Даугавпилсский трамвай

Sep 24, 2012 01:08

Продолжая одну из моих любимых тем - трамвайную, в сегодняшнем посте я расскажу о трамвае второго по величине города Латвии - Даугавпилсе. В Латвии трамвайное сообщение есть всего в трех городах: Риге, Даугавпилсе и Лиепае.




История даугавпилсского трамвая берет свое начало в мае 1946 года, когда было принято решение о строительстве первой трамвайной линии в городе. 11 июня 1946 года началось строительство однопутной трамвайной линии по маршруту: Кожзавод - Вокзал, длиною 5,7 км и уже 5 ноября по достроенной ветке побежали первые трамваи Даугавпилса. Это были старые трамваи произведенные на Рижском вагоностроительном заводе в 1901 году.

Постройка трамвайной линии в Даугавпилсе: (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



Первое поколение даугавпилсского трамвая - трамвай "Феникс" на улице Даугавпилса: (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



В 1947 году была введена в эксплуатацию вторая линия трамвая, а еще через два года в 1949 году третья. В связи со строительством крупных индустриальных предприятий в конце 40-х годов и ростом пассажиропотока потребность в развитии трамвайной инфраструктуры резко выросла и в последующие годы и десятилетия три линии даугавпилсского трамвая постоянно удлинялись и на сегодня общая длина трамвайных путей Даугавпилса составляет 27 километров.

Спустя несколько лет после запуска трамвая в Даугавпилсе, устаревшие на то время трамвайные вагоны "Феникс" подверглись глубокой модернизации. Это было второе поколение трамваев в Даугавпилсе.

Модернизированные трамваи "Феникс": (источник: http://tramvajs.daugavpils.lv )



Третьим поколением даугавпилсского трамвая стали челябинские KTM/KTP-2, произведенные на Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Позже их сменили трамваями РВЗ-6М2, Рижского вагоностроительного завода, которые до сих пор формируют треть трамвайного парка Даугавпилса.

В 90-ых годах парк трамваев был дополнен вагонами нового типа KTM-5М3:


01.

На сегодняшний день трамвайный парк Даугавпилса состоит из 45 трамваев типа RVR, КТМ и Tatra.

Когда я приехал в Даугавпилс и увидел городские трамваи - я сразу понял, что буду писать о них отдельный пост. Даугавпилсский трамвай - это просто музей под открытым небом. На меня произвели впечатления трамваи, которые можно смело представить скорей в роли музейных экспонатов, чем рабочих лошадок. Я выделил полдня чисто на съемку городских трамваев и отправился гулять по городу с фотоаппаратом:


02.


03.

Начал я прогулку с обзора трамвайного депо:


04.

Обратите внимание на стилизованное под трамвайную тематику оформление ворот:


05.

Сделав несколько фотографий из-за забора я решил спросить у кого-то из работников, нельзя ли поснимать трамваи в депо. Но едва я показался из-за ворот с фотоаппаратом в руке, мужик стоявший на территории депо грубо пробубнел, что тут запрещено фотографировать и чтобы я спрятал фотик и валил ко всем чертям. Поэтому пришлось довольствоваться фотографиями из-за ворот:


06.


07.


08.

Промышленный электровоз постоянного тока ГЭТ (ЭП), локомотивы этой серии строились в СССР в 1930-х годах и предназначались для грузовых перевозок на трамвайных линиях и на путях предприятий. На сегодняшний день - настоящий раритет.


09.


10.


11.

Теперь непосредственно о самих трамваях. Самыми старыми из эксплуатирующихся в Даугавпилсе трамваев являются Рижские РВЗ-6М2:


12.

Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев, которое продолжалось до декабря 1987 года включительно. Из-за высокой ненадежности РВЗ-6 в течении времени проводились доводки узлов и механизмов трамваев и к названию модели прибавлялся индекс очередной модификации. Трамваи используемые в Даугавпилсе являются второй модификацией трамвая под названием РВЗ-6М2. Такие трамваи выпускались с 1974 года и имели ряд усовершенствований по сравнению с ранними модификациями и улучшенную надежность.


13.

РВЗ-6 был единственным видом советского трамвайного подвижного состава, чья эмблема «RVR» была написана  латинскими буквами. Иногда это вводило в заблуждение туристов, считавших РВЗ-6 импортными трамваями.


14.

РВЗ-6 работали в большом количестве городов СССР, включая Москву, Минск, Баку, Ереван, Тбилиси, Ташкент, Горький, Казань, Киев, Красноярск, Владивосток, Архангельск, Уфу, Липецк и многие другие.


15.

Рабочее место водителя РВЗ-6М2:


16.

Пассажирский салон:


17.

В ближайшее время в рамках проекта по обновлению инфраструктуры Даугавпилса планируется закупка 12 новых современных низкопольных трамваев, которые отправят на пенсию линейку старичков РВЗ-6М. Так что мне еще повезло прикоснуться к истории и застать этих ветеранов за работой.


18.


19.


20.


21.


22.

В 90-х годах трамвайное хозяйство Даугавпилса обновило парк трамваев, закупив 12 челябинских вагонов КТМ-5:


23.

Первые прототипы этого трамвайного вагона были построены в 1963 году на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени С. М. Кирова (УКВЗ), а серийный выпуск продолжался с 1969 по 1992 год. В истории мирового трамваестроения этот трамвай примечателен тем, что это самый массово производимый трамвайный вагон в мире. Количество построенных КТМ-5 и их модификаций перевалило за отметку в 14 000.


24.

Начиная с 1969 года и по сей день этот тип трамваев используется во многих трамвайных хозяйствах городов России и Украины. Несмотря на то, что это самый массовый трамвай в мире, в первый раз я увидел этот трамвай именно в Даугавпилсе. Трамвай имеет дешевую и простую конструкцию но вместе с тем обладает перечнем недостатков, куда так же относят внешний вид трамвая.


25.

Трамвай действительно лишен какого-либо внешнего лоска и запоминается довольно странным дизайном. Создается впечатление, что при проектировании этой модели трамвая разработчики экономили на всем, а в первую очередь на внешнем виде. Трамвай производит впечатление чисто функциональной железной коробки, цель которой доставить пассажиров из пункта А в пункт Б.


26.

Причиной такого странного дизайна стала изменившаяся в середине 1960-х годов в СССР «мода» на внешний дизайн транспортных средств. Округлые обтекаемые формы ушли в прошлое, уступив место более простым и технологичным «гранёным». Такой внешний облик создавался в СССР в то время одним из первых и считался очень современным. В результате такого облика трамвай получил ряд прозвищ, преимущественно с негативным содержанием. Наиболее часто встречающиеся из них - «утюжок», «гроб», «сарай».


27.

Рабочее место водителя КТМ-5 (все водители трамваев из тех, что мне довелось увидеть в этот день были женщины):


28.

Пассажирский салон. В хвосте трамвая сидит кондуктор: (в Даугавпилсе обилечивание пассажиров происходит сразу же на месте кондуктором, как в России и Украине:


29.

В эксплуатации трамвайного хозяйства Даугавпилса находится в единственном экземпляре модель трамвая КТМ-8, наследника модели КТМ-5, произведенный на том же же Усть-Катавском вагоностроительном заводе. Разработка КТМ-8 началась в 1983 году. Этот трамвай должен был заменить выпускавшуюся с 1969 года модель КТМ-5.


30.

Как видно по фотографиям этот трамвай успешно продолжил традиции заложенные в дизайнерских идеях своего предшественника КТМ-5. Он так же невзрачен, груб и некрасив.


31.

По причине значительных недоработок конструкции и низкого качества трамваев их производство было остановлено в 1995 году в пользу модифицированной модели КТМ-8КМ.


32.

Прокатиться на этом трамвае у меня не получилось но не думаю что он сильно отличается от предшественника.


33.


34.

Помимо перечисленных выше трамваях даугавпилсское трамвайное хозяйство владеет еще 11 вагонами чешских Татр Т3D, которые были в подержанном виде куплены у трамвайного хозяйства Шверина. Но за те дни, что я провел в Даугавпилсе я не видел на рейсе ни одной Татры. Не знаю с чем это связано.


35.

Вот и все вкратце о трамваях Даугавпилса. Как я уже писал выше, мне повезло еще застать за работой практически музейные экспонаты, которые в ближайшем будущем с закупкой Даугавпилсом современных низкопольных трамваев будут распилены на металлолом.

Источники информации, используемые при подготовки статьи:

http://www.tramvajs.daugavpils.lv/   -   Сайт трамвайного предприятия Даугавпилса.
http://wikipedia.org/                       -    Википедия

Другие мои репортажи на трамвайную тематику:

Кирничтальбан - трамвай в национальном парке "Саксонская Швейцария"
Дрезденский музей трамваев + история дрезденского трамвая

Латвия, трамвай

Previous post Next post
Up