Шри-Ланка. Автобусы

Nov 16, 2012 15:24

Общественный транспорт - верный друг и помощник любого туриста, с ним вы должны быть на ты, иначе рискуете переплачивать таксистам или вообще не добраться до места назначения. Поэтому мы, смело глядя в лицо опасности, всегда стараемся подробно исследовать эту тему, в индийский выпусках мы рассказывали о местных автобусах, сегодня очередь их шри-ланкийских собратьев. Автобусы на Шри-Ланке являются основным и, без сомнения, самым доступным видом транспорта, только с помощью автобуса мы сможете преодолеть путь между двумя произвольными точками на карте острова. Железнодорожное сообщение развито не так сильно и насчитывает всего несколько веток. В некоторых случаях автобусы передвигаются даже быстрее, а наличие кондиционера (см. ниже), телевизора и удобного кресла окончательно склоняет чашу весов в пользу данного вида транспорта.

Чтобы успешно пользоваться автобусами вам будет полезно знать, что существует два типа остановок. Первый - это bus stop, obturatio normalis, остановка обычная, в большинстве случаев на таких остановках тормозят автобусы местного назначения, автобусы дальнего следования эти остановки игнорируют. Обычные остановки можно распознать по специальным табличкам и особой разметке:




или по таким архитектурным формам:



2

Второй тип остановок - bus station, obturatio station, по-нашему автовокзал. Как правило, автовокзал состоит из нескольких платформ и множества автобусов, но в небольших городах его практически невозможно отличить от остановки, главным ориентиром могут послужить автобусы дальнего следования, которые в обязательном порядке останавливаются на станциях. Теперь, когда вы научились распознавать места остановки автобусов, пора перейти к технике посадки в них же. Не рассчитывайте увидеть таблички с направлением следования автобуса на английском, пользуйтесь универсальным языком цифр, старайтесь запоминать номера и по ним искать соответствующие платформы и транспорт.



3

Номер нужного автобуса можно узнать несколькими способами. Для начала спрашиваем у прохожих, в том случае, если ваш собеседник не владеет английским языком на достаточном уровне, научитесь доходчиво показывать цифры от 1 до 999 на пальцах, при этом не забывайте четко по слогам произносить название нужного вам населенного пункта, это срабатывает практически всегда. Еще одним источником информации может стать специальное подразделение работников автостанции, которое занимается отправкой автобусов, обычно эти люди обитают в специальных будках. Еще один неплохой, но не достаточно изученный, вариант - это воспользоваться услугами полицейских.

Теперь осталось разобраться с классификацией самих автобусов. Мы выделили 4 больших класса (это их групповое фото):



4

Обычные автобусы (средняя скорость 20-25 км/ч) - делятся на автобусы дальнего и ближнего следования, не могут похвастать кондиционером, но зато могут похвастать большим количеством открытых окон и обилием пассажиров. Такие автобусы останавливаются на любой остановке по требованию:



5

Почти все шри-ланкийцы обладают способностью держаться одной рукой за поручень, а второй позировать для камеры:



6

Экспресс бас - автобусы, которые следуют на большие расстояния с огромнейшей скоростью, около 30-35 км/ч и тот, кто скажет, что это небольшая скорость для Шри-Ланки, пусть первым бросит в меня стодолларовой бумажкой. Экспрессы совершают минимальное количество остановок с максимальным торможением и с таким же стартом, в это время пассажиры перемещаются по салону как манекены при краш-тесте, только без ремней безопасности. Цена билета на экспресс может быть чуть дороже, чем на обычный автобус:



7

Кондиционируемый автобус - тот же экспресс, но с закрытыми окнами, в салоне установлены кондиционеры. Как правило, это маленькие автобусы (очень похожи на наши маршрутки), стоимость проезда равна двойной стоимости проезда в экспрессе.



8

В основном все частники работают по следующему алгоритму. Подъезжая к каждой остановке, кондуктор пересчитывает количество свободных мест, если их количество больше нуля, то дверь открывается и кондуктор начинает кричать название всех населенных пунктов, через которые идет автобус.



9

Лакшери бас - очень интересный тип автобусов с блэкджеком и шлю... а не, это было не в Шри-Ланке. В общем, перед поездкой мы узнали приблизительную стоимость проезда и, садясь в автобус, уже заготовили нужную сумму, чтобы не платить дополнительные комиссионные. Однако, кондуктор назвал нам сумму в полтора раза больше, мы попытались объяснить, что его премиальные мы оплачивать не намерены, так как знаем сколько стоит проезд, кондуктор держался молодцом и все еще старался объяснить, что прав именно он, но его английский словарный запас работал против него (потому что ограничивался только цифрами) и через некоторое время его энтузиазм начал угасать. Сжалившись над совсем отчаявшимся кондуктором, мы решили воспользоваться помощью салона, ответ не заставил себя долго ждать. Оказывается дополнительная плата взималась за возможность во время поездки смотреть телевизор, это в корне меняло дело, культура - святое дело, и мы незамедлительно выдали необходимую сумму повеселевшему кондуктору и всю дорогу наслаждались просмотром музыкальных клипов шри-ланкийских исполнителей:



10

Других кардинальных отличий от экспресс автобуса мы не обнаружили, хотя нас уверяли, что кресла в люксе намного удобнее.

Обычные и экспресс автобусы бывают государственными или частными, их очень легко различать по раскраске, частные нарисованы оригинальнее и красочнее, государственные же не изменяют красному цвету:



11



12

Как правило, стандартный салон частного автобуса - это яркий вид, куча цветов, икон, музыка, доносящаяся со всех сторон, и, конечно же, мягкие кресла:



13

В этом плане государственные атобусы не такие стильные, их салоны поскромнее, но иногда могут удивить наличием одной или нескольких музыкальных колонок:



14

Кстати, система оповещения водителя о вашем намерении выйти из автобуса аналогична индийской. Не нужно бежать через весь салон или кричать “На следующей”, достаточно просто дернуть за веревочку и над ухом водителя зазвенит колокольчик (в продвинутых автобусах по всему салону расположены кнопки):



15

Молодой пассажир шри-ланкийского автобуса:



16

Билеты можно купить в самом автобусе с помощью специальных кондукторов, как правило, при себе они имеют электронный кассовый аппарат, который выдает талончик со стоимостью проезда и длиной поездки:



17

В отличии от индийских автобусов, кондукторы не имеют специализированной формы, обычно это молодые люди в своем:



18

Автобусы дальнего следования по дороге иногда делают остановки длительностью до 30 минут, чтобы пассажиры могли перекусить, перекурить и справить нужду. Поэтому будьте внимательны, если вам нужно ехать в соседнее село, то не садитесь на дальний автобус, ведь вам может повезти и через 5 минут поездки вы снова будете стоять на обочине и наблюдать за проезжающими мимо автобусами еще полчаса.



19



20



21

Дороги на острове, в основном, двухполосные (по одной полосе в каждую сторону) и, поскольку частный сектор борется за пассажиров весьма активно, экспресс автобусы стараются ездить с максимальной скоростью, обгоняя госов, рикши, прохожих и прочие объекты с меньшей скоростью. Поэтому на первых порах вам будет, мягко говоря, не по себе от их манеры перестроения и диких маневров на узких дорогах.



22

Поначалу нам казалось, что местные водители не понаслышке знакомы с Силой и творениями Джорджа Лукаса, другого объяснения как им удается избегать ДТП мы не находили. Но как оказалось позже, элементарный фарт, товарищи, от суровых законов физики не спасет даже молитва Будде. В первом ДТП, которое мы увидели на острове, участвовали именно автобусы, причем столкновение было из разряда жестких, лоб в лоб, не думаем, что у водителей были большие шансы остаться в живых. В следующем ДТП мы уже приняли непосредственное участие. Это произошло в Коломбо, наш автобус ехал во второй полосе, пока водитель не задумал перестроится в первую, чтобы подобрать/высадить пассажиров. Однако, автобус конкурирующей фирмы отказался освобождать место для перестроения, вероятно, в надежде самостоятельно завладеть новыми клиентов. Короче, все закончилось тем, что наш автобус подрезал жадину (или, как бы сказали наши водители, "козла") и тот притерся боком к припаркованной фуре. Интересно, что оба автобуса как ни в чем не бывало продолжили движение, хотя второму уже не хватало левого зеркала. Через некоторое время второй автобус догнал нас и водители все-таки решили провести разборки, единственным, понятным для нас словом было "полиция", но стражи правопорядка так и не приехали, да что там говорить, даже малюсенькой драки, драчушки, драчулички не было, немного покричали да разъехались, скукотища короче.

И напоследок пару полезных хаков в рубрике "Полезные советы". Если вы путешествуете по Шри-Ланке с багажом и не успели занять место в автобусе, то унывать не стоит, в этой стране существует чрезвычайно гуманная традиция - сидящие пассажиры абсолютно бесплатно возьмут ваш рюкзак себе на руки. Иногда даже не нужно об этом просить, у вас молча, как ни в чем не бывало, забирают багаж и движение продолжается. И еще один факт. Добраться до столицы Шри-Ланки, Коломбо, очень легко, через любой населенный пункт идут автобусы в данном направлении, такая вот местная фишка. В автобусе старайтесь не занимать первые места, они предназначены не для стариков и беременных, а для другой незащищенной социальной группы -  монахов, если вдруг свободных мест не оказалось и вы сели на одно из таких мест, то при первом появлении на горизонте служителя Будды вам придется освободить его блатное место. Сидеть рядом с монахом запрещается.

Завершаем рубрику полезных советов ценами на проезд в шри-ланкийских автобусах. Итак, стоимость одного км в обычном автобусе составляет приблизительно 1.2-1.5 рупии (на текущий момент 130 рупий приблизительно равняются 1 доллару), минимальная стоимость проезда 12-15 рупий, если перемещаться в пределах одного поселка или на небольшое расстояние.

Шри-Ланка, автобусы

Previous post Next post
Up