Вернулся с недельной поездки по Польше. Я очень люблю эту страну и посещаю ее минимум раз в год последние лет пять, наблюдая за тем, как стремительно она меняется, на глазах превращаясь из постсоветской страны восточной Европы в одну из передовых стран Евросоюза. Путь, который прошли поляки на пути к прогрессу, колоссальный, и сегодня Польша представляет собой высокоразвитую страну с богатой историей, обилием исторических достопримечательностей, отличной транспортной инфраструктурой и прекрасной современной архитектурой. Во время этой поездки я посетил три польских города: Вроцлав, Краков и Варшаву и словил себя на мысли, что не вижу разницы между польскими и немецкими городами - и те и другие удобны, красивы, ухожены и чертовски интересны для прогулок и изучения.
01. Каждый польский город имеет традиционный исторический центр, богатый яркими открыточными видами, привлекающими в Польшу миллионы туристов каждый год. В сердце польских городов традиционно расположена площадь с собором, окруженная по периметру красивой исторической застройкой прошлых веков. В этом города Польши похожи на города других западноевропейских стран.
02. Историческая застройка идеально отреставрирована, вокруг абсолютно немецкая по качеству пешеходная инфраструктура, обилие уютных кафе и ресторанчиков - классическая глянцевая Европа.
03. Любителям подобных красот Польшу можно смело рекомендовать - тут в каждом городе есть что посмотреть в плане исторической архитектуры и, как правило, все это в идеальном состоянии.
04. Изначально я принял это здание за образец современной архитектуры, удачно обыгрывающий стиль 1930-х. Но оказалось, что это оригинальное здание Warenhaus Wertheim, построенное в 1928-1930 годах и бывшее в довоенное время самым крупным торговым центром Бреслау.
05. Благодаря продуманной подсветке, торговый центр особенно эффектно смотрится вечером и украшает своим присутствием центральные улицы Вроцлава.
06. Одним из показателей развития любой страны является качественная современная архитектура. Как обстоят дела с этим в Польше? С современной архитектурой в Польше все прекрасно, тут совершенно нет отставания от передовых стран Европы.
07. Посмотрите, как органично соединили старое историческое здание и современную надстройку. Это Cricoteka - центр современного и театрального искусства в Кракове.
08. Очень удачный проект, соединяющий классическую индустриальную архитектуру конца 19-го века и новые архитектурные тенденции.
09. Ржавые стальные стены, стеклянный потолок - очень интересные решения в сочетании с кусочком идеально отреставрированной старины.
10. Просто праздник для глаз!
11. На площади перед главным входом установлены оригинальные лавочки с не менее оригинальным урнами для мусора.
12. Все сделано очень качественно. Скажи мне, что этот снимок сделан в Кельне, Дюссельдорфе или Штутгарте, я бы не усомнился. Но это Краков.
13. Рядом прекрасная набережная с дорожками вдоль реки, лавочками, красивыми видами и всем тем, что делает ее приятной для прогулки вдоль прилегающих к реке районов.
14. Новый стильный мост через Вислу в Кракове. Примечателен тем, что фигуры акробатов реально балансируют на тросах, натянутых меж тросами опор. Смотрится очень эффектно!
15. А еще тут раздельные две части - одна для велосипедистов, вторая для пешеходов. Сегодня современный город трудно представить без хорошей велосипедной инфраструктуры и польские города идут в ногу со временем.
16. Польша - страна с прекрасной транспортной инфраструктурой, которая постоянно развивается и совершенствуется. Тут Польше сильно помогают фонды Евросоюза, но и результат виден не вооруженным глазом. Инфраструктура хорошеет год от года. На фото строящаяся линия городской электрички в Кракове.
17. Крупные города Польши столкнулись с проблемой перенасыщения автомобилями и в настоящем Польша активно и очень успешно развивает все виды городского транспорта.
18. Практически в каждом крупном городе Польши есть развитая трамвайная система с современными низкополыми трамваями, удобными остановками с электронными табло, отсчитывающими время до прибытия трамвая и всем тем, без чего немыслим современный общественный транспорт.
19. Новая станция городской электрички в Кракове. Оцените уровень архитектуры.
20. Могли бы просто соорудить какой-то крытый перрон, а бабло Евросоюза распилить, но нет. Поляки делают все очень качественно и эстетично. И эта картина повсеместна.
21. Даже в Германии нет таких станций городской электрички. Тот момент, когда понимаешь, что страна Восточной Европы в каких-то вещах обходит экономический локомотив континента.
22. Какой-то свежепостроенный комплекс во Вроцлаве. Не знаю, что это, но когда я проезжал мимо там еще велись работы по облицовке фасада.
23. Единственный небоскреб Вроцлава Sky Tower. Строительство здания было завершено в 2012 году, высота башни составляет 212 метров. На 49 этаже расположена обзорная площадка.
24. В столице Польши "драпачей хмур" гораздо больше.
25. Скайлайн в Варшаве очень эффектный. Учитывая тот факт, что в Европе на пальцах можно посчитать города, в которых есть небоскребы, польская столица очень выделяется на фоне других европейских столиц.
26. Снос старых зданий социалистической эпохи на фоне новеньких небоскребов столицы смотрится очень символично.
27. Небоскребы Варшавы создают в сердце города атмосферу большого, динамичного и успешного города. После малоэтажной в целом Европы, тут ощущаешь себя почти что в Нью-Йорке.
28. Вид на небоскреб Вроцлава через стеклянную крышу прилегающего к нему торгового центра.
29. Архитектура отдельных небоскребов очень хороша!
30. Современное здание, гармонично вписанное в историческую застройку на одной из пешеходных улиц Варшавы. Удивительно, откуда у поляков такой хороший вкус? Вроде как мы все из одного социалистического болота вышли, но в Польше повсюду красота и стиль, а в постсоветских странах восточнее балом правят треш и безвкусица.
31. Отдельно стоит отметить общественные пространства польских городов: набережные, парки, скверы, площади - все современно, стильно, очень качественно и в каждом общественном пространстве видна работа ландшафтных дизайнеров и урбанистов. На фото набережная Варшавы.
32. Очень приятное место для прогулок, пробежек или просто посиделок у реки.
33. Мост через Вислу подсвечен разноцветной подсветкой, меняющей цвета.
34. Хоть Польша стремительно меняется, но пока что тут все еще можно найти много мест, в которых безошибочно угадывается восточная Европа.
35. Районы многоэтажек, парковки вместо дворов, киоски с алкоголем - привычный жителю постсоветского пространства ландшафт. Правда, в Польше он менее депрессивен и гораздо лучше обустроен, чем в ex-СССР.
36. Причина многих проблем - советская микрорайонная застройка. Вот так, например, выглядит половина жилого фонда во Вроцлаве - многоэтажные блочные дома в сетке улиц и дорог. Когда их строили, никто не думал, что в будущем в каждой семье будет автомобиль. Теперь большую часть городского пространства в таких районах занимают припаркованные автомобили.
37. Эти районы уже не переделать, но уменьшить количество автомобилей во дворах можно развивая общественный транспорт и велосипедную инфраструктуру, чем польское государство успешно занимается. Ну и все новые многоквартирные дома строятся обязательно с подземным паркингом.
38. А пока что многие пустыри между многоэтажками во Вроцлаве имеют примерно такой вид.
39. Знакомая каждому жителю постсоветского пространства картина.
40. Даже в центре польских городов можно наснимать такие кадры, но видно, что это исчезающая Польша, к которой неумолимо подкрадываются строительные леса.
41. Старые фабрики преобразовывают в атмосферные лофты, превращая их в места притяжения молодежи. На фото бывшая фабрика в центре Кракова, на территории которой теперь находятся уютные бары, клубы и креативные площадки.
42. Индустриальный колорит и приятная обшарпанность создают очень выразительную атмосферу в этом месте.
43. Современное искусство на территории фабрики.
44. Зайдем в один из барчиков, расположенный в этом уютном лофте, на бокальчик крафтового пива.
45. Внутри стильный и приятный глазу интерьер.
46. Мне очень не хватает таких мест в Германии, наверняка, они появляются понемногу и у нас, но пока что мне не доводилось бывать в подобных местах. В Лейпциге есть старые фабрики, где тусуется молодежь, проходят концерты музыкантов, но по атмосфере они скорей напоминают панковские сквоты, чем хипстерские лофты.
47. Нижний этаж с барной стойкой. Простой, но приятный дизайнерский минимализм.
48. Тут даже трубы гармонично вплели в интерьер, усилив индустриальный антураж помещения.
49. Приятная обшарпанность фабрики и ее полузаброшенный вид хорошо сочетаются с яркой уличной мебелью.
50. С наступлением темноты загораются неоновые вывески, бары заполняются людьми и территория фабрики оживает.
51. Зашли в еще один лофт на кружку крафтового пива, которое тут было поразительно вкусным. Это был лучший эль, который я когда-либо пробовал.
52. Давайте теперь посмотрим на новые жилищные комплексы, которые сейчас как грибы растут во всех польских городах. На фото новый жилой дом в центре Вроцлава.
53. Посмотрев на современную архитектуру Польши, я не могу без горечи смотреть на те скучные коробки, которые строят повсеместно в Германии. По части современной архитектуры Германия заметно отстает от восточного соседа.
54. Польша сейчас переживает строительный бум, причем то, что строят, выглядит весьма симпатично. Даже бюджетные жилые комплексы смотрятся очень достойно и радуют глаз.
55. Строгая, но стильная архитектура, малая этажность, уютные общественные пространства, подземные паркинги - примерно так выглядит большинство современных жилищных комплексов в Польше.
56. На этих снимках новый жилой комплекс в центре Вроцлава.
57. Для этого поста я не искал специально какие-то особые места, просто снимал то, что попадалось на глаза в ходе бесцельных прогулок по польским городам.
58. А этот дом расположен в Кракове. Тут та же картина - малая этажность, радующая глаз архитектура, закрытые для въезда транспорта внутренние дворики. В таких домах хочется жить.
59. Качество строительства очень высокое как внутри, так и снаружи. Я побывал в парочке таких домов, так что могу судить о качестве не по взгляду туриста с улицы.
60. Когда я смотрю на современную застройку в Польше и сравниваю ее с тем, что строят в моей родной Украине, я с горечью осознаю, какая пропасть разделяет два соседних государства.
61. Еще один новый жилой дом в Кракове.
62. Он же с другого ракурса. Очень приятная архитектура.
63. А это жилищная застройка в отдаленном от центра районе Варшавы. На снимке задние дворы обычных жилых домов, бюджетное жилье по польским меркам. Я думаю, что комментарии тут излишни.
64. Еще одна особенность Польши, которая после Германии сильно бросается в глаза - это камеры видеонаблюдения. Они тут просто везде. Каждый квадратный метр в центральных частях городов находится под видеонаблюдением. Так много камер, как в Польше, я не видел больше нигде.
65. Подъемный кран - неофициальный символ современной Польши, переживающей строительный бум. Краны и строительная техника являются неотъемлемой частью пейзажа в польских городах. Сегодня Польша демонстрирует очень стойкие тенденции роста и развития во всех сферах, и это развитие в чем-то напоминает экономическое чудо послевоенной западной Германии. Польские трамваи, троллейбусы и автобусы заполнили все города Европы, наглядно показывая уровень польского машиностроения, многие компании переносят свои офисы и производства в Польшу так как рабочая сила тут дешевле, чем на западе. Повсюду стройки, реставрации, ввод новых объектов инфраструктуры.
66. Что касается автобанов, которые являются немецким изобретением, то и в этой сфере поляки обогнали Германию. В Польше самые крутые автобаны из тех европейских стран, где мне доводилось бывать.
67. Рецепт экономического чуда Польши прост - политическая и социальная стабильность, низкий уровень коррупции и прозрачные и честные правила игры для всех. Кредиты и деньги Евросоюза, удачное географическое положение плюс недорогая рабочая сила - это те козыри, которые Польша умело использует, чтобы покинуть клуб стран восточной Европы и войти в высшую лигу.
68. Отдельно нужно отметить сферу туризма, которую Польша активно развивает. Обилие исторической застройки и бережное отношение к памятникам истории и архитектуры, отличная транспортная инфраструктура, низкие цены и высокий уровень сервиса - все это приводит к тому, что Польшу все чаще выбирают в качестве цели для отпуска жители западной Европы и не только. Как большой любитель автомобильных путешествий, не могу не отметить, насколько эта страна самобытна, разнообразна и интересна для изучения. А благодаря понятному языку и близкому менталитету, она даже в чем-то кажется родной.
69. Польша - это пример постсоветской страны, у которой получилось. Когда я смотрю на Польшу, я вижу какой могли бы быть сейчас Украина, Россия и Беларусь, если бы население этих стран еще в 1990-е выкинуло бы на свалку истории призрак коммунизма вместе со всеми старыми политиками и занялось бы активным построением нового общества, основанного на принципах уважения к своей стране, ее законам и прежде всего друг к другу.
70. Нельзя не отметить еще один феномен, свидетелями которого мы являемся в настоящее время. Как послевоенная западная Германия восстанавливалась руками турецких гастарбайтеров, массово оставшихся затем в Германии, так Польша строится руками украинцев, которых за последние годы сюда переехало несколько миллионов. За один лишь прошлый год поляками было выдано 800 000 рабочих виз украинцам! Фантастическая цифра, если задуматься.
Украинцы в Польше - именно эта тема была главной целью моей поездки в эту страну две недели назад и ее я раскрыл детально в
этом посте.