не пошло и было выпущено всего три набора, два из которых хранятся в моем
чемоданчике.
03. Серия календариков называлась: "История автомобиля в моделях" и на календариках были изображены исключительно фотографии моделей транспортных средств. Первая серия охватывала доисторический период истории самодвижущихся тележек и колясок. Тут были представлены модели самых известных изобретений из мира самодвижущихся машин 17-19 веков.
04. На обратной стороне каждого календарика указывалось, что это за транспортное средство, год изобретения и страна, где была изобретена машина. А также производитель модели, изображенной на фото.
05. Второй выпуск, охватывающий период 1893 - 1901 годы, как-то прошел мимо меня, так что после первого выпуска я приобрел сразу третий. В то время эти календарики для интересующегося автомобилями ребенка были весьма познавательны - именно тут я впервые увидел, как выглядели автомобили в самом начале своей истории и навсегда запомнил такие диковинные имена, как Де Дион Бутон, Тревинтик, Фрезе... В детстве я любил перебирать эти календарики, подолгу рассматривая странные девайсы и пытаясь понять как и за счет чего оно ездило?
06. Обратная сторона третьей серии с информацией об автомобилях.
Но к календарикам я быстро потерял интерес, когда в продаже появились жевательные резинки с различными вкладышами и наклейками, посвященные автомобилям. Вкладыши в первых жуйках, хлынувших на постсоветское пространство в 1991 году, были самыми разными - были с комиксами про Дональд Дака, Микки Мауса и прочих мультяшных персонажей, были сугубо девчачьи Love is, но меня, как и любого пацана, интересовали только лишь вкладыши с техникой, в первую очередь с автомобилями.
Среди прочих жуек с автомобильными вкладышами, элитарными были "турбы", как мы их называли. Именно турбы я начал впервые коллекционировать, и именно они открыли мне окно в мир современного западного автопрома. Ведь несмотря на то, что в 1991 году железный занавес пал, тотальная бедность населения бывших республик воздвигла новый железный занавес, отделивших нас в том числе и информационно от развитых капиталистических стран. На телевидение в то время не было ни одной автомобильной передачи, автомобильных журналов тоже не существовало в Украине. В начале 90-х вкладыши стали для детей того времени основным источником информации о западном автопроме. Именно по ним я выучил все известные марки автомобилей и не только известные. Они же сформировали мой автомобильный вкус.
07. Серия турб, появившихся в 1991 году на постсоветском пространстве, начиналась с 51 номера. Самая первая серия с номерами 01-50 продавалась лишь в Турции и никто никогда в наших краях не видел ни одной турбы с номером меньше 51-го. Каждая последующая серия насчитывала 70 номеров. Так выглядит моя коллекция первой серии турб, она не полная - не хватило несколько вкладышей, которые я так и не смог достать. В то время, когда я начал собирать турбы (1992 год), эта коллекция уже устарела, в продаже были турбы новой серии и старые можно было достать лишь в школе, меняя их у одноклассников или выигрывая в игре.
Самый первый экземпляр моей коллекции - турба под номером 66. Я обменял ее во дворе на вкладыш Lazer, посвященный военной технике, о "лазерах" я расскажу в конце поста. В начале 90-х привлекательность того или иного номера турбы лично для меня была обусловлена исключительно моим вкусом и ничем иным. Если мне нравилась машина, я готов был выменивать ее любой ценой, если же машина мне не нравилась, то мне было даже лень как то напрягаться, чтобы достать тот или иной номер, если только речь не шла о нескольких номерах, которых мне не хватало для полной коллекции.
Высшей степенью привлекательности автомобиля для меня в 1991 году были открывающиеся фары. Именно эту деталь я считал вершиной прогресса, стиля и красоты. Не удивительно, что этот Корвет под 66 номером и стал первой турбой, основавшей мою коллекцию. В этом Корвете было прекрасно все: и открывающиеся фары, и природный фон и желтый цвет автомобиля и ракурс, под которым была сфотографирована машина. На фоне советского автопарка, который я наблюдал каждый день на улицах Бердичева, этот Корвет казался космическим кораблем.
Я часто задумываюсь над тем, что в человеке врожденное, а что приобретенное. Сомнению не подлежит тот факт, что черты характера человека, его темперамент - это вещи, заложенные в генах и предопределенные с рождения. А вот как насчет вкуса? Вкус приобретается со временем или он тоже обусловлен генами?. Когда вкладыши турбо открыли мне весь спектр мирового автопрома, я был чист как белый лист бумаги - за мои симпатии в равной степени могли бороться американские, британские, немецкие, итальянские и японские автомобили. Но почему то из всего многообразия марок, форм и стиля, я сразу же стал фанатом американского автопрома. Почему мне никогда не нравились мерседесы, бмв, феррари, ягуары и прочие авто, о которых мечтали все мои сверстники? Зато такие марки как Lincoln, Cadillac, Pontiac, Chevrolet, Ford, Dodge с детства радовали мой глаз своим стилем, элегантностью и гармоничностью форм, будоража мечты. Были ли какие-то представления о красоте и стиле уже заложены во мне изначально, таким образом, что я, увидев формы американских автомобилей, нашел в них отображение своих представлений о красоте? Вопрос риторический.
09. Одна из моих любимых турб из первой серии - великолепный Lincoln Continental. В эту картинку я просто влюбился, а автомобили марки Lincoln стали для меня символом элегантности и прекрасного стиля. А как аристократично и роскошно звучало название автомобиля - Lincoln Continental!
10. Вторая серия турб имела номера 120 - 190. Когда я начал коллекционировать турбы (1992 г.), именно вторая серия продавалась на прилавках многочисленных киосков и множество турб этой серии были в обиходе у школьников. Несмотря на это, мне все равно не хватило парочки номеров для полной коллекции. Кстати, только сейчас заметил, что автомобили в этой серии расположены в алфавитном порядке. Такого не было ни до этой серии, ни после нее.
Несмотря на масштабную коллекцию турб, лишь около четверти вкладышей а может и того меньше я доставал, покупая жевательную резинку. Большая часть коллекции была выменяна на другие вкладыши или прочие ценности, либо выиграна на переменах моим другом Мишей. Я никогда не был азартным игроком, а игры на фантики были чрезвычайно популярны в школах в первой половине 90-х. Но мой друг Миша был главным хулиганом в классе и, как и полагается хулигану, любил азартные игры. В то время единственной азартной игрой в школе была игра на вкладыши и тут Миша отрывался по-крупному. Причем турбы сами по себе его не интересовали, интересовал сам игровой процесс, так что все турбы, которые выигрывал Миша, шли мне в коллекцию, а повторные я отдавал Мише для игры. Особенный азарт был у Миши, когда мы узнавали, что у кого-то из класса есть редкая турба, которой мне не хватает для коллекции - тут было важно вызвать владельца редкого вкладыша на игру и выиграть у него турбу, что у Миши обычно всегда получалось. В результате такого симбиоза мне и удалось собрать так много коллекций. Миша тут внес весомый вклад.
11. Парочка особенно любимых мною турб крупным планом. 145-й номер - редкий пример турбы, которая мне нравилась при том, что автомобиль изображенный на картинке мне совершенно не нравился. Но декорации тут были прекрасны. Особенно доставляли зайчики. Еще мне очень нравился прототип со 146-го номера. В этой машине было что-то космическое, такая себе стеклянная капсула из будущего!
12. Гоночный болид со 144-й турбы поразил меня указанной мощностью - 1300 л.с. Я никак не мог понять, почему болид имеет 1300 лошадок, а седельный тягач или трактор - менее двухсот, но при этом болид не сможет потянуть тот груз, который может тянуть тягач или трактор.
Несмотря на странный дизайн, внедорожник Ламборджини со 150 номера чем-то притягивал. Особенно контрастно смотрись его простые грубые формы на фоне изящных линий спорткаров от знаменитой итальянской фирмы. В голове с трудом умещался тот факт, что фирма выпускающая суперкары, производит также и этот странный внедорожник.
13. Футуристический концепт Рено Лагуна нравился футуризмом и тем, что, благодаря ракурсу, было трудно понять, как же на самом деле выглядит машина, что оставляло большой простор для фантазии. Уже в начале 90-х внедорожники набирали популярность и я сразу полюбил полноприводные автомобили, обладающие повышенной проходимостью. Так что турба с концептом Range Rover была в моих фаворитах. А вот продукция концерна Volkswagen мне не нравилась никогда, ни серийные автомобили, ни прототипы.
14. Американские микроавтобусы сразу завоевали мои симпатии, так что 173 турба мне не могла не понравится. Несмотря на то, что к японским автомобилям я был равнодушен, Toyota на 182 номере мне очень нравилась, главным образом из-за ракурса, оставляющего пространство для фантазии. Если бы я увидел этот автомобиль с других ракурсов, вряд ли он мне нравился бы и дальше. А вот следующая турба с Vector'ом была одной из любимых в серии. Эта картинка как будто сошла с американских фильмов про будущее. Пустыня, космического дизайна автомобиль с поднятой дверью и девушка-пилот - в этой картинке было прекрасно все!
15. Следующая серия турб выпускалась в 1992-1993 годах и содержала номера 191 - 260. Тут уже мне удалось собрать полную коллекцию.
16. Картина на 192 вкладыше сходу стала моим фаворитом. Мрачный антураж, шикарный и немного непонятный автомобиль без окон и скопление темных силуэтов на заднем плане - фантазии ребенка тут было где разгуляться. В то время я задавался вопросом, что за производитель такой Syd Mead с названием, о котором я ни до ни после ничего не слышал, и лишь недавно узнал, что это рисунок американского дизайнера-футуролога Сид Мида. Футуризма в новой серии турб было немало, как можно заметить по соседним вкладышам.
17. Впервые о бигфутах я узнал как раз из вкладышей Turbo. Меня сразу очаровали эти монструозные автомобили, а их проходимость казалась совершенно фантастической. Я мечтал отправится в путешествие подальше от цивилизации на таком внедорожнике. Тогда я еще не знал, что это всего лишь шоу-кары, созданные для развлечения публики на моторшоу. Каким образом водитель попадает в кабину для меня тоже было загадкой. Странный автомобиль с 200-го номера удивлял меня оригинальной конструкцией, но никогда мне не нравился. Более того, казался тем еще уродцем.
18. Турбы открыли мне и мир ретро-автомобилей. Автомобиль с 209 номера меня покорил своей элегантностью и аристократичностью. Было в нем что-то от королевской кареты и эта турба была занесена в список фаворитов. А вот соседний Bugatti, напротив, меня не зацепил.
19. Автомобили в этой серии турб были совершенно разные - от олдтаймеров 1930-х, до футуристических концептов, навевающих мысли о будущем, большая часть представленных тут машин мне очень нравилась.
20. Никогда не понимал, зачем у машины на 223 номере так странно отваливается задняя часть, делая и без того некрасивую машину совершенно уродливой. К тому же название автомобиля было указано неверно (неточности в названиях и характеристиках автомобилей не были редкостью для вкладышей Turbo.)
Несмотря на совершенно невыразительный автомобиль, эта турба нравилась всем парням. На автомобиль тут никто не обращал внимания.
22. Вторая часть коллекции этой же серии.
23. Еще одна турба, где автомобиль был второстепенен, правда декольте могло быть и поглубже, но для 9-летнего мальчишки и так было неплохо.
24. Прекрасная четверка! Нравились все представленные тут экземпляры от старого Форда до американских прототипов, но больше всех цеплял за душу шикарный Oldsmobile с 240-го номера.
25. Об автомобильной марке Delahaye я узнал исключительно из серий турб. По тому, что все представленные автомобили этого производителя были олдтаймерами, я сделал вывод, что эта фирма вряд ли существует в настоящее время. Автомобили Delahaye всегда были для меня образцом стиля и элегантности прошлого.
26. Следующая серия турб с номерами 261 - 330 вышла в 1993-1994 годах и тут я тоже собрал полную коллекцию.
27. Мне очень нравился новый дизайн турб - золотистая рамочка и такая же золотистая надпись фирмы производителя смотрелись стильно. Также порадовало и то, что впервые в серии турб появилось парочку грузовых автомобилей и что немаловажно - это были шикарные американцы.
28. Эта серия вообще была богата отличными автомобилями, ведь тут было много того, что мне нравилось - пикапы на больших колесах, элегантные американские седаны, внедорожники и прочее...
29. А эта турба с роскошным Kenworth стала и вовсе одной из моих самых любимых. Уже в раннем детстве я грезил о путешествиях в доме на колесах, а тут был не просто дом на колесах, а огромный и стильный американский трак с целой комнатой, размещенной за водительской кабиной.
В 1994 году в серии вкладышей турбо произошли перемены - вместо очередной новой серии на рынок вышли сразу три серии, разграниченные по тематике: Turbo Super продолжала общую концепцию предыдущих выпусков и была посвящена современным автомобилям и футуристическим концептам, Turbo Classic охватывала сектор классических автомобилей, а Turbo Sport - спортивных. Все три коллекции вышли на рынок практически одновременно и собирать их стало сложнее - ресурсы у меня были те же, а собирать приходилось в три раза больше, к тому же популярность вкладышей достигла своего пика и начала плавно снижаться. В таких условиях пришлось пересмотреть приоритеты и их список стал выглядеть таким образом: на первое место вышли Turbo Classic, на коллекционирование которых я сделал основной упор, после них шли Turbo Super, а от собирания Turbo Sport я вовсе отказался, автоспорт меня никогда не привлекал.
30. Серия Turbo Super продолжала нумерацию предыдущей серии и начиналась с 331 номера. Всего было выпущено три серии Turbo Super, по 70 вкладышей в каждой и, после последнего 540-го номера, серия была переименована в Turbo 2000. Это произошло в конце 90-х и интерес к вкладышам к тому времени полностью сошел на нет, так что у меня в коллекции присутствует всего несколько Turbo 2000. Да и коллекции Turbo Super у меня далеко не полные.
31. Главным разочарованием Turbo Super для меня стала визуальная составляющая серии: мало того, что из палитры машин практически полностью исчезли американцы, так еще и все машины стали изображать на каких-то нелепых ярких фонах, местами забывая элементарно добавить машине тень. Создавалось впечатление, что дизайнер, ответственный за отбор картинок, открыл для себя такое чудо компьютерной мысли, как фотошоп и на радостях ушел в отрыв. Турбы стали банальными яркими наборами картинок для первоклассников и собирать их мне уже не хотелось, делал я это еще какое-то время по инерции, пока совсем не забросил это дело.
32. Эту неполную коллекцию Turbo Sport я не собирал лично, а выменял в начале 2000-х вместе с другими вкладышами у друга Бори. Я загнал Боре все свои киндер-сюрпризы, которые тоже тогда собирал, а взамен получил несколько коллекций автомобильных вкладышей в том числе и эту неполную коллекцию Turbo Sport. Как видно по вкладышам, тут тоже порезвился тот криворукий горе-дизайнер.
33. Совсем по другому дело обстояло с серией Turbo Classic. Эта серия сразу стала моей самой любимой и справедливо получила приоритет в коллекционировании. Классические автомобили меня манили с самого детства а тут они еще и были отлично поданы на фоне красивой природы (криворукий дизайнер-фотошопер испортил лишь часть коллекции).
34. Кроме того, мне очень нравилось оформление серии - золотистая надпись Turbo и золотистая оправа картинки лишь подчеркивали элегантность представленных тут автомобилей, к тому же у этой серии появился свой значок - золотая буква "Т" с крыльями по бокам. Все это создавало винтажный антураж и вкладыши смотрелись очень достойно. Их хотелось собирать и я собрал полную коллекцию.
35. А этот Avions Voisin с 59 номера стал моей самой любимой турбой серии. Автомобиль поражал своим потрясающим стилем и прогрессивными как для 1933 года формами. Это произведение автомобильного дизайна возглавило мой личный рейтинг самых красивых автомобилей когда-либо созданных человеком. Мечтаю увидеть этот автомобиль живьем. Пока что мне известно, что один Avions Voisin C25 находится в частном музее в Швейцарии, но посещение музея возможно лишь в составе группы и только по предварительной заявке, еще один экземпляр Voisin C25 является частью экспозиции одного знаменитого американского музея. Оба музея мне пока что не доступны, а есть ли где еще сохранившиеся экземпляры этой модели, я не знаю. Всего было выпущено семь автомобилей с этим типом кузова.
36. Вторая серия Turbo Classic стала для меня разочарованием. Мало того, что полностью исчезли любимые мною фотографии автомобилей на фоне природы, так вдобавок дорвавшийся до фотошопа криворукий дизайнер испортил все без исключения номера серии психоделическими яркими картинками, совершенно не подходящими ни по стилю ни по антуражу к представленным тут классическим автомобилям. В этих турбах было плохо все. Классический дизайн вкладышей сменился каким то жутким розово-синим кошмаром. Создавалось впечатление, что серия посвящена не классическим автомобилям, а игрушкам для гламурных блондинок. Тем не менее я старался собрать полную коллекцию, но шел 1996 год и эра вкладышей близилась к своему закату. В школе уже никто не играл на вкладыши, все меньше людей их собирали, доставать отсутствующие номера стало все труднее. В итоге полную коллекцию я так и не смог собрать, не хватило 14 номеров.
37. Моей любимой турбой этой серии стал 111 номер с Хаммером. Hummer H1 был для меня автомобилем мечты, далеким и недостижимым идеалом. И даже испорченная горе-дизайнером турба с суровым ликом этого действительно классического автомобиля будила во мне целую гамму восторженных чувств.
38. Каждый коллекционер вкладышей всегда имел при себе такой список недостающих номеров. Когда удавалось достать тот или иной номер, он закрашивался красным квадратиком. Это актуальный список последних коллекций вкладышей, которые я собирал.
39. Второй по популярности жевательной резинкой с автомобильными вкладышами была Bombibom. Бомбибомов как и турб было множество серий, самая первая из которых вышла в 1991 году и выглядела таким образом. С этой серией у меня связано много ностальгических воспоминаний, ведь по этим вкладышам вместе с первой серией турб я в семилетнем возрасте начал познавать мир автомобилей.
40. Эти квадратные фантики я тоже начал собирать параллельно с турбами, но они всегда оставались для меня второстепенными в плане коллекционирования, так что коллекция у меня далеко не полная.
41. А это уже одна из последующих серий бомбибомов, вышедшая спустя несколько лет после первой серии. Их я тоже собирал и тоже без особого рвения, так что не собрал даже половины коллекции. Если самая первая серия радовала автомобилями в естественной среде обитания, то тут к делу подготовки изображений пустили фотошопера и он начал творить. Натворил такого, что собирать эти произведения дизайнерской мысли не особо хотелось.
42. Крупным планом.
43. Еще одна серия бомбибомов из самых первых. Мне они никогда не нравились так как почти все машины тут были представлены на одном и том же фоне с одного и того же ракурса и казались скорей модельками, чем настоящими автомобилями. Помимо этого, тут были представлены в основном спортивные и японские автомобили. Ни те ни другие мне не нравились, так что эту серию бомбибомов я никогда не собирал.
44. Эта полная коллекция содержащая номера с 1-го по 90-й была выменяна мною у друга на киндер-сюрпризы в начале 2000-х.
45. Несмотря на отсутствие природных пейзажей, в плане стиля тут было все не так уж и плохо. Прослеживался единый стиль вкладышей и вообще коллекция выглядела добротно, если бы еще автомобили были поинтересней! Ведь тут не было ни одной, машины которая бы мне нравилась.
46. А это моя самая любимая серия бомбибомов. Ее я собирал и собрал полную коллекцию, так как тут было прекрасно все!
47. Во-первых, автомобили. Было много шикарных американцев, во многие из которых я был влюблен, как например в этот Додж на 20-м номере или в Кадиллак на 21-м.
48. Во-вторых, серию отгородили от "фотошоперов" так что никто не успел испортить картинку. Вкладыши этой серией радовали вдвойне - крутыми автомобилями и родным задним фоном.
49. Наверное ни одну серию я не пересматривал так часто, как эту. Мне тут нравился реально каждый второй автомобиль и от этой коллекции я кайфовал.
50. Недаром же она удостоилась чести храниться в специальной книжечке, предназначенной для коллекционирования марок.
51. Привожу эту коллекцию полностью от 1 до 90 номера. Пусть будет для истории.
52. Как и на всех других вкладышах с автомобилями, тут был представлен самый широкий спектр машин - от дешевых малолитражек Suzuki до роскошных суперкаров Bugatti, Maseratti и Ferrari.
53. Последние шесть номеров серии.
54. Название жевательной резинки, к которой прилагались эти вкладыши я забыл, как и ее внешний вид. Это была самая дешевая жевательная резинка и вкладыши эти совершенно не ценились на школьном рынке. Да и никто их почти и не собирал тогда. Появлением этой коллекции в своих архивах я обязан одному обстоятельству.
55. В нашем дворе жила девушка, чей папа любил выпить в компании гаишников, пост которых находился прямо рядом с нашим двором. За долгие годы совместного распития горячительных напитков, папаша этой девушки очень плотно вписался в тусу госавтоинспекторов, ему иногда даже давали порулить жезлом и собирать бакшиш. Доили гаишники тогда чаще всего дальнебойщиков и у последних для прохождения таких постов всегда были припасены самые дешевые жевательные резинки или прочие ништяки, которыми можно было откупиться от назойливых ментов. Жуйки как правило были именно эти с этими фантиками, которые новоиспеченный гаишник таскал с поста домой блоками. Естественно, что у девушки была уйма вкладышей и я, применив свое влияние во дворе, перенаправил их все себе в чемоданчик.
56. Таким образом мне удалось собрать почти полную коллекцию этих вкладышей, не купив ни одной жевательной резинки.
57. Для полноты коллекции не хватило всего семи номеров.
58. Вкладыши эти были примечательны тем, что помимо автомобилей на них были изображены самолеты, корабли и даже одна подводная лодка.
59. Еще одной важной серией вкладышей, о которой нельзя не упомянуть, была серия вкладышей "Lazer", посвященная исключительно военной технике. Появились они вместе с турбами и бомбибомами в 1991 году. Я поначалу тоже начал собирать эти вкладыши, затем все их променял на турбы или давал Мише на игру. Уже на закате эры фантиков мне в руки случайно попали эти три десятка "лазеров", сейчас даже и не вспомню каким образом они у меня оказались. Но для истории я их сохранил, ведь с ними у меня тоже связано много воспоминаний с раннего детства.
Помимо вкладышей-фантиков существовали еще и вкладыши-наклейки на различную тематику в том числе и автомобильную. Самыми популярными были наклейки "Power" с изображениями суперкаров, мощных американских бигфутов, грузовиков и прочей впечатляющей техники. Но в отличии от вкладышей, наклейки мало кто коллекционировал, в основном их применяли по назначению - клеили на холодильники, тетради, пеналы и другие плоские поверхности с целью их украсить. У меня тоже была пара десятков наклеек "Power", часть из которых украшала мои школьные тетради, дневники и другие вещи.
60. Но все же в моих архивах есть одна коллекция наклеек. Жевачка, в которую вкладывались эти наклейки называлась "Supercar" и продавалась она всего лишь в нескольких точках в городе в течении очень короткого периода, буквально месяц-два. За это время мне удалось собрать полную коллекцию этих наклеек, благо она насчитывала всего 24 номера. Серия была очень редкой и таких наклеек ни у кого не было, так что единственным способом пополнения коллекции была покупка жевательной резинки. У меня у самого не хватило бы финансовых резервов для сбора этой коллекции, так что я подключил парочку друзей к процессу и потом выменивал у них те номера, которых мне не хватало для полноты коллекции. Мне повезло и я успел собрать все 24 наклейки до того, как жевательная резинка "Supercar" исчезла с прилавков.
Во второй половине 90-х популярность вкладышей начала стремительно падать. Со школьных коридоров исчезли игроки на фантики, сократился обменный рынок вкладышей в школе. Доставать редкие и недостающие номера становилось все трудней и к седьмому классу я тоже завязал с коллекционированием автомобильных вкладышей. Кроме того, вкладыши перестали выполнять свою главную функцию, которую они выполняли в первой половине 90-х - информационную. Если в 1992 году турбы и бомбибомы были едва ли не единственной возможностью узнать о современном западном автопроме, то во второй половине 90-х на телевидении появилась передача про автомобили "Автопарк", а в киосках продавались первые украинские автомобильные журналы "Сигнал" и "Motor News", которые я начал покупать с 1997 года. К тому же серии вкладышей Turbo и Bombibom стали уже совсем не те, что раньше и больше не несли той эстетической радости от созерцания красивых автомобилей. Теперь созерцать приходилось тотальную безвкусицу турецких "фотошоперов". Все это привело к тому, что к концу 90-х вкладыши - культовый атрибут постсоветских школьников, окончательно стали историей.