Под взглядами удивленных туристов и случайных прохожих милиция вновь разогнала акцию по защите 31 статьи Конституции.
Милиция окружила Гостиный Двор таким количеством техники, что со стороны казалось, будто здесь как минимум должна идти мощная контр-террористическая операция по освобождению заложников и разминированию здания.
Блюстители правопорядка также сделали все, чтобы происходящее нельзя было осмотреть детально, не вмешиваясь в потасовку лично. Хотя у Гостиного Двора есть второй этаж торговых помещений, расположенный прямо над тем местом, где каждый раз собираются митингующие, он был заранее перекрыт. Поднявшись по лестнице можно было заметить лишь скучающего в ожидании действия милиционера. Хотя позже некоторых журналистов туда, видимо, все-таки пропустили.
Я не планировал приходить на эту акцию заранее, но оказавшись в центре в субботу вечером решил не упускать случая оценить реакцию людей на эти действия. Неожиданно для себя понял, что акцию “31” стало довольно сложно объяснить тем, кто не в курсе дела.
С одной стороны, обращая внимание на огромное количество милиции, тут и там можно услышать “31 число”, “несогласные” и т.п. фразы. Вот рядом две бабушки, лет по 60, показывая пальцами на автозаки, делятся впечатлениями о том, как жестко действовала милиция 31-го мая. Вот проходит ничем не выделяющая женщина и негромко, не поворачивая головы и не обращаясь к нам лично, не сбавляя ходу, совершенно четко говорит “присоединяйтесь” и уходит дальше. Тех, кто понимает в чем дело, их сразу видно. Но все-таки подавляющее большинство, наверное, 80%-90% совершенное не в курсе происходящего.
Примерно в 18:05, когда начинают скандировать лозунги, движение на тротуарах вокруг частично замирает, и люди начинают усиленно интересоваться происходящим. Маленькая девочка, постояв пару минут, предлагает родителям “пойдемте домой, по телевизору потом посмотрим”, родители на полном серьезе соглашаются, как и некоторые другие зеваки. Действительно, Первый канал 31 июля даст репортаж об акциях протеста, а именно - о водителях бензовозов в Греции, ведь зарубежные протесты при цензуре на телевидении намного важнее для наших граждан, нежели события в Москве и Санкт-Петербурге (
репортаж).
Эффект информационной изоляции на лицо: если люди не читают новостей в интернете и слабо интересуются общественной жизнью, то они не только не понимают происходящего, но и отказываются принять объяснение.
Вот две женщины, по виду - продавщицы соседних магазинов, обсуждают происходящее. Для них это - разборки болельщиков после матча “Зенит” - “Рубин”, об этом им только что сообщил милиционер. Моя попытка внести сомнение, обратив внимание хотя бы на то, что болельщики не выкрикивают лозунгов о свободе в России, не принесла успехов. Когда я заговорил о 31 числе, Конституции и прочем, услышал в ответ фразы вида “Вы что, один из них?”, “Вы, видимо, с ними?”, причем с явно подчеркнутой интонацией со смыслом “всё с вами ясно”.
Вот проходят рядом люди и спрашивают в чем дело. “Болельщики” - идет краткий ответ, прохожие быстро уходят, получив всю необходимую информацию. Попробуйте за одну секунду дать настоящее объяснение про статью в Конституции. К тому же, вокруг действительно курсируют одна за одной машины с флагами “Зенита” в честь очередной победы, так почему бы и не поверить?
Некоторые водители останавливаются и спрашивают из окна машины у гаишников в чем дело, отчетливо слышен ответ - “несогласные”. Почему одни милиционеры врут, а другие отвечают более или менее правдиво - большой вопрос.
Неожиданно сложно оказывается объяснить и суть происходящего иностранцам, коих в летний день на Невском предостаточно. “What’s going on?” - так начинается диалог с иностранцем. Когда начинаешь объяснять, что люди митингуют за одну из статей Конституции, то тут же следует вопрос-уточнение “против Конституции”? Наверное, это действительно редкость, когда люди собираются митинговать за существующий закон, а не против. Тем более невероятно для иностранцев, что милиция разгоняет людей за обыкновенную попытку собраться в определенном месте со значками и футболками “31” и скандировать лозунги. Большинство выражает абсолютное недоумение, дело даже не в поводе и лозунгах, а в том, что митингующие не делают ничего, за что их стоило бы грубо задерживать.
Милиция вела себя не столько жестко, сколько жестоко. Никто не пытался поймать всех участников или быстро закончить дело. Например, один бодренький старичок, когда его подвели к автозаку, вырвался, перебежал через Невский и спокойно скрылся. Ни один из милиционеров за ним не бросился, зато стали кричать друг на друга от недовольства. В какой-то момент часть людей, уже запертых в автозаке, открыли его люк и вылезли на крышу машины. ОМОН не церемонился - сбросил людей на асфальт.
Click to view
Корреспонденты “Фонтанки” пишут, что некоторые после падения разбили головы об асфальт. В принципе, такими действиями могли и убить людей.
Не волновало сотрудников милиции и наличие повода для задержания. Кричал человек что-нибудь (хотя это и не является законным поводом), держал ли значок (и это не повод), задержать могли в любом случае.
Вот журналист, которого уже несут молодчики за руки и за ноги громко кричит “Я с газеты “Мой район” - все равно оказывается в кутузке (
видео). Задержали и других журналистов, теперь редакция газеты “Европеец” подает в заявление в прокуратуру (
источник). Задерживали случайных прохожих и зевак: «
А ты, чего смеешься?!». Доставалось и пожилым людям, если они не успевали отбежать от рьяно работающих блюстителей правопорядка.
Пожилые оказывались в курсе событий чаще, чем люди среднего возраста, к тому же, были определенно на стороне митингующих, они подбадривали фотографов и просили “снимайте, снимайте, и в инте-нет выкладывайте”.
О законе
Не лишне напомнить о российском законодательстве, чтобы было легче оценить, кто же именно нарушает в данном случае законы.
1. Задерживать людей наш закон позволяет только по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Во всех остальных случаях, если можно удостоверить личность человека на месте, милиционер имеет право лишь оформить протокол о нарушении, с последующей передачей дела в суд. За обыкновенное участие в митинге - штраф. Арест может быть наказанием только в том случае, если акция проходит “в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ”, но и это еще не повод задерживать. Арест может быть наказанием лишь тогда, когда проведение в митинга около “ядерной установки” в итоге “осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды”.
Как вы все знаете, никаких ядерных установок в Гостином Дворе нет. Поэтому если только в подвалах этого здания где-нибудь не хранятся радиоактивные отходы, то все задержание всех участников незаконны, т.к. ни одного из них нельзя было задерживать в связи с отсутствием наказания в виде лишения свободы.
Источник:
статья 20.2 КоАП РФ.
У них у всех можно было бы спросить документы, составить протоколы о нарушении, а затем через суд пытаться доказать, что они действительно не имели права собраться со значками “31” и прокричать “Россия будет свободной” в этом месте.
2. Отдельно стоит описать следующий трюк: часто составляют протоколы о неповиновении законным требованиями сотрудника милиции, за что может быть предусмотрено лишение свободы до 15 суток. Но здесь самое интересное, что они судят людей за одно только неповиновение, не предъявляя других обвинений, что, как вы понимаете, является абсолютным бредом. Потому что для этого неповиновения законным требованиями необходимо нарушить сначала что-то другое, за что у граждан можно было бы что-нибудь законно потребовать. Но наши судьи со спокойной душой могут осудить за одну только эту статью, даже не задумываясь об абсурдности обвинения.
3. И конечно же, милиционер перед задержанием (если на то есть основания) обязан представиться и по требованию сообщить свои полные ФИО, должность, звание и отделение, в котором он работает. Как вы понимаете, ничего из этого ни один милиционер не делает, хоть и обязан. И задерживают в данном случае не уголовников, не хулиганов, не погромщиков, наоборот, люди стоят и никуда уходить не собираются. В данном случае нет никаких проблем с составлением протоколов и установлением личностей.
4. Как можно заметить, милицейские машины полностью заняли полосу, выделенную исключительно для движения общественного транспорта, причем с обеих сторон Невского проспекта, что является нарушением ПДД.
Повесить георгиевскую ленточку гаишники не забывают, а вот о соблюдении ПДД - легко. Да, они могли бы остановиться там на законных основаниях, надо было бы просто включить мигалки (пусть и без звука). Но никто из них этого не сделал, а у автозаков нет и самих мигалок. К тому же, перегораживание двух полос для движения общественного транспорта (а также и перекрытие дорог для отъезжающих один за одним автозаков с задержанными) создавало пробки на дорогах.
5. Митинги действительно необходимо согласовывать с местной администрацией, путем подачи уведомления о месте проведения. В некоторых случаях, в соответствии с законом, можно в принципе ограничить проведение публичного мероприятия, но для этого должны быть законные на то основания. Отказ согласовать митинг на Дворцовой площади из-за того, что “будут проводиться работы по реставрации арки Главного штаба”, при том, что арка находится на краю площади, которая вмещает десятки тысяч людей - это определенно незаконный запрет, что очевидно для любого здравомыслящего человека. К тому же, местные власти обязаны предложить альтернативное место проведения, что они опять же не сделали (
источник).
Можно оценить незаконность запрета, просто взглянув на фото Дворцовой площади (на тот случай, если вы на ней ни разу не были) и попытаться представить, как пара сотен человек могла бы помешать каким-либо (якобы) запланированным реставрационным работам на Арке Главного Штаба.
Итого
Вот и получается, что митингуют люди за простейшее соблюдение законов, пусть и без того несовершенных. Ситуация стала настолько абсурдной, что не знающему деталей человеку уже крайне тяжело понять, что вообще происходит. Как может быть так, что милиция разгоняет людей, выступающих в поддержку Конституции, на которой Путин дважды лично клялся? Если вникнуть в происходящее, то становится очевидно, что столь явное нарушение исполнительной властью законов - это абсолютная деградация институтов правопорядка и защиты прав граждан в целом, незаконные отказы местной власти в согласовании мероприятий - признаки явной коррупции, а приговоры участникам митингов - следствие разложения судебной системы. Принять и понять это тяжело, да и противно. Лучше выбрать версию попроще, понятнее. “Болельщики” - это ведь только частный случай, а по сути - это выбор жизненной позиции.
Добавить в друзьяЧто это?