В глубине спального района города Рыбинска Ярославской области, среди печальных панельных девятиэтажек стоит самолёт Ту-104. Он как будто взлетает со своего высокого постамента вперёд через жилые кварталы в сторону Волги, уже наполовину оторвавшись от земли, а вокруг гуляют люди абсолютно к нему равнодушные - привыкли. Ну а я был нереально впечатлён.
Переднее шасси убрано, и машина нависает над площадью опираясь только на основные стойки.
В начале 1980-х на градообразующем предприятии (рыбинский моторостроительный завод, ныне НПО "Сатурн") было принято решение соорудить что-то грандиозное в честь трудовых достижений. Выбор остановили на самолёте, а это место с красивым перепадом высот отлично подходило для его установки. Завод в то время делал реактивные двигатели на разнообразные военные самолёты, а из гражданских - для Ил-62М и Ту-144Д, но для памятника удалось найти только старый списанный Ту-104. Его привезли на барже из Ярославля и подняли на это место в 1983 году. На следующий год облагородили постамент и сделали лестницы. Таким образом стоит он тут уже 33-й год.
Состояние самолёта депрессивное, но на первый взгляд некритичное. Он явно просто никому не нужен.
В постаменте за этой дверью располагается секция бокса местной СДЮШОР.
Самолёт надёжно приземлён за хвост.
Разруха вокруг поддерживается местными жителями, с детства привыкшими бухать и гадить там, где живут.
Вид вперёд по улице Моторостроителей.
Интересный дом с узорами прямо по курсу.
Люк.
Вид назад.
мозаика на доме справа:
Богиня инженеров-моторостроителей?
Непривычное сейчас расположение двигателя в корне крыла, которое впоследствии конструкторы больше не использовали - шумно и небезопасно.
Хвост.
Дверь. Изначально к ней вёл трап, и внутрь пускали. Сейчас все входы в самолёт вроде как закрыты, но говорят, что за 30 с лишним лет гопники выпотрошили его полностью.
Руль направления зафиксирован, проволокой видимо прикручен триммер. На киле ещё можно различить серп и молот.
Тоска.
Ту-104 - самый лучший первый советский реактивный пассажирский самолёт. В эксплуатации на регулярных пассажирских линиях был с 1956 по 1979 год. Под него появились новые современные стандарты работы аэропортов и обслуживания на борту. Но лететь он мог менее чем на 3000 км и был крайне непрост в управлении. Самолёт имел худшие показатели аварийности в истории советской авиации.
Модификация Ту-104А была рассчитана на 70 пассажиров (в базовой версии 50), имела более мощные двигатели.
Левая опора шасси.
Колёса.
Тень. Внизу на площади друг напротив друга стоят два магазина. Интересно, как они справляются с конкуренцией друг друга.
Правая опора.
Кабина.
Вообще нереальное какое-то зрелище.
Ту-104А СССР-42460 был выпущен в 1960-м году и проработал 20 лет на международных рейсах. Сначала в Москве, а с 1973 года у нас в Питере.
Выглядел он при жизни вот так:
Стокгольм, 1970 год. All aircraft should have registrations this size! (c)
Вид издалека от улицы Плеханова. Вот поедешь мимо, не будешь знать про самолёт, случайно кинешь туда взгляд - так и до ДТП недалеко.