Сегодня мы отправимся в русский район, где компактно проживают евреи-эмигранты из СССР, и который местные называют Маленькая Одесса. Добро пожаловать на Брайтон Бич, колыбель русскоговорящей диаспоры Нью-Йорка.
Первые переселенцы появились здесь в 1970х годах, после того как в 1971 году CCCР разрешил еврейскую эмиграцию в Израиль, под официальной формулировкой "для воссоединения семей". К удивлению советских властей, желающих отказаться от счастливого социалистического будущего оказалось гораздо больше, чем ожидалось. Поэтому, даже выезжающие легально, стали изменниками родины, а само слово еврей заменили на "советские граждане лица еврейской национальности".
Желающие покинуть Союз проходили тщательную проверку и выплачивали компенсацию за образование, воспитание и прочие "хлеб-соль", полученные от щедрой страны. Обычно, для этого приходилось продать жилье и остальное имущество, тем более с собой его все равно не заберешь. Как результат, эмигранты попадали за границу с чистой совестью и карманами. Некоторые действительно оставались в Израиле, но большинство отправлялось на поиски лучшей жизни в Америку, в Нью-Йорк. В качестве новой родины был выбран Брайтон Бич, решающую роль сыграла не близость океана, а низкие цены на жилье, в те времена Брайтон был одним из беднейших районов Нью-Йорка. В 1973 году массовый выезд был прекращен, но предпосылки для следующих волн эмиграции уже были созданы, а община - сформирована.
Постепенно Брайтон Бич превратился в процветающий район и во многом благодаря диаспоре иммигрантов из бывшего СССР. Но проблем все еще много, более трети населения плохо говорит по-английски или вовсе не знает языка, в то время как в среднем по Нью-Йорку этот показатель держится на отметке 7%. Уровень жизни большей части населения Брайтон-Бич невысок. Доходы ниже средних по Нью-Йорку.
Район приветствует гостей скромной надписью:
Многие думают, что Брайтон Бич - одна улица под эстакадой метро, в принципе в этом есть доля правды, именно там кипит вся культурная и деловая "русская" жизнь, но сам райончик немного побольше. И нашу прогулку мы начнем на пляже Брайтона. Зимой здесь слегка безлюдно.
2
Жилой массив и пляж разделяет дощатая набережная, Променад Ригельмана, или как его называют местные - "бордвок". Променад соединяет Брайтон Бич с соседним районом Кони Айленд, где находится знаменитый парк аттракционов.
3
Из достопримечательностей - ресторан, где проходят ежегодные соревнования по поеданию хот-догов. К сожалению, мы приехали рановато, зато есть время набрать форму.
4
Местные жители иногда жалуются, что жизнь у них тут тоже не сахар, муниципальные власти, как и везде, разворовуют и пилят бюджет. В качестве примера были презрительно указаны эти туалеты на набережной. Говорят, каждый обошелся в пару миллионов. Пока что клозеты не введены в эксплуатацию и неизвестно, когда настанет этот долгожданный миг. Наверное чиновники боятся, что смекалистые брайтонцы (или брайтонбичцы) сразу поймут, на чьи туалеты были потрачены их налоги.
5
Возьмем немного в сторону от набережной. Район не ласкает глаз особыми красотами. Кстати, действие фильма и книги "Реквием по мечте" происходит именно здесь, на Брайтоне. Не подумайте, что мы на что-то намекаем, просто вспомнилось.
6
Брайтон не всегда был бедным районом, изначально он задумывался как курортное местечко, даже название получил в честь одноименного курорта в Англии. И надо сказать, что дела у района шли очень неплохо, состоятельные европейцы направлялись сюда косяками. Красивая набережная - это все, что осталось от былого успеха.
7
К сожалению, Великая Депрессия сменила плюс на минус, и до конца 1980-х Брайтон стал одним из самых неблагополучных районов города. Где-то же в это время компания Дональда Трампа начала плотную застройку района социальными многоэтажками. По аналогии с еще свежими в памяти «хрущевками», новые дома тут же окрестили «трамповками». Трамповки передавались городу в бесплатную эксплуатацию сроком на 40 лет. После этого жильцы должны были или выкупать свое жилье или выселяться. Тема оказалась рабочей и Дональд Трамп медленно, но стабильно становится владельцем драгоценной нью-йоркской земли.
8
9
Если не присматриваться, то и не поймешь, что ты в Нью-Йорке, а не в спальном районе какого-нибудь нашего города. Разве что во дворе паркуются покультурнее.
10
Да, и нельзя не отметить заботу о безопасности подрастающего поколения, возле перекрестка у школы обязательно дежурит дружинник:
11
Отправляемся на Брайтон-Бич Авеню, главную улицу, где под эстакадой метро сосредоточена все деловая и торговая жизнь района. Постоянных жителей на улице немного, мало кто хочет жить по соседству с круглосуточным нью-йоркским метро. Все дома вдоль улицы заняты магазинами и офисами, спектр предоставляемых услуг очень разнообразен, от недорогих звонков на бывшую Родину до гадания по руке:
12
Куда же без русских вывесок, в русском-то районе. У американских аптек (даже на Брайтоне) есть интересная особенность. В них сложно купить лекарства, но запросто можно купить газировку или шампунь. Без рецепта врача вам продадут только какой-нибудь аналог аспирина, но даже если у вас есть рецепт, то не факт, что нужное лекарство окажется в наличие. Чтобы как-то компенсировать недополученную прибыль, аптекари начали продавать бытовую химию и легкие закуски. Вот так уже лет 70 и спасаются.
13
Конкуренцию традиционным аптекам составляют их травяные аналоги. Так что если хотите купить шампунь на травах, стиральный порошок со свежестью альпийских лугов или мыло с ароматом лаванды, то вам в травяную аптеку:
14
15
Русская речь слышится кругом, а наши люди узнаются подсознательно, по какому-то особенному выражению лица и стилю одежды. По скромным подсчетам в Нью-Йорке проживает около 500 тыс. русскоговорящих. Некоторые из них даже жалуются, что до переезда в Америку говорили по-английски гораздо лучше. Американские компании не лезут в чужой монастырь со своими английскими вывесками и тоже говорят по-русски.
16
17
Любители советских фильмов в обиде не останутся. Вообще все время не покидает чувство, что вот-вот столкнешься на улице с героем Сергея Бодрова из фильма «Брат 2»:
18
Вместе с русскими сюда переехала и русская мода.
19
Если хозяин не может придумать оригинальное название магазина, то можно просто написать - «Русский магазин» и клиентура попрет:
20
Товар, в основном, импортный, из Украины, России и Белоруссии.
21
Для новоприбывших и тоскующих по Родине в супермаркетах есть специальные отделы «Плавной ассимиляции и реабилитации», где можно купить домашнее варенье и консервации:
22
23
24
25
Интересная история с хлебом. Дело в том, что американцы едят хлеб для тостов, который очень мягкий и не слишком подходит для клепания бутербродов, если предварительно его не поджарить в тостере. Но это не Америка, а Брайтон Бич, поэтому здесь продается нормальный русский хлеб, правда приготовленный на американской фабрике. Когда-то хлеб импортировался из заграницы, но по дороге он черствел, портился и в результате не пользовался спросом.
26
Есть товары из Польши:
27
Кроме многоэтажок еще встречаются невысокие 2-5 этажные дома. Наличие кондиционера - один из признаков того, что в квартире проживает русский, обычно просто устанавливают централизованную систему кондиционирования:
28
29
Уличная торговля деликатесами:
30
31
Театральные кассы. Местные жители с удовольствием ходят на концерты популярных и не очень популярных за океаном артистов:
32
На Галкине, наверное, будет аншлаг:
33
Рядом с кассами находится бутик, чтобы сразу же приодеться к концерту:
34
"И чьто мы тут имеем?"
35
Историческая зайстройка, она появилась еще до активной колонизации района нашими бывшими соотечественниками. Пожарные лестницы пока что не застеклили:
36
Немного в стороне от главной артерии Брайтона, Брайтон-Бич Авеню, начинается обычная одноэтажная Америка.
37
38
Монотонная застройка иногда разбавляется мелкими многоэтажками:
39
В отличие от Манхэттена, мусор собирается в контейнеры:
40
Ну и заканчивая нашу прогулку, наверное, нужно подвести какой-нибудь итог. Во время прогулки по Брайтону, нас все время не покидало странное чувство, позже мы сошлись на том, что это не умиление или радость встречи с родной культурой на чужбине, это скорее ностальгия. Ностальгия по прошлому. Брайтон скорее напоминает не Маленькую Одессу, а Маленький СССР. Его построили люди, которые уехали из настоящего СССР, но так и не смогли перестроиться. Поэтому они построили свой комфортный СССР (ну или что-то близкое к нашим 90-м) с колбасой и быттехникой, и теперь живут в нем в свое удовольствие, годами не бывая в других районах города.
В следующий раз мы посмотрим как происходит ассимиляция в китайском и итальянском кварталах.