Продолжаю рассказ о военно-историческом музее de l'Abri de Hatten, расположенном в эльзасской деревушке Хаттен и образованном вокруг бункера-убежища для личного состава, входившего в линию оборонительных сооружений Мажино. И сегодня будет пост о довольно обширной экспозиции музея, расположенной на площади 4,2 гектара в ангарах и под открытым небом. Грузовики, бронетехника, пара самолетов, пушки, пожарные машины и много другого ждет любителей военной и не только техники под катом. В конце поста покажу небольшую экспозицию, расположенную на территории музея, посвященную советскому концлагерю N 188 для военнопленных французов под Тамбовом, в котором в период с 1943 по 1945-й годы погибли 10 000 уроженцев Эльзаса-Лотарингии.
01. В 1994-м году группой энтузиастов, небезразличных к истории родного края, на базе убежища для личного состава армии, входящего в линию оборонительных сооружений Мажино, был создан музей. Постепенно территория музея как и его экспозиция расширялись и на сегодняшний день тут смело можно провести три часа своего времени, если не останавливаться на детальном осмотре экспонатов. Музей расположен очень близко к немецко-французской границе в 40 км от Карлсруэ и в 30 км от Баден-Бадена, так что его можно смело рекомендовать в качестве маршрута выходного дня для живущих в Бадене. По дороге можно заехать на полчаса в музейный
каземат Esch, расположенный в паре километрах от de l'Abri de Hatten, как это сделал я.
Охватить в этом обзоре всю технику, выставленную в музее, не представляется возможным, поэтому я покажу лишь наиболее яркие экземпляры и начну обзор с военных грузовиков и тягачей, которые в изобилии представлены в музее. Я мало фотографировал информационные таблички, поэтому сказать что-либо о некоторых выставленных тут машинах ничего не могу. К тому же всю технику из музейной экспозиции, кроме советской, я видел впервые. Если кто знает, что за машины тут представлены - дополните в комментариях.
02. Французский военный грузовичок Simca Unic Marmon Bocquet (SUMB) MH600 4х4, с довольно не плохим по сравнению с его сородичами дизайном.
03. Я понимаю, что в военных машинах главное функциональность, а не внешний вид, но французская военная техника совершенно некрасива. Советские военные грузовики на фоне французских выглядят просто образцом стиля. На фото: военный тягач "Berliet".
04. Военный автокран на шасси неизвестного мне производителя.
05. Танковый тягач "Berliet".
06. Часть техники находилась под навесом, наверное тут наиболее ценные экземпляры. Слева автокран "Griffet G8", 1958-го года выпуска, справа - грузовик "Berliet".
07. Слева направо: американский военный грузовик M35, по центру французский "Berliet GBC 8 KT", справа - английский танк "Chieftain MK5".
08. Chieftain MK5 считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени, экспортировался в ближневосточные страны.
09. AMX-13 - французский лёгкий танк, производившийся серийно с 1952 по 1964 год. Принимал участие во многих вооруженных конфликтах и войнах на Ближнем Востоке.
10. Слева от него парочка швейцарских средних танков Pz 68. Танки этого семейства были созданы во второй половине 1960-х и производились серийно в 1971-1984 годах. Судя по всему вся эта техника на ходу.
Музей очень гордится одним из двух находящихся во Франции советских танков Т-34, но я его нигде не обнаружил, хотя на фотографиях в интернете с прошлых лет он присутствует в экспозиции, возможно гастролирует где-то.
11. Этот автомобиль в представлении не нуждается - легендарный ГДР-овский "Трабант" в военной версии.
12. Рядом находился ангар с техникой, не предназначенной для экспозиции. Любопытство взяло вверх и я, оглянувшись не смотрит ли кто, нырнул внутрь.
13. Внутри были собраны грузовики разной степени сохранности. Пожарная машина Berliet GAK, судя по всему, служила в одной из эльзасских деревень.
14. Немецкий Mercedes Benz Unimog.
15. Грузовик французской фирмы "Perez et Raymond". С 1945 г. фирма занималась ремонтом армейских автомобилей, главным образом американских полноприводных грузовиков "Отокар" (Autocar) и "Уайт" (White). Через два года она стала устанавливать на них новые дизельные двигатели, а затем приступила к изготовлению кабин над двигателем собственной конструкции.
16. Cалон грузовика по-армейски аскетичeн.
17. Еще один американский военный грузовик M35.
18. По этой раме уже трудно установить, что это за автомобиль был в прошлой жизни. Но раз ее не выбросили - значит возможна реставрация.
19. Еще один списанный пожарный автомобиль с какого-то французского городка либо деревушки. Марку установить трудно, никаких шильдиков замечено не было.
20. Американский военный внедорожник времен Второй мировой Dodge WC-51. C 1942 года эти машины поставлялись в СССР по ленд-лизу. В Красной Армии их называли «Додж Три Четверти» из-за грузоподъёмности 750 кг (3/4 тонны).
21. Аскетичный интерьер Доджа.
22. В углу музейной территории стояло еще несколько грузовиков разной степени сохранности, доступа к ним для посетителей тоже не было. На фото два француза Simca Cargo 4x4 F594
23. Французский микроавтобус Renault SAVIEM показался очень знакомым, где я его видел, но никак не мог вспомнить где. Оказалось, что этот микроавтобус производили в бывшей ЧССР под маркой
AVIA. Что интересно, фирма AVIA производила грузовики вплоть до конца июля этого года, после чего из-за отсутствие спроса производство было остановлено и завод в Праге-Летнянах закрыт.
24. Пожарная машина "Berliet GAK", служившая в лотарингском городке Bitche. Грузовики слева от нее - Simca Cargo 4x4 F594
25. Некоторые машины из тех, что стоят вдали от экспозиции, в довольно плохом состоянии, возможно, ждут своей реставрации. Справа на фото: Татра 111.
26. Старая ржавая военная техника смотрится очень контрастно на фоне летних, солнечных сельскохозяйственных пейзажей французской деревушки. На фото: остов американского броневика времен Второй мировой М8 Greyhound.
27. Судя по тележкам шасси - остов американского танка "Sherman".
28. Двигатель от танка, лежит просто посреди газона. В этом немного странном музее вообще много различных железяк раскиданы по территории. Самолетные, танковые двигатели, радиоаппаратура, еще какие-то железки непонятного предназначения без табличек и подписей. У меня сложилось впечатление, что музей принадлежит какому-то частному лицу - любителю военной техники, который скупает на аукционах по дешевке всякий военный хлам и просто складирует его тут где попало.
29. Ржавые облупленные танковые башни.
30. Американская 205-милиметровая пушка.
31. Интересный экземпляр музея - французский разведывательный колесный танк 1950-x годов "Panhard E.B.R.75", оставался основным бронеавтомобилем французских войск вплоть до 1970-х годов
32. Передние и задние пары колёс снабжены пулестойкими пневматическими шинами, а средние пары колёс - тракторного типа, при движении по хорошим дорогам могут подниматься, а при движении вне дорог - опускаться. Привод на все колеса.
33. Еще один интересный экземпляр коллекции - плавающий мост "Gillios E.W.K."
34. Музей с трех сторон окружен кукурузными полями, за которыми виднеются аккуратные деревенские домики. В этой провинциальной идиллии мрачные военные машины, ощетинившиеся стволам, выглядят пришельцами из другого мира.
35. Помимо бронетеxники в музее также представлена авиация, на фото французский истребитель "Dassault Mirage 3B-RV".
36. "Dassault Mirage 3" - первый европейский истребитель, преодолевший скорость в 2,0 Маха. На заднем плане советский вертолет МИ-8, о советской части экспозиции будет следующий пост.
37. Раритетный железный монстр - дорожный каток фирмы "HAMM" 1929-го года выпуска.
38. На этом закончу осмотр наружной экспозиции и покажу содержимое нескольких ангаров.
39. В самом крупном ангаре находится исключительно немецкая и американская техника 1939-1945 гг. Экспозиция посвящена тяжелым боям января 1945-го года, развернувшимися между немецкими и американскими армиями за деревушку Хаттен.
40. Американский лагерь.
41. Немцы.
42.
43.
44. Экспозиция в этом ангаре очень богата деталями, тут можно задержаться на полчаса, рассматривая выставленные тут предметы, оружие, технику.
45.
46.
47. Кусочек пространства ангара рассказывающий о беженцах, вынужденных покинуть родные места из-за войны.
48. Деревенский быт военного времени.
На этом закончим осмотр этого ангара и перейдем в еще одно помещение музея - зал посвященный 140 000 французам из Эльзаса и Лотарингии, насильно призванным в немецкую армию после того, как Эльзас и Лотарингия, вопреки международному праву, были присоединены к Третьему рейху, 40 000 из них не вернулись домой. Все эти люди были призваны в армию под угрозой депортации их родственников, в случае отказа и дезертирства и отправлены воевать на Восточный фронт.
49. Этот зал представлен в основном документами, рисунками и фотографиями: почти все на французском, лишь некоторые оригинальные плакаты того времени были на немецком.
50. Я бы прошел мимо этого зала, но меня заинтересовали рисунки, на которых были нарисованы будни в концлагере и этот концлагерь был не немецким, а советским. Я заинтересовался этой темой и начал искать в интернете информацию. Так я узнал о концентрационном лагере под Тамбовом - "французском лагере" N 188. Tак его называли по той причине, что большинство узников в нем были французами из Эльзаса или Лотарингии.
51. Летом 1943 года Комитет национального освобождения Франции, возглавляемый генералом де Голлем, обратился к своим соотечественникам с призывом переходить линию фронта и сдаваться в плен Красной Армии, чтобы вместе с русскими воевать против фашизма. Более 100 тысяч эльзасцев и лотарингцев откликнулись на этот призыв и были тут же помещены в советские концлагеря. В июле 1944 года 1500 человек были освобождены и переправлены в Алжир, где они примкнули к армии генерала де Голля. Оставшиеся в лагере французы в результате голода, невыносимых условий содержания и изнуряющего труда массово умирали и к концу войны в лагере N 188 погибло более 10 тысяч французов.
52. После окончания войны часть военнопленных французов вернулась на родину, часть же была отправлена из тамбовского лагеря N 188 в многочисленные лагеря ГУЛАГа, где след их терялся. Если кому интересно, привожу
ссылку на статью Евгения Писарева, где эта тема раскрыта глубже.
53. Помимо документов в зале есть небольшая инсталляция на лагерную тему.
На территории музея есть еще одно интересное помещение, содержащее богатую коллекцию моделей сооружений линии Мажино, выполненных в масштабе 1/35, но в момент моего посещения это здание было закрыто.
54. На этом буду заканчивать первую часть рассказа об этом интересном провинциальном музее, затерянном среди живописных пейзажей эльзасской провинции.
55. В следующей части рассказа отчет о советской экспозиции музея и экспозиции, посвященной Берлинской стене. Продолжение
по ссылке.