В Нижнем Тагиле аккурат между железнодорожным и автобусным вокзалами на постаменте красуется традиционный паровоз - ветеран дорог, один из тех, кого массово списывали и либо распиливали, либо консервировали, либо устанавливали на постаменты по всему СССР в конце 1970-х - начале 1980-х. В данном случае это Л-1635 - коломенский паровоз серии "Л" 1951 года выпуска.
Л - сокращение от фамилии талантливого конструктора Льва Сергеевича Лебедянского, автора проекта. До 1947 года серия называлась П - "Победа". И название на самом деле имеет глубокий смысл (не менее, чем у тёзки-автомобиля). Идея паровоза родилась в 1942 году, когда в людях крепла уверенность в победе. И, как её признак, началась реэвакуация заводов. Возрождался коломенский завод, разбитый немецкой авиацией. Его прежней специализацией были локомотивы с листовой рамой, но вместо восстановления производства в прежнем виде решено было освоить более перспективные грузовые локомотивы с брусковой рамой. В результате под руководством Л.С. Лебедянского (ставшего лауреатом Сталинской премии) и учёного-паровозостроителя Сергея Петровича Сыромятникова к окончанию войны был подготовлен проект нового паровоза, которому было суждено стать одним из самых удачных и массовых в Советском Союзе. В народе за паровозом закрепилось название "лебедянка".
Паровоз с осевой формулой 1-5-0 развивал скорость до 80 км/ч, мощность машины составляла 2200 л/с. Всего с 1945 по 1955 год было построено 4200 шт. Вместе с Л по магистралям СССР бегали его основные конкуренты - серии СО и Еа (лендлизовские, из США) - уступавшие по ряду параметров (особенно, американские), а потому оттеснённые на периферию. Фактически, "лебедянка" стала "лебединой песней" советского паровозостроения - окончание его производства стало окончанием серийного производства паровозов вообще.
Л-1635 был последним паровозом нижнетагильского депо. В январе 1982 г. исполкомом народных депутатов было принято решении об установке машины на постамент. Слегка запоздало - приурочено это событие было к 100-летию Свердловской железной дороги (1878 - ввод в эксплуатацию участка Пермь - Нижний Тагил - Екатеринбург), да ещё к 260-летию города на всякий случай. На вечную мемориальную стоянку локомотив торжественно взошёл своим ходом по специально проложенным путям полтора года спустя - летом 1983 г. На сайте parovoz.com выложена копия фотографии из музея "Дом Черепановых" в Нижнем Тагиле. На фото: НОД-5 М.П.Шапошников открывает праздничный митинг по случаю установки локомотива-памятника. В тагильской прессе упоминают, что с этого события где-то сохранилась и видеохроника.
В качестве небольшого бонуса - установленный в этом году близ депо макет первого паровоза Черепановых. На заднем плане "засветилась" железнодорожная "газелька" - рельсовый автобус РА1-0073.
По вполне понятным причинам в Нижнем Тагиле паровозов Черепановых немало: на уличных постаментах по городу установлено 4 памятника (не считая того, что в музеях), 2 из которых - в 2015 году. Пожалуй, надо как-нибудь посвятить им отдельный рассказ.
UPD: Оказывается, Л-1635 не был последним действующим паровозом Нижнетагильского отделения. Как минимум, в 1985 году на ст. Смычка ещё заправлялся паровоз, использовавшийся на тот момент в качестве маневрового.