Крым - национальный заповедник советской архитектуры и быта. Часть 1

Aug 21, 2013 03:55

Сейчас, когда отпускной период в самом разгаре и все укатили на юга, самое время начать серию статей про Крым. Так сложилось исторически, что когда мы жили в Украине, под поездкой на море у нас всегда подразумевалась поездка в Крым. Ведь в Евпатории у нас живут родственники и поэтому раз в два года с детства мы ездили семьей на море в Евпаторию. До переезда в Германию в Крыму я был только в Евпатории и лишь летом 2010-го, приехав в отпуск в Украину, мы организовались компанией старых друзей и поехали отдыхать в Крым, Во время недельного тура мы проехали весь южный берег Крыма, много где побывав. С тех пор мы с моими украинскими друзьями пару лет жили мечтой снова повторить этот отпуск и в 2012 году нам это удалось. Мы провели десять дней в Крыму, объехав полуостров с запада на восток. Поездка получилась неоднозначной, было очень много позитива но было и много того, что портило общее впечатления от отдыха и от Крыма. И сегодня пост именно об этом: о наших "приключениях". Этот пост будет из двух частей, в которых я расскажу обо всем негативе, с которым мы столкнулись за 10 дней проведенных в Крыму. Затем будут три поста обо всем хорошем и красивом, что может предложить туристу полуостров.

Треш начался еще с железной дороги. Что представляет собой подвижный состав "Укрзалiзницi", знают все, кто хоть раз пользовался услугами украинского государственного монополиста. Крымский блогер написал об этом отличный пост, который дает отличное понятие о том, что представляют собой украинские поезда. Меня трудно напугать каким-то трешем в плане бытовых условий, я все-таки три года прожил в житомирской общаге, и месяц в подвале недостроенного здания, после чего мне не страшно ничего. К тому же хорошая компания и пару бутылок виски всегда скрасят любую поездку, превратив ее в праздник душевного общения. Тем не менее эта поездка на поезде стала самой ужасной из всех, в которых мне приходилось принимать участие. Не из-за раздолбанного вусмерть вагона постройки 1970-го года, не видящего ремонта за все сорок лет службы. К такому я привык, самое страшное было в другом.

Жара на улице тогда стояла адская, доходило до сорока градусов, а вагон как всегда в разгар сезона был заполнен под завязку: 54 человека уютно разместились на своих койко-местах и ждали отправления поезда, которое было в час дня - в самый пик жары. Сказать что простоявший весь день на солнце вагон был раскален - ничего не сказать. Но самое страшное было в том, что почти все окна, которые должны сдвигаться, были наглухо заглушены. Открыть их было невозможно. Как мне рассказали, их закупоривают намертво проводники, потому что сдвижной механизм окна 40-летнего поезда часто ломается и у них прибавляется забот. Чтобы этого избежать они просто намертво блокируют окна. Теперь представьте себе нагретый за день вагон поезда, в котором не работает вентиляция и лишь три окна можно приоткрыть, одно из которых в проходе напротив купе проводника. За окном 40 градусов жары, движения воздуха в поезде нет никакого, дышать нечем совсем. Если бы с нами ехали пенсионеры или сердечники поездка для них превратилась бы в битву за выживание. Практически все время я проехал стоя у единственного открытого окна к которому был доступ - напротив купе проводника, жадно хватая горячий воздух с улицы. С наступлением вечера климат в вагоне не улучшился, так как два окна из которых прибывал свежий воздух в вагон, закрыли совсем, чтобы не задувало людей на верхних полках и ночь в этом поезде была адской. Для себя я решил, что это был последний раз, когда я воспользовался услугами "Укрзалiзницi". Когда утром мы покинули этот адский скотовоз, я вздохнул с облегчением.

Высадились мы в Евпатории и тут у нас была пересадка на автобус, везущий нас в конечную цель нашей поездки - поселок Оленёвка на мысе Тарханкут. У нас было несколько часов времени до отправления и мы зашли в забегаловку напротив евпаторийского вокзала, чтобы перекусить. Крымский сервис шокирует сходу. Работающие в кафе девушки были чересчур даже для этого края грубы, невежественны, и разговаривали на агрессивно - повышенных тонах. Хотя работали там не совковые тетки а девушки в возрасте до тридцати. Я такого не видел ни до ни после этого. Это реально было самое стремное кафе, в котором я когда-нибудь бывал, хотя нет самое стремное было у нас еще впереди, но об этом ниже. Окончательно меня добил тот факт, что туалет в кафе платный даже для посетителей! Представьте что вы пришли в кафе и хотите перед едой помыть руки, а вам говорят: "платите!". Ад!

Перекусив мы дождались наконец-то автобуса, который повез нас в Оленевку. Про крымские автобусы можно тоже много написать. Что должно быть обязательным в автобусе, работающем на рейсах в субтропическом климате? - Правильно, кондиционер. В Крыму о такой роскоши можно забыть. В лучшем случае люк в крыше и сдвижные форточки в потрепанных бусах отечественного производства. Но после того адского вагона даже это кажется роскошью. Следующее, чем характерны не только крымские автобусы, но и вообще автобусы в Украине - тем, что помимо сидячих мест водитель набирает еще и кучу людей, которые стоят в проходах а некоторые  просто лежат у ваших ног  - для водителя это дополнительный заработок, ну а пассажиры ничего перетерпят.

Стоит лишь выехать за пределы курортной зоны, подальше от побережья, как перед глазами на сколько хватает обзора простирается территория тотальной бедности и разрухи. Путь от Евпатории до Оленевки проходит по крымской степи через десятки вымирающих поселков и постапокалиптических пейзажей. Ржавые остовы сельскохозяйственной техники и остатки колхозных построек свидетельствуют о том, что когда-то тут было сельское хозяйство и жизнь. Сейчас же в этих местах нет ни работы, ни туристов, ни денег. За счет чего живут люди в этих поселках - ума не приложу.

02. Во время остановки на площади одной из подобных деревушек. Со времен совка тут совсем ничего не поменялось, лишь изрядно обветшало. Старые здания бывших магазинов, пустующий торговый павильон советского рынка и исключительно советский автопром - переносят тебя на машине времени на десятилетия назад. Тут можно снимать исторические фильмы, декорации все готовы.

04. И конечно одна из главных характерных примет Крыма - горы мусора. Они просто везде, куда не бросишь взгляд. Ничто так не показывает истинное отношение местных жителей к родным местам, как простирающиеся на километры вдоль дорог горы мусора, разносимого ветром по степи. Скотское отношение живущих тут людей к природе просто не помещается у меня в голове.

05. После поезда, автобуса и этих унылых картин за окном все мы мечтали как можно скорей окунуться в прохладное и чистое море. Жилье у нас было забронировано заранее, так что мы уже мысленно видели, как бросаем свои рюкзаки и сразу бежим к морю смывать с себя пот и дорожную пыль. Но Крым снова преподнес нам сюрприз.

Как в каждом уважающем себя крымском поселке: первый, кто встречает приехавшего на отдых курортника - вождь мирового пролетариата.

Мечте о скором море не суждено было сбыться. Но обо всем по-порядку. Насчет аренды жилья на несколько дней мы договорились с местной крепкой хозяйственицей тетей Светой. Дело в том, что мои друзья уже на протяжении нескольких лет останавливались у нее, да и я во время поездки по Крыму в 2010-м году тоже там снимал комнату. В общем мы были постоянные клиенты. Море близко, условия для жизни неплохие, что еще надо? За несколько дней до поездки ребята позвонили тете Свете узнали, есть ли свободные места и забронировали несколько комнат для нашей компании, а нас ехало восемь человек. И вот высыпавшись из душного автобуса мы звоним тете Свете, сообщить что мы уже приехали и тут нас шокируют: мест нет.

- Как нет? Мы же договаривались?
- Надо было вам позвонить и подтвердить бронь.
- Так мы звонили и подтверждали!
- Надо было еще за день до приезда позвонить.
- Но вы ничего об этом не говорили, мы же все с вами обсудили по телефону.
- Ой вы знаете приезжайте ко мне и все решим, у моего соседа Васи есть места. Я пошлю сейчас своего Сирожу (гоповатого вида отпрыска тети Светы) за вами, он вас подберет и мы на месте решим все с жильем.

В итоге подкатывает хмурый Сирожа на раздолбанной копейке, привозит двоих из нас к тете Свете, не забывая при этом состричь капусты за услугу и тут тетя Света шокирует нас дальше:

- Давайте сейчас пойдем к соседу Васе и спросим есть ли у него места?
- Как? Вы же сказали по телефону, что мета есть! Зачем же мы сюда приехали?
- Ну должны быть, но мало ли, давайте сходим посмотрим.

Идем мы к соседу, который явно не был готов к неожиданному визиту, но очень обрадовался возможности подогреть бабло. И хоть места для восьми человек у него не было, но он боясь потерять внезапно свалившуюся кучу денег, он очень суетился и обещал разместить всех, доставив раскладушки. Мужик был очень не приятный как и его жилище и я предпочел бы ночевать на пляже, чем жить несколько дней с таким соседом. Поэтому мы отправились дальше искать жилье в поселке, предварительно стерев номер тети Светы из записной книжки.

Чему я никогда не перестану удивляться в Крыму - так это тому, что тут большинство людей из сферы сервиса совершенно не стремятся сделать так, чтобы тебе у них понравилось и захотелось к ним вернуться в следующий раз. Состричь с тебя бабла здесь и сейчас - вот главная и единственная цель местного бизнеса, а завтра на твое место приедут куча других. Отбоя от людей с постсоветского пространства, готовых платить за трешевый сервис европейские цены, судя по всему нет. Больше всего меня в этой ситуации удивило не то, что тетя Света нас кинула, а скорей то, что она кинула людей, которые уже четвертый год подряд привозили ей свои деньги - это мне трудно понять.

В итоге мы потратили полдня, гуляя с вещами по адской жаре, чтобы найти жилье в поселке для восьмерых человек. На море мы попали лишь к вечеру.

Мыс Тарханкут - замечательно место для отдыха, я расскажу о нем подробней в следующих частях. Тут теплое и чистое море, удивительная природа и красивые скалистые берега. Но к сожалению места, до которых добирается постсоветский человек тут же превращаются в помойки.

06. Например вот это замечательное скальное образование, известное как "Чаша любви" - ниша в скале круглой формы, соединенная под водой с морем. Мы приехали сюда рано утром, потому что с восьми утра тут народу столько, что не протолкнуться.

07. Несмотря на то, что место массово посещается туристами, крымские власти не в состоянии элементарно организовать вывоз мусора. Поэтому весь привозимый мусор остается прямо тут, уютно располагаясь в неровностях скалистой породы.

08. "По легенде, молодые пары, которые искупаются в чаше любви, буду всю жизнь вместе и проживут долго и счастливо"

09. Некоторые туристы не обламываются выкидывать тут целые пакеты с мусором. Поели, покупались, тут же насрали и поехали дальше отдыхать. Культура хули. С восьми утра народ начинает прибывать лавинообразно и к девяти тут не протолкнутся. Очень много семей с детьми приезжает, дети купаются и играют среди мусорных куч, привыкая с юных лет жить в дерьме и отдыхать в дерьме.

10. Степень бесхозяйственности крымских властей не знает границ. Посмотрите на эту огромную дыру недалеко от "Чаши любви". Находится она в месте, которое кишит как людьми так и автотранспортом, при этом дыра не то что не огорожена, как это должно быть, рядом нет хотя бы таблички или флажка, предупреждающего об опасности. При том дыру совершенно не видно уже с расстояния двадцати метров, а диаметр ее такой, что если в нее провалится легковой автомобиль, то он вполне может пролететь весь "колодец", не коснувшись его краев и плюхнувшись в морскую пучину.

11. "Колодец" впадает в проход в скале, показанный на фото. Однажды сюда провалится автомобиль и погибнут люди, тогда вокруг дыры появится ограда. Пока не будет жертв, тут не будет сделано ничего, чтобы обезопасить это место.

Пробыв на мысе Тарханкут несколько дней мы отправились дальше. Следующими пунктами нашего маршрута были Севастополь и Балаклава. Про крымские города можно сказать лишь одно - они в ужасно запущенном состоянии и их развитием совершенно никто не занимается. В Крыму нет ни одного красивого города, в котором бы хотелось бы задержаться подольше. Города Крыма застыли в каком то безвременье, представляющим собою адскую смесь из обветшавшей советской инфраструктуры и дешевых безвкусных новостроек, обшитых китайским пластиком и обильно заклеенных рекламным мусором.

12. Любой крымский город выглядит так:

13. Большинство жилого фонда Крыма - советские панельные дома, доведенные бесхозяйственностью до состояния настоящих трущоб.

14. Хотя справедливости ради, нужно сказать, что так выглядит большинство жилого фонда Украины, Крым в этом плане не исключение.

15. Даже горы и шикарная природа не в состоянии украсить уродливость крымской архитектуры. На фото Ялта.

16. Еще одно фото Ялты. Как бы не хотелось словить глазом хоть кусочек красоты города, ничего не получится. Если вы не фанат советского панельного архитектурного стиля.

17. А это главный открыточный вид Севастополя. Советские военные памятники и многоэтажки, пластиковые отели и торговые павильоны - все перемешалось в этом царстве безвкусицы.

18. Хорошо видна современная застройка города. Ее трудно назвать красивой, хотя смотря с чем сравнивать. На фоне обшарпанных советских многоэтажек она выглядит лучше, это да.

18. И над всем этим великолепием друг всех детей указывает рукою путь в светлое будущее.

Как можно увидеть на последней фотографии красивая архитектура в Севастополе есть. Это действительно так, в Севастополе много красивых домов дореволюционной эпохи, но на то, в каком состоянии находятся многие из них нельзя смотреть без печали. Закон о сохранении памятников архитектуры в Крыму не работает совсем. Главное богатство полуострова - его архитектурное наследие и уникальные военные объекты рушатся, разворовываются и с каждым годом их число все уменьшается.

19. На фото один из немногих сохранившихся военных объектов - Михайловская батарея, в которой в 2010-м году на частные средства без помощи государства открылся военный музей. До этого времени батарея стояла заброшенная и разграбленная, как и 99% подобных объектов в Крыму. Этому зданию повезло - небезразличные к истории люди открыли в нем музей и занимаются понемногу реставрацией здания.

20. Военно-морские силы Украины??? - не, не слышал.

Но вернемся к моему рассказу о нашей поездке. Итак мы приехали в Севастополь - город морской славы. От былой славы в городе правда совсем ничего не осталось. Севастополь запомнился совершенно убитой инфраструктурой, озлобленными и грубыми водителями маршруток, самой отвратной шаурмой, которую я когда-либо ел, и обилием русских флагов на улицах города.

В планах у нас было прогуляться по городу и к вечеру двинуть в Балаклаву, где мы договорились опять же по телефону о съеме жилья. После истории, приключившейся с нами на Тарханкуте, я понял, что в Крыму устные договоренности не имеют никакой силы и был готов к чему угодно. Но на этот раз все получилось. Мы сняли частный дом у бабульки, которая с улыбкой на лице переписала наши паспортные данные, была мила и улыбчива. В доме был даже кондиционер, за пользование которым нужно было доплачивать отдельно. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Когда мы распрощались с бабулей, первое что было решено сделать - принять душ. Но вода в кране закончилась практически сразу же, даже первая девушка из нашей компании не успела помыться. Мы побежали за бабулей: что за дела? Где вода? Бабуля сказала, что вода есть, но иногда пропадает. Нужно всего лишь подождать.
Так мы и жили два дня практически без воды, зато с кондиционером. А что делать? Это Крым, детка. Будь готов ко всему.

Когда мы выселялись бабуля пришла проверить все ли на месте и ничего ли мы не поломали. Но это уже был преобразившийся человек. Улыбки как не бывало, на лице суровое выражение советской вахтерши (деньги то уже заплачены, можно больше не разыгрывать доброжелательность), помимо этого бабуля ворчала, что мы не вынесли за собой мусорный пакет, и что старому деду который еле ходит придется все это тащить. Причем про мусор изначально нам никто не говорил ни слова а сообщено это было, когда мы уже стояли в дверях с сумками готовыми к выходу. В общем неприятный осадок остался.

Но треш продолжался дальше. Крым не переставал нас удивлять и шокировать, продолжение рассказа по ссылке.